Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ландшафтный стиль –см. Регулярный стиль. 4 страница




ПЕЙЗАЖНЫЕ СЮЖЕТЫ – локальные совокупности элемен-тов, образующие структурные блоки. Например, в пейзаже речной долины можно выделить такие сюжеты, как русло реки или луго-вая пойма.

ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК – парки, построенные на принципах пей-зажной планировки, характеризуются отказом от прямолинейных строгих геометрических форм. Пейзажные парки создавались для созерцания картин «естественной» природы и отличаются свобод-ным расположением элементов пейзажа, в том числе дорожек, ал-лей, посадок деревьев и кустарников. Почти всегда в пейзажные парки включали естественные водоемы, поляны, рощи.

Несмотря на то что история пейзажных парков берет свое начало на востоке, в Китае и Японии, за ними прочно закрепилось другое название – «английские парки». Самые известные английские са-достроители – Уильям Кент, Хамфри Рептон и Ланцелот Браун. Именно они заложили основы пейзажного стиля.

В то же время понятие «английские сады» может рассматривать-ся как пример этнографического или, по Регелю, исторического типа садов. Стилистика и особенности английских садов столь раз-нообразны, что среди них можно выделить несколько подвидов как стилистических, так и исторических.

Так, для английских садов периода романтизма характерно бе-режное отношение к уже имеющейся растительности, старые дере-вья оставляют расти на их прежнем месте, более того, рядом с ними высаживают молодые, которые в случае необходимости «маскиру-ют» возраст старожилов. В цветовой гамме преобладает зеленый цвет и все его оттенки, яркие краски уместны лишь в цветниках, расположенных у дома. В саду клумбы заполняют представителями природной флоры, лесными и луговыми видами, предпочитая бе-лую и желтую, реже розовую окраску цветков. Извилистые дорож-ки засыпают гравием или древесной корой. Рядом с естественным водоемом высаживают калужницу, рогоз, незабудки, ирисы и ку-пальницы.


Сады времен Регентства (Regency-style) зародились в конце XVIII века и часто ассоциируются с эпохой, описанной в романах известной писательницы Джейн Остин. Отчасти эти сады можно упрекнуть в известной эклектике: ведь в них сочетаются незатейли-вые сельские мотивы с изысканными пейзажами, непревзойденным художником которых был Хамфри Рептон. Сад и дом составляли единое пространство, сад «входил» в дом благодаря огромным, от пола до потолка «французским» окнам. Приподнятые шатровые, произвольной формы клумбы, густо засаженные и непрерывно цве-тущие почти круглый год миксбордеры, оранжереи, открытые ве-ранды – типичные приметы садов Регентства.

Один из самых знаменитых ландшафтных архитекторов Джон Брукс создал почти 1000 садов. Одно из наиболее известных его творений – сад Денманс (Denmans) – включен в десятку лучших английских садов. При планировании Брукс не стал разрушать то, что уже было, а «досаживал» новые растения, создавая классичес-кий сад «коттеджного» типа. Сад условно был разделен на зоны дорожками, прудом или сухим гравийным ручьем, и лишь в одном месте реальная кирпичная стена ограждала островок растений. Су-хой ручей Брукс создал, используя средиземноморские виды зла-ков, берега обозначил посадками ивы, бузины, бересклета, сиси-ринхума.

Он писал: «Можно относиться к саду как к архитектурному объекту – создать прекрасный рельеф со скульптурками животных или украсить стены художественной росписью. Но если рассматри-вать сад в качестве территории, обустраиваемой для комфортной жизни, можно вообще не сажать растения». И многие английские ландшафтные архитекторы руководствуются этими словами, сад со-вершенен, даже когда он просто полон зелени, и люди начинают любоваться фактурой ствола и ветвей, формой кроны и изяществом листьев. Малые архитектурные формы в саду Брукса выполняют функцию знака препинания: они завершают фразы пейзажных кар-тин. Впрочем, в такой же роли может выступить и необычной, ори-гинальной формы дерево. Каркас сада – вечнозеленые растения. А «расписывать», украшать его можно с помошью однолетних рас-тений. Но все же сад должен напоминать естественные природные пейзажи.


