Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ландшафтный стиль –см. Регулярный стиль. 3 страница




ОСВЕЩЕНИЕ САДА – несет утилитарную нагрузку и создает декорационные эффекты как элемент дизайна и в связи со специ-фикой освещения различных объектов.

В зависимости от утилитарной нагрузки выделяют:

• функциональный свет, например, освещение дорожек, въез-да на территорию парка, входа в дом или подсветка ступеней лестниц;

• акцентный – свет, который фиксирует внимание на опреде-ленном элементе озеленения или малой архитектурной форме, на-пример бра в беседке;

• универсальный – освещается практически весь сад или его большая часть.

Основные типы освещения – заливающее, сопровождающее, де-коративное, техническое:

• заливающее создает равномерную комфортную среду в местах
сосредоточения людей, например, на подъездных площадках, зонах

. отдыха, детских площадках, зрительно уменьшает площадь, поэто-му в небольших садах применяется ограниченно;


• сопровождающее – светильники закрепляют на высоте около двух метров или встраивают в поверхность мощения, может играть и декоративную роль, подсвечивая подпорные стенки, водоемы, композиции из камней;

• декоративное освещение предназначено для создания эффекта светотени, акцентирования внимания на отдельных сооружениях или элементах озеленения, оно также используется при освещении водоемов и создании светящихся объектов;

• техническое освещение обычно устраивается для хозяйствен-ных нужд.

Освещение может иметь различную интенсивность. Самый низ-кий уровень равен 0,4 свечи, соответствует естественному лунному свету и называется «тусклым», осветив сад таким образом, добива-ются эффекта лунной ночи. Наиболее подходящая интенсивность для сада колеблется в пределах от 1 до 8 свечей. Для создания праздничного яркого освещения его интенсивность устанавливают несколько выше 8 свечей.

По способу установки светильники подразделяют на:

• настенные, обычно предназначены для освещения посадок;

• подвесные или стационарные, устанавливаемые на фундамент;

• переносные.

В соответствии с особенностями дизайна различают классичес-кие светильники, светильники в стиле модерн или хай-тек, в после-днее время становится моден так называемый дворянский стиль.

Вместо светильников можно установить низкие лампы, которые маскируются в зелени. Особая конструкция позволяет их поворачи-вать, направляя луч в желаемую сторону.

В условиях сада и парка для равномерного освещения наиболее приемлемы светильники-торшеры, в соответствии с отечественной терминологией – венчающие светильники.

Чтобы подчеркнуть рельеф местности, отметить направление и форму пешеходных дорожек используют маркировочное освещение. При необходимости создания видимых световых линий прямо.на поверхности земли, применяют особые ударопрочные и герметич-ные светильники, встраиваемые в почву. Существуют также и осо-бые сенсорные лампы (GL 605), которые включаются на заданный режим, реагируя на тепло, выделяемое человеком, а затем снова


переходят в режим подсветки. Время яркого освещения можно от-регулировать до желаемой длительности.

Освещение различных элементов сада с целью увеличения их декоративности имеет свою специфику.

Для цветников и газонов обычно используют заливающее осве-щение, при этом особенно важен спектральный состав света, кото-рый часто подбирают с учетом окраски цветов, например натриевые лампы для цветников с преобладанием красного цвета или ртут-ные – с преобладанием сине-голубого. Для подсветки небольших клумб или групп цветущих растений рекомендуется использовать светильники «грибки», «зонтики», «колокольчики».

Контурное или контражурное освещение необходимо для того, чтобы подчеркнуть интересную форму кроны дерева или штамбово-го кустарника, объект в этом случае находится между источником света и наблюдателем.

Освещение скользящим лучом осуществляется при помощи ис-точников света, расположенных на самом объекте или в непосред-ственной близости от него. Такое освещение создает атмосферу та-инственности, неожиданно выделяет некоторые компоненты объекта.

Диагональное освещение занимает промежуточное положение между боковым и фронтальным, при сочетании его с боковым пере-ходы светотени становятся более яркими, поверхность объекта вы-деляется рельефнее.

У дорожек светильники устанавливают на опорах различной вы-соты, отдельные деревья, кустарники и клумбы освещают стацио-нарными прожекторами на заостренных стойках, укрепленных в почве, возможно использование светильников-столбиков (цв. вклей-ка фото 73).

Встроенная подсветка идеально подходит для навесов, фасадов, пергол, она предназначена для освещения небольших площадей.

Совершенно особая задача – освещение водоемов. Для этого ис-пользуют светильники, расположенные на стойках, установленных в водоеме или на берегу. Оригинально выглядят светильники марки OASE, плавающие на поверхности воды (рис. 69). Для освещения каскадов или водопадов часто используют подводные светильники, иногда с цветными фильтрами.


Рис. 69. Плавучие светильники в водоеме.

Существуют беспроводные светильники на солнечных батаре-ях – их устанавливают для того, чтобы выделить затемненные уча-стки, ступеньки лестницы или дорожки, ведущие к дому, альпий-ские горки, декоративные клумбы. На панели таких светильников в течение всего дня или достаточно длительного времени должен попадать солнечный свет.

Декоративность сада в темное время суток усиливают «лунные камни» – особый тип светильников, выполненных в виде нату-ральных камней с одной – двумя лампочками внутри.

Значение освещения в ландшафтном дизайне столь велико, что в Европе и Америке недавно появилась очень модная и высокоопла-чиваемая специальность – Lighting designer. Специалисты данного профиля занимаются только проблемами освещения садово-парко-вых ансамблей, вне зависимости от их размеров. Благодаря цвет-ным подсветкам, в вечернем саду обычный куст цветущего жасми-на превращается в уникальный объект с фиолетовыми, золотисты-ми или зеленоватыми цветками. При помощи света можно обыгры-вать не только цвет и композицию, но и плотность пейзажа, его фактуру, глубину. Подсвеченные холодными синими тонами пред-меты кажутся более удаленными от наблюдателя, а теплые тона зрительно приближают их.

ОСЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – планировка парка или участка, при которой доминирует одно ярко выраженное осевое направление.


Вдоль него сосредоточены основные архитектурные сооружения, па-радные аллеи, бассейны, фонтаны, скульптуры.

ОССИАНИЗМ – стилевое течение, характерное для романтичес-ких парков начала XIX века. Название связано с именем одного из героев произведений шотландского поэта Д. Макферсона странству-ющего барда Оссиана. Мода на «дикую» природу, скалы, сумрач-ные лесные кущи, сосновые рощи и хаосы характерна для оссиани-ческих садов. Наиболее отчетливо этот тип проявился в планировке парка Монрепо, где стихия камня и воды великолепно сочетается с сумрачными северными растениями (цв. вклейка фото 74, 75).

ОСТРОВ – искусственное земляное или каменное сооружение, размещаемое на водоеме и служащее для оживления пейзажа, со-здания разнообразных перспектив.

«ОСТРОВ» – уединенное место в парке, предназначенное для созерцательного отдыха, размышлений в одиночестве. «Остров» обычно был изолирован от шумных аллей плотными посадками де-ревьев или кустарников, и лишь в редких случаях – водными пре-градами.

ОТВОДОК – часть стебля с образовавшимися на нем придаточ-ными корнями, которую отделяют от материнского растения. Фор-мирование отводков – один из наиболее распространенных спосо-бов вегетативного размножения растений. Таким образом можно размножить клематисы, вистерию, магонию, кампсис, некоторые виды хвойных.

ОТПРЫСК КОРНЕВОЙ – молодое растение, образующееся из придаточных почек на корнях материнского. Могут образовываться у многих плодовых деревьев. Чаще всего их необходимо удалять, чтобы не допустить конкуренции с материнским растением.

ОТРАСТАНИЕ – способность растений к регенерации, восста-новлению наземной части многолетних трав, кроны или корневой системы после поломки или обрезки.

ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО РАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ – растения, го-дичный прирост которых составляет не более 15 см (самшит, кедро-вый стланик, можжевельник, тис ягодный).