Один из лучших английских садов Пэквуд-Хаус – «утоплен-ный», т.е. находящийся в понижении рельефа, сад с бассейном со-здан в начале XX века, клумбы ограничены стриженым самшитом.

ПЕРГОЛА – парковая постройка, состоящая из деревянного или металлического каркаса с плоской или реже сферической поверхнос-тью, поддерживаемой столбами или каменными колоннами (цв. вклей-ка фото 82). Пергола выполняет роль опоры для вьющихся растений, образующих крытую галерею. Изначально перголы сооружали для поддержания лоз винограда и облегчения сбора урожая. В настоящее время перголы предназначены для объединения различных участков сада. Чаще всего их сооружают над дорожками и украшают вьющи-мися растениями (виноградом девичьим пятилисточковым, хмелем, древогубцем, вьющимися розами). Оригинально выглядит пергола, ус-троенная из крупномерных растений, высаженных в кадки. Их кроны объединяют вверху с образованием «зеленого коридора».

ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ – растения со своеобразным обликом, обыч-но интенсивно ветвящиеся и формирующие шаровидные кустики. В естественных условиях стебли обламываются почти на уровне по-чвы и порывами ветра растения «перекатываются» на довольно большие расстояния. К растениям этого типа относятся представи-тели родов гипсофила (Gypsophila), кермек (Lтопiuт), синеголов-ник (Eryngium).

ПЕРИОД ВЕГЕТАЦИОННЫЙ – 1) вся длительность сезона года, во время которого возможны рост и развитие растений; 2) время, необходимое для прохождения растением полного цикла развития.

ПЕРИСТИЛЬ – 1) плоский регулярный сад, разбитый на прямо-
угольники, имеет четкое осевое построение, обычно устраивался пе-
ред загородными постройками, дополнительно оформлялся газоном,
окаймленным стриженым бордюром. Внутри перистиля часто уст-
раивали цветники, фонтаны, устанавливали скульптуры. Перистиль
должен был соответствовать планировке и архитектуре дома или
дворца; 2) внутренний дворик с бассейном, фонтаном и цветника-
ми, окруженный колоннадой, отличается регулярной планировкой,
замкнутостью...

ПЕРСПЕКТИВА – зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя, перспектива выражает световое, зритель-ное (оптическое) изменение парковых элементов и растительных


группировок, которое возникает при их отдалении от наблюдателя на определенное расстояние при известном положении и данном освещении, при этом кажущаяся величина предметов пропорцио-нальна квадрату расстояния между объектом и наблюдателем. Перспектива делится на линейную и воздушную:

линейная перспектива – предметы уменьшаются по мере уда-ления от наблюдателя» или предмет кажется расположенным даль-ше, чем на самом деле, достичь этого можно, разместив между на-блюдателем и объектом открытое пространство, например газон, в то же время, если на газоне высадить группу кустарников, которая помешает восприятию пространства, объект окажется «ближе»;

• воздушная перспектива – изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от наблюдателя, пространственные изменения цвета также называют цветовой (ко-лоритной) перспективой.

Для наилучшего восприятия силуэта, формы кроны и. т. д. на-блюдатель должен находиться на расстоянии, равном утроенной вы-соте объекта, тогда как детали – форма и расположение листьев, особенности строения коры и т.д. – лучше воспринимаются на более близком расстоянии.

Перспектива включает в себя точку обзора, предметы (объекты) обзора и промежуточное поле. Для перспективы основным принци-пом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а нача-ло оправдывает конец. Перспективы могут быть статичными, пред-назначенными для обзора лишь с одной точки, когда красота на-блюдаемях объектов видна только с нее, или вызывать ощущение движения.