П

ПАВИЛЬОН – сооружение в саду или парке, имеющее сравни-тельно компактный объем, легкое по конструкции, предназначен-ное для отдыха или созерцания, наиболее типичное для японских и китайских садов. Часто павильоны в этих садах имели поэтические названия: Павильон Серебряного павлина, Павильон созерцания и воспоминания, Павильон «Пять Драконов».

ПАЛЕСТРА – здание или площадка для физических упражне-ний в Древней Греции.

ПАЛИСАД – 1) легкая деревянная трельяжная изгородь; 2) час-токол из бревен, заглубленных в почву, используемый для закреп-ления склонов.

ПАЛИСАДНИК – небольшой земельный участок, находящийся между фасадом здания и тротуаром, отделенный от последнего ог-радой, забором, живой изгородью, подпорной стеной. Обычно в нем размещают композиции из деревьев, кустарников, лиан и цвету-щих травянистых растений, иногда там же выставляют комнатные цветы в контейнерах. Может выполнять защитные функции или быть вариантом небольшого курдонера (см.).

ПАЛЬМЕТТА1) один из способов формирования кроны в ос-новном плодовых деревьев, пальметты обычно формируются в од-ной плоскости, и боковые ветви отходят от центрального ствола под углом 90° или 45°, различают такие виды пальметт, как горизон-тальная (рис. 70.1), канделябровидная (рис. 70.2), Верье (рис. 71.1), круговая (рис. 71.2); 2) см. ЭЛЕМЕНТЫ ЦВЕТОЧНЫХ ПАРТЕРОВ.

ПАНДУС– садово-парковое сооружение, представляющее на-клонную плоскость, заменяющую лестницу и служащую для пере-ходов или въездов с одной террасы на другую, с продольным укло-ном поверхности не более 8°. Впервые появился в террасированных парках XVII-XVIII веков. См. также ИТАЛЬЯНСКИЙ ПАНДУС.

ПАНОРАМА – широкая многоплановая перспектива, позволя-ющая свободно обозревать открытое пространство, обычно с при-поднятой видовой точки.


Рис. 70. Простые пальметты: 1горизонтальная; 2канделябровидная с 4 ветвями

Рис. 71. Сложные пальметты: 1 – пальметта Верье; 2круговая

ПАПОРОТНИКОВЫЙ САД – один из видов монокультурных садов. Для его устройства необходимы затененные участки с рых-лой влажной почвой. В зависимости от вида растений, их выса-живают на расстоянии от 30 до 50 см друг от друга. В папоротни-ковом саду замечательно выглядит каменистый ручей, можно также создать рокарий или папоротниковое «ущелье» (см. каме-нистые сады). Несмотря на то что папоротники относятся к выс-


шим споровым растениям и никогда не цветут, они обладают дос-
таточным декоративным потенциалом, благодаря крупным слож-
ным ажурным листьям, обычно собранным в розетку. Небольшие
папоротниковые сады весьма уместны в пейзажных романтичес-
ких парках.,
Для создания папоротникового сада рекомендуются следующие
виды:

• кочедыжник женский (Athyrium filixfemina), высота от 30 до 150 см, листья продолговато-эллиптические в очертании, слож-ные дважды-четырежды раздельные;

• страусник обыкновенный (Matteuccia struthiopteris), с эффек-тной розеткой листьев от 50 до 120 см высотой, с вертикально на-правленным специализированным спороносным листом;

• листовик сколопендровый (Phyllitis scolopendrium), отличает-ся цельными вайями, плотными, широко-линейной формы, высота растения 30-60 см;

• орляк обыкновенный (Pteridium aquilinum) и крымский {P. tauricum) – листья в очертании треугольные, крупные, трижды перистосложные с подвернутым краем, высота розетки до 2 м;

• чистоус величавый (Osmunda regalis) – листовые пластинки крупные, до 80 см длиной, дважды перистораздельные;

• многоножка обыкновенная (Polypodium vulgare) и пильчатая (Р. serratum) – листья однажды перистораздельные с цельнокрай-ними (у обыкновенной) или остропильчатыми (у пильчатой) сегмен-тами, высота растения 40-60 см;

• адиантум венерин волос (Adianthum capillus) – листья в очертании широко-продольные, дважды или трижды перистораз-дельные, высота растения до 35 см, предпочитает каменистые суб-страты;

• криптограмма курчавая (Cryptogramma crispa) – спороносные листья изящные, трижды или четырежды перистораздельные, веге-тативные яйцевидные, перистонадрезанные, высота растения до 25 см, хорошо развивается на влажных скалистых участках;

• оноклея чувствительная (Onoclea sensibilis) – растет на мел-ководье в затененных участках, листья светло-зеленые дельтовид-ные в очертании, перисторассеченные, к осени появляются красно-вато-коричневые спороносные листья, высота растения 35-60 см.


Для рокария подойдут вудсия эльбская (Woodsia ilvensis), косте-нец волосовидный (Asplenium trichomanes), пузырник ломкий (Cystopteris fragilis) и многорядник копьевидный (Polystichum lonchitis). Особенно хороши садовые формы адиантума стоповидно-го (Adianthum pedatum) Japonicum с красноватыми побегами и Aliuticum с карликовым типом роста и голубыми вайями.

ПАРАДИЗ – древнеперсидский сад, изобилующий розами, пти-цами, фонтанчиками, небольшими затененными водоемами, симво-лизирует рай на Земле.

ПАРАПЕТ – невысокая стенка, служащая ограждением террас, набережных, лестниц, крутых склонов, дорог.

ПАРК – обширная, обычно более 10-15 га, озелененная терри-тория, благоустроенная и художественно оформленная, предназна-ченная для отдыха под открытым небом. Термин проник в рус-ский язык в XVIII веке из Англии и первоначально означал рощу естественного происхождения или участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами свободных очертаний, в нем устанав-ливали скульптуры, беседки и т. д. В настоящее время парки рас-сматриваются как важнейший элемент общегородской системы озеленения и рекреации: они выполняют оздоровительные, куль-турно-воспитательные, эстетические и природоохранные функции. По мнению Б.К. Ганнибала, одной из главных функций парков является природоохранная, затем рекреационная, включающая и эстетическую. Отличительной чертой парков представляется спо-собность их к саморегуляции либо с самого начала, либо на опре-деленном этапе.

Парки подразделяют:

• по функциям – на парки культуры и отдыха, детские, куль-турные, мемориальные, парки-музеи;

• по местоположению и использованию населением – на обще-городские, районные, загородные;

• по характеру рельефа территории – пойменные, овражные, нагорные и др.

В словаре ботанических терминов дается следующее определе-ние: Парк – сочетание зеленых насаждений с дорожками, аллеями и водоемами, предназначенное для украшения местности, где отды-хают люди.


Экологический словарь определяет парк как земельный участок, занятый естественной или специально посаженной растительностью и благоустроенный для отдыха и культурного времяпрепровожде-ния населения.

ПАРКОВЫЕ ЛЕСА – светлые с практически полным отсутстви-ем подроста (кустарниково-травяной ярус).

ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ – изреженные леса естественного или искусственного происхождения, встречающиеся в различных зонах.

ПАРНАС – естественный или искусственно созданный холм с вьющейся спиральной тропинкой или дорожкой, ведущей от осно-вания к вершине, и видовой площадкой. Иногда вершину холма украшает крупное дерево, чаще всего дуб. Вид с Парнаса много-кратно меняется по мере подъема. Символическое значение Парна-са– обитель Аполлона и муз.