Перспектива обрамлена тремя плоскостями:

• вертикальной– «стены сада» – зеленые изгороди, забор;

• горизонтальной – «пол сада» – наклонные плоскости, терра-сы, мощения;

• верхней – «потолок сада» – небо или полог листвы раскиди-стых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства при ограни-ченных размерах сада, создают систему промежуточных планов из растений (кулисы), которые направляют взгляд к горизонту. Опти-ческого сокращения пространства можно добиться, увеличивая


количество кулис и раздвигая их в стороны, и, как результат, пос-ледовательно расширить обзор.

Для зрительного увеличения объема водного зеркала озера или пруда противоположный от наблюдателя берег «понижают» путем посадки растений меньшей величины. Подъем зрительно увеличи-вает расстояние до объекта, а склон.– уменьшает. Растительные группы и садовая скульптура просматриваются лучше, если они расположены на слегка поднимающейся местности.

Главный элемент пейзажа можно сделать центром восприятия, если ограничить перспективу задним планом из густых насажде-ний. В неглубоких замкнутых композициях особое значение приоб-ретают оригинальные формы, фактура и цвет главного элемента, которые детально рассматриваются в непосредственной близости.

Высокие деревья с пирамидальной кроной придают композиции устремленность вверх, и при сочетании с менее высокими деревья-ми, отличающимися к тому же мягкими очертаниями кроны, обра-зуется восходящая воздушная линия крон, создающая впечатление легкости. Овальная форма кроны дерева, обсаженного внизу невы-соким кустарником, образует скользящую вниз воздушную линию, что создает впечатление монументальности.

Используя специальные приемы, можно сделать перспективу бо-лее глубокой или вовсе создать ее искусственно (рис. 78).

Рис. 78. Создание ложной перспективы. Решетчатая шпалера на кирпич-ной стене создает впечатление глубокой перспективы. Размещение в. центре зеркала, в котором отражается окружающий пейзаж, делает эту перспективу еще более глубокой


ПЕРЦЕПЦИЯ – восприятие окружающей действительности, в том числе пейзажей, ландшафтов, садово-парковых ансамблей, все-ми органами чувств.

ПЕСТРОЛИСТНОСТЬ – свойство растений иметь в окраске лис-та два или более различных тонов (рис. 79). Листья могут быть окрашены в бледно-зеленый, изумрудно-кремовый, золотисто-зеле-ный, зеленовато-желтый, серебристо-зеленый красноватый, пур-пурно-фиолетовый, сине-зеленый цвет. Виды и сорта с пестрыми листьями прекрасно подходят для создания композиций, построен-ных на принципе нюанса. Они сохраняют свою декоративность в течение всего вегетационного периода, а в том случае, если пестро-листность характерна лишь для молодых побегов, создается впечат-ление «цветения».

Условно в зависимости от окраски листьев все растения можно разделить на несколько групп:


Рис. 79. Различные варианты пестролистности на примере хосты

• растения с зелеными листьями;


• растения с голубыми и серовато-голубыми листьями, напри-мер: можжевельник горный (Juniperus scopulorum), сорта Blue Errow, Blue Heaven, Skyrocket, можжевельник китайский (J. chinensis), сорт Striata, у которого зимой хвоя приобретает голу-бую со стальным отливом окраску, сосна обыкновенная (Pinus silvestris), сорт Watereri – слегка извитые иглы-хвоинки окраше-ны в зеленовато-голубой цвет, и сосна девичья (P. parviflora), у сорта Glauca потрясающей красоты густая светло-зеленая сверху и серебристо-голубая снизу слегка изогнутая хвоя, гвоздика Элвуда (Dianthus х allwoodi) с серебристо-голубыми листьями, просо венич-ное (Panicum virgatum), сорт Heavy Metall – листья до 120 см дли-ной голубые с металлическим блеском;

• растения с желтыми и золотистыми листьями, например: фор-зиция свисающая (Forsythia suspense), сорт Fiesta с золотистыми листьями, дерен белый (Cornus alba), сорт Aurea, хмель обыкновен-ный (Humulus lupulus), сорт Aurea, вейгелла гибридная {Weigella x hybrida), сорт Looymansii Aurea, спирея японская {Spiraea japonica), сорт Golden Princess, золотистые листья «подсвечивают» затенен-ные уголки парка, но следует помнить, что в тени яркость окраски поблекнет;