ПАРТЕР – в садово-парковом искусстве открытая часть парка с газонами, цветниками, бордюрами из кустарника, иногда украшен-ная скульптурами, куртинами, отдельными деревьями – солитера-ми (цв. вклейка фото 76). В парках регулярного стиля XVII в. это чаще всего участки правильной формы с узорами из стриженого самшита, цветного песка, толченого кирпича, угля, в пейзажных парках обычно выполнялся в виде лужаек (цв. вклейка фото 77). Для регулярных партеров соотношения сторон могут составлять 1:1,5, 1:2, 1:3, 1:4. В XX веке партеры формируются в виде цветоч-ных клумб, разделенных мощеными дорожками, появляются так-же ковровые цветники в виде сплошного рисунка из летников и ковровых растений, вписанных в геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник. В современных достаточно аскетичных партерах рисунок на газоне выполняет роль каймы или обрисовы-вает контур газона. В регулярных парках партер, образующий па-радную часть, обычно разбивается у главных зданий, монументаль-ных сооружений и памятников и отличается строгостью линий и форм.

Иногда в партерах сочетаются регулярные элементы (газон или цветник в центральном геометрическом контуре) со свободными цветочными композициями в виде миксбордера, расположенного по опушечной полосе.


Партеры классифицируют в зависимости от используемых мате-риалов и сложности рисунка. В группу сложных партеров, где фо-ном обычно служат инертные материалы, входят кружевные (бро-дери), наборно-орнаментальные, английские, разрезные; во вторую группу – простых, в которых фоном служит газон, – включены партеры без обрамления или с обрамлением и партеры с орнамен-том (рис. 72).

Партер английский – разновидность классического садового партера, отличается относительно более простым рисунком и вы-



 



Рис. 72. Типы партеров:

a, b – бродери (кружевные); с – наборно-орнамен-

тальный; dанглийский; е – разрезной

(по Н.А. Ильинской)


полнен с участием газона и песка, иногда с использованием цвету-щих травянистых растений (рис. 72, d, цв. вклейка фото 78).

Партер кружевной (бродери) – узорчатый партер-«вышивка» – вид садового партера со сложным рисунком, выполненным из «мер-твых» материалов, обычно на фоне песка (рис. 72, а,b). Он харак-терен для периода классического садового искусства конца XVII – начала XVIII вв. Исторически- не допускалось сочетание газона в качестве фона с бордюром из стриженого самшита или других кус-тарников. Самый известный партер-бродери, длиной 3 км, находит-ся в поместье Во-ле-Виконт и является одной из первых работ гени-ального садостроителя Андре Ленотра. Он создал этот ансамбль для министра финансов Франции эпохи правления Людовика XIV Ни-коля Фуке. Во-ле-Виконт так поразил Людовика, что он немедлен-но «переманил» Ленотра, дал ему звание придворного садовника и поручил работу по созданию Версаля, а Фуке вскоре лишили поста и даже посадили в тюрьму. Бродери в Во-ле-Виконте поражает тем, как при минимальном наборе средств можно создать фантастичес-кое зрелище: «вышивка» проводилась только растениями самшита, а роль «канвы» выполняли битый кирпич бордового цвета и пере-ливающийся черно-серый антрацит.

Партер наборно-орнаментальный – вид партера-бродери, сочета-ющегося с поверхностями стриженого газона, фоном обычно слу-жила толченая черепица (рис. 72, с). Иногда их делают в виде этни-ческих узоров.

Партеры разрезные обычно выполнялись на фоне песка или дру-гих мертвых материалов, главная роль отводилась цветущим расте-ниям, заполнявшим элементы рисунка, обрамленные стриженым самшитом, по таким дорожкам можно было ходить (рис. 72, е). Партер такого типа был устроен перед дворцом Монплезире в Пе-тергофе. У оранжерей на этих партерах устанавливали кадочные растения.

Цветочно-газонный партер – фоном служит газон, рисунок со-здается с использованием почвопокровных и крупнокустовых рас-тений, такой партер особенно наряден в период цветения.

Газонный партер – на фоне крупнозернистого песка, чаще всего коричневатого цвета, сделаны «рисунки» из низко стриженного га-зона, как, например, в Цвингере (Дрезден) (цв. вклейка фото 79).


Комбинированный партер – сложные композиции из цветущих растений, камней, мха.

Цветочно-орнаментальный партер – композиция из партерных цветущих растений высотой от 15 до 25 см или стриженого кустар-ника 30-50 см высотой, промежутки между геометрическими фигу-рами орнамента заполняются газоном.

Газонно-орнаментальный партер – один из самых сложных, это углубленный в поверхность партера рельефный рисунок в виде гео-метрического орнамента, заполняется цветной галькой, щебенкой, мраморной крошкой, толченым кирпичом или компактными низ-корослыми почвопокровными растениями со светло-зеленой или серо-зеленой листвой.

На пересеченном рельефе в состав партеров включают каскады, бассейны, лестницы, террасы или одернованные склоны.

Водный партер представляет несколько бассейнов обычно пра-вильной геометрической формы со спокойным зеркалом воды (рис. 73). Такие партеры устраивались в Италии (вилла Гамбер-райя, партер из 4-х водоемов) и Испании (сады Генералифе). Нео-быкновенный эффект дает сочетание водного партера и плоского партерного сада, как на вилле Ланте (рис. 74).

Композиция партера имела определенные закономерности: ветви узора не должны быть слишком длинными, в больших партерах они прерываются вставками в виде картушей (см.) и газонных ра-ковин.

Цветочный партер составляется только из цветущих и декора-тивнолиственных растений и обрамляется каймой из газона, рису-нок обычно достаточно скромный, растения низко- или среднерос-лые, окраска цветков насыщенная, но не слишком яркая.

ПАРТЕРНЫЙ САД – сад регулярного стиля с доминированием газонных площадей, цветников партерного типа и водоемов. Ис-пользуемые деревья и кустарники обычно располагаются по пери-ферии куртин и клумб, растения подвергаются регулярной стриж-ке, им придается форма куба, шара, конуса.

Один из наиболее интересных вариантов партерного сада – партерный сад-лабиринт, напоминающий сады Франции и Италии XVI века. Для него характерно обилие клумб причудливой формы и декоративных элементов, создающих затейливый орнамент, лишь


Рис. 73. Водный партер виллы Гамберайя (по В.В. Дормидонтовой)

Рис. 74. Сочетание геометрических цветочных и водных партеров виллы Данте (план)


слегка возвышающийся над уровнем почвы. Такой сад обычно со-здается, чтобы любоваться им из окон второго этажа дома или вил-лы. Иногда сад-лабиринт устраивают только из стриженого самши-та, свободные участки в рисунке засаживают красивоцветущими травянистыми многолетниками или, что более правильно с истори-ческой точки зрения, заполняют цветным песком или гравием.

ПАСТОРАЛЬ – идиллическое восприятие сельской жизни, в са-дово-парковом искусстве наиболее отчетливо проявилось в пейзаж-ных романтических садах многих стран, в том числе и России, осо-бенно при создании малых архитектурных форм: хижина пастуха, шалаш, изба с сидящими в ней «пейзанами». В поместье графа Шереметева фигуры «мужичков* были сделаны так искусно, что гости принимали их за живых крестьян. Впрочем, живым крепост-ным, облаченным в театральные костюмы, тоже находилось место.

ПАТИО – небольшой замкнутый стенами или высокими камен-ными оградами сад испано-мавританского происхождения. Компо-зиционно связан с интерьерами здания и включает такие элементы, как фонтан, декоративный бассейн, мощение. Широко распростра-нен в странах Средиземноморья, особенно в Италии и Испании, а также в Латинской Америке (цв. вклейка фото 80).

В современных садах патио становится более открытым про-странством, теряет свою замкнутость. Он предназначен для приема гостей, принятия солнечных и воздушных ваян. В соответствии с назначением может быть тенистым или солнечным. Его размещают либо перед домом, либо позади него. Патио может быть вытянут по периметру здания, иметь L-образную форму, примыкая к одному из углов дома, или U-образную, охватывая большую часть здания по периметру. При создании патио обязательно учитывают направле-ние ветра, обеспечивая защиту от него, характер освещения в раз-личное время суток.

В современных садах патио чаще всего примыкает к дому сзади, имеет обычно прямоугольную форму. Если она круглая или полу-круглая, это сочетается с мотивами мощения и круговыми элемен-тами декора.