• растения с красными, пурпурными, бронзовыми листьями, например: очиток гибридный (Sedum x hybrida), сорт Matrona от-личается изумительным сочетанием сизо-пурпурных листьев и бело-розовых цветков, Гейхера мелкоцветковая (Heuchera micrantha), сорт Palace Purple, молочай миндалевидный (Euphorbia amigdaloides), сорт Pupurea, амарант багряный (Amaranthus cruentus), сорт Oesberg с пурпурно-зелеными листья-ми и коричнево-красными соцветиями, лебеда садовая (Atriplex hortensis), листья и стебель пурпурно-фиолетовые, клен остролис-тный {Acer platanoides), сорт Royal Red, верхняя сторона листьев красно-коричневая, а сорт Crimson Sentry с темными красно-пур-пурными листьями осенью вспыхивает пожаром красных, корич-невых, оранжевых всполохов, скумпия обыкновенная (Cotinus coggygria), сорт Royal Purple: темные красно-пурпурные листья со-здают великолепный фон для облаков воздушных пурпурно-розо-вых соцветий, слива Сарджента (Prunus sargentii): в начале веге-тации листья бронзово-красные, в середине лета – насыщенно-


красные, а осенью –- ярко-алые, сверкающие на фоне синего неба, живучка ползучая (Ajuga reptans), сорта Black, Burgundy Glob по-ражают букетом пурпурно-фиолетовых или фиолетовых с метал-лическим блеском листьев, лобелия блестящая (Lobelia fulgens), сорта Queen Victoria, Cardinal Flower с красно-зелеными листья-ми, тиарелла сердцелистная (Tiarella cordifolia), сорт Marmorata, листья бронзово-зёленые с пурпурными пятнами;

• растения с серыми и серебристыми листьями часто использу-ются как разделительные, поскольку серый цвет относится к ахро-матическим тонам и смягчает переход между контрастными тона-ми, наиболее эффектны следующие виды и сорта: полынь гибрид-ная (Artemisia x hybrida), сорт Oriental Limelight, листья бледные серо-зеленые, по краю серебристо-серой листвой, полыни Стелера (A. stelleriana) и Шмидта (A. schmidtiana), цмин черешковый (Helichrisum petiolare), сорт Happenstance – листья мелкие плот-ные округлые серебристо-серые от обильного опушения, по краю с лимонной каймой, молочай окаймленный (Euphorbia marginata) – серо-зеленые листья расписаны белыми полосами и каймой, очиток скальный (Sedum rupestre), сорт Frosty Moon – листья ложковид-ные серо-зеленые с серебристой каймой, тимьян обыкновенный (Thymus vulgaris), сорт Argenteus, дубровник беловойлочный (Teucreum polium), крестовник приморский (Senecio cineraria), чис-тец шерстистый (Stachys lanata).

Однако чаще всего встречаются сочетания зеленых тонов с белы-ми и желтыми, которые называют variegate. Условно далее они будут обозначены как истинно пестролистные. Иногда к типичному сочетанию добавляются розовые или красные тона. Пестролистность проявляется в виде продольных или поперечных полос, пятен, мел-кого крапа, каймы различной формы, иногда крупного центрально-го пятна (рис. 79).

В том случае, если пестролистность связана с желтыми тонами, сорт называют Aureo, Aureomarginata, если с серебристо-белыми – Argentea, Argenteomarginata. Ниже приводится список видов и сор-тов с пестрыми листьями типа variegate:

тимьян лимоннопахнущий – Thymus citriodorus, у сорта Done Valley мелкие овально-удлиненные желто-зеленые листья с явствен-ным цитрусовым ароматом;


• тиарелла сердцелистная – Tiarelle cordifolia, сорт Heronswood Mist имеет эффектные розово-кремовые листья с небольшими зеле-ными пятнами и едва заметной каймой;

• барвинок большой – Vinca major, форма variegate отличается белым центром и темно-зеленым краем листа;

• пахизандра верхушечная – Pachisandra terminalis, сорт Silver Edge точно отвечает названию, благодаря серебристой кайме по краю листа;

• яснотка пятнистая – Lamium maculatum, сорт Beacon Silver – листья серебристо-зеленые с легким розовым оттенком, а у сорта Golden Anniversary края листовой пластинки золотисто-серебряные;

• дерен белый – Cornus alba, сорт Sibirica variegate – листья темно-зеленые с белой каймой, у сорта Elegantissima зеленые лис-тья слегка тронуты серебром, зимой на фоне снега эффектно выде-ляются красноватые стебли, для влажных мест рекомендуется сорт Spaethii, листья зеленые с золотистой каймой, как солитер исполь-зуется сорт Bailhalo – листья серо-зеленые с бело-розовым краем;

• жимолость Гекрота - Lonicera х hecrotii, у сорта Gold Flame едва ли не горящие золотом листья;

• клен остролистный – Acer platanoides var. drummondii лис-тья темно-зеленые с кремово-белым краем, к осени приобретают оранжевую окраску;

• клен ложноплатановый – Acer pseudoplatanus, фантастичес-ки хорош сорт Leopoldii – молодые листья практически полностью розовые, затем приобретают желтый цвет и наконец становятся зе-леными с всплесками светло-зеленых и желтых тонов;

• можжевельник средний – Juniperus x media, у сорта Blue and Gold хвоя серо-голубая с желтыми вкраплениями, сорт Old Gold отличается необычной чашевидной формы кроной и слоистой хвоей из черепитчато налегающих друг на друга чешуек, создающей эф-фект «водопада», молодая хвоя желто-зеленая, позднее– светло-зеленая;

• форзиция промежуточная – Forsythia x entermedia, листья сорта Goldzauber ярко-золотисто-желтые;

• гейхера кроваво-красная – Heyhera sanguinea, на листьях по зеленому фону «разбрызганы» белые точки и пятна;


• канареечник тростниковый – Phalaris arundinaceae, у кар-ликового сорта Dwarf Garters листья серо-зеленые с белыми поло-сами;

• аир злаковидный – Acorus gramineus f. variegate, отличается зелеными листьями с кремовой полосой в центре, а сорт Ogon – сливочно-желтыми продольными полосами, проходящими в центре и по краям листовой пластинки;

• флокс метельчатый – Phlox paniculata, сорт Gold Main имеет золотисто-пестрые листья;

• печеночница сахарная – Рulmопаria sacharata, вечно-зеленые листья покрыты серебристо-белыми размытыми пятнами;

– туя западная – Thuja occidentalis, у сорта Rheingols молодая
хвоя золотисто-желтая-;

– ландыш майский – Convollaria majalis, сорт Aureovariegata
отличается широкими листьями с продольными, кремово-белыми
полосами, а у сорта Vic Rawlonsky Gold – листья темно-зеленые,
полосы золотистые или белые;

• синюха голубая – Polemonium caeruleum сорт Brise d'Anjour, ярко-зеленые листья с ярко-желтой каймой, настолько интенсив-ной, что каждый простой листочек сложного перистого листа слов-но подсвечен снизу;

• бруннера крупнолистная – Brunnera macrophylla, листья сор-та Hadspen Cream зеленые с узкой кремовой каймой, f. variegate – с широкой кремовой.

ПЕСЧАНЫЙ САД – один из типов малых садов, при устройстве которого широко используются растения - псаммофиты, т. е. пред-почитающие песчаные почвы. В качестве декоративных элементов в таком саду устраивают сухие ручьи, группы растений чередуются с песчаными ложбинками, дорожки делают из осколков песчаника или гранита. Наиболее подходящими видами являются синеголов-ник плосколистный (E ryngium planum) и полевой (Е. campestre), гипсофила метельчатая (Gypsophila paniculata), василек восточный (Centaurea orientalis), косматоголовый (С. trichocephala) и донецкий (С. donetzica), мордовник обыкновенный (Echinops ritro), ежовник куриное просо {Echinochloa crusgallii), песчанка тонковетвистая (Arenaria leptoclados), гвоздика травянка (Pianthus deltoides), ясколка


пятитычинковая (Cerastium semidecandrum) и Шмальгаузена (С. schmalhausenii), дрок плотный (Genista compacta).

ПЕТРОФИТЫ (ЛИТОФИТЫ) – растения, предпочитающие ка-менистые почвы. Это наиболее подходящие виды для различных типов каменистых садов. Часто они отлично чувствуют себя в рас-щелинах скал: камнеломки (Saxifraga), седумы (Sedum), пролом-ник (Androsacea), молодила (Sempervirum).

ПИКИРОВКА – пересадка сеянцев из ящиков, парников и т. д. на грядки или в цветники, обычно при этом повышается интенсив-ность образования боковых корней, так как верхушку главного кор-ня прищипывают. Чаще всего пикировка производится после раз-вития у сеянцев хорошо сформированных семядольных листьев. Су-ществуют и другие виды:

• зеленая пикировка, которую проводят после появления у се-янца первой пары настоящих листьев;

• пикировка клочками – подрезание корешков сеянца на 1/2 или 1/3 их длины, после появления у сеянца эпи- и гипокотиля.

ПИЛОНЫ – монументальные устои или колоны при входе в парк, на центральной площади и в торжественных местах.

ПИОНАРИЙ – пример монокультурного сада, в котором все эле-менты озеленения выполнены из растений рода Пион – Paeonia. Пионарий может быть, как и другие монокультурные сады, приме-ром коллекционного сада.

В пионарий различные виды и сорта используются достаточно разнообразно:

• как солитеры – сорта La Cygne и Moonstone с белыми цвет-ками, Carine Werban с мягким розовым оттенком, особенно хороши они на фоне голубых и темно-зеленых елей;

• их высаживают группами на газоне, группы составляют из 3-5 экземпляров одного сорта или подбирают по принципу кон-траста, например, темно-красные в центре и белые по периферии, при этом используют сорта с простыми, махровыми, японскими типами цветка;

• ими оформляют нижнюю часть перголы;

• высаживая два крупных куста по обеим сторонам, маркируют вход в дом или переход из одной зоны сада в другую;

• красиво сформированный куст подчеркнет поворот дорожки;


• ряд пионов эффектно выделится на фоне живой изгороди из
хвойных, особенно если подобрать сорта по мере возрастания ин-
тенсивности окраски: белый – бело-розовый – розовый. – темно-
розовый – красный •– пурпурный.

В последние годы появились так называемые бордюрные пионы,
высота которых не превышает 60 см, это такие сорта как Josef
Christie
с белыми цветками или Mary Wodbary Shaylor – светло-
розовыми.

Род пион насчитывает около 50 видов. В соответствии с жизнен-ной формой они входят в группу травянистых или древесных расте-ний. Последние представлены видами; у которых одревесневающие стебли достигают высоты 2-3 м и не отмирают осенью, а продолжа-ют рост в течение двух-трех лет, после чего заменяются новыми.

К середине XX века большое внимание селекционеры стали уде-лять и декоративным качествам, которые позволили активно ис-пользовать их в ландшафтном дизайне, а не только для срезки, в частности, таким как форма куста, стебля и листьев, их окраска, для альпийских горок стали создавать низкорослые сорта с мелки-ми тонкорассеченными листьями.

В конце прошлого века были созданы сортахамелеоны «коралло-вой» (Coral) серии, которые отличаются очень яркой окраской круп-ных полумахровых цветков, в процессе распускания изменяющейся от кораллово-розово-лососевой до бледных, палевых, почти белых тонов – Coral Charm, Coral Sunset.

Из видовых пионов в культуре используются следующие:

• пион Млокосевича (Paeonia mlocosewitschii) –. листья голубо