Четкие границы патио подчеркивают прямоугольный стиль оформления сада. Низкая стена, ограничивающая патио, с углубле-ниями или даже прорезями для контейнеров с растениями смягчает


строгость перехода от мощеной поверхности пола патио к мягкой зелени окружающего его газона. Высокие стены целесообразно ус-тановить только с одной, реже двух сторон.

ПЕЙЗАЖ – пространство как отдельный элемент ландшафта, ограниченный пределами и условиями зрительного восприятия.. Пейзаж вызывает ощущение и настроение, воспринимаемое анало-гично полотну художника.

По пространственному принципу пейзажи делятся на открытые, полуоткрытые, полузакрытые и закрытые. Закрытый пейзаж ха-рактеризуется преобладанием объемных элементов (древесные рас-тения) при незначительных плоскостных, горизонтальных, что ог-раничивает возможности широкого и свободного обозрения про-странства, эти так называемые «ареалы тени" исключают визуаль-ные связи между компонентами пейзажа. В регулярных парках примером закрытого пейзажа может быть боскет, в пейзажных – массивы и рощи. Открытые пейзажи отличаются преобладанием плоскостных элементов, «ареалами света», тесными визуальными связями элементов пейзажа. В качестве примеров можно привести поляны, газоны, крупные цветники.

Пейзажи зрительно воспринимаются в пространстве по-разному, в зависимости от их сложности:

• простые пейзажи обычно имеют один сюжет с единственным композиционным узлом;.

• сложные пейзажи обычно двух-, трехсюжетные, они объеди-нены одним замыслом и образуют единое целое, например вид на Храм Дружбы в Павловске, открывающийся от старой Сильвии, включает три композиционных узла: само здание храма, мостик Росси и реку Славянка (рис. 75);

• панорамные пейзажи охватывают круговую картину с множе-ством композиционных узлов и состоят из нескольких простых пей-зажных картин.

ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА – часть пространства парка (сада), визуально выделенная из общего паркового (садового) пространства и условно заключенная в «раму», ограничивающую поле видения, и имеющая определенное композиционное построение. В отличие от живописного полотна пейзажная картина трехмерна и может восприниматься наблюдателем с нескольких точек.


Рис. 75, Трехсюжетный пейзаж у Храма Дружбы в Павловске

Размеры пейзажных картин определяются следующими парамет-рами:

L – расстояние от наблюдателя до картины, оно может опреде-ляться до переднего плана, композиционного центра или реже – заднего плана (фона);

В – широта картины, определяется боковыми объектами, огра-ничивающими поле зрения, и углом обзора, горизонтальный угол восприятия, колеблется от 15° до 60°, оптимальный – 23-28°, в панорамных пейзажах он достигает 80-120°, а в круговых панора-мах – до 360° (рис. 76);

Н – высота картины, определяется высотой элементов картины с учетом включения в ее композицию неба и плоскости земли (с газоном, цветником, покрытием) или водного зеркала, высота кар-тины регулируется вертикальным углом восприятия (рис. 77).

ПЕЙЗАЖНАЯ ПЛАНИРОВКА – прием в садово-парковом ис-кусстве, зародившийся в древних садах Китая и Японии и полу-чивший развитие в Англии и других европейских странах в XVIII-XIX вв., отличающийся живописностью групп деревьев, свободно размещенных на полянах и лужайках, извилистостью дорожек,


Рис. 76. Углы восприятия картин парка:

1-3 – точки обзора, верхний рисунок – горизонтальные углы, нижний –

вертикальные, точка 1 – горизонтальный угол 5-30°, вертикальный

30-45°, точка 2 – горизонтальный30-50°, вертикальный – 16-25°,

точка 3 – горизонтальный – 53-60°, вертикальный5-7°

Рис. 77. Восприятие предмета (картины) в зависимости от расстояния: Lрасстояние от зрителя до объекта; Нвысота объекта


включением в пейзаж скал и камней, водоемов и водотоков с кас-
кадами (цв. вклейка фото 81). Отличительная черта пейзажной
планировки – сохранение или имитация сельского характера мест-
ности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 718 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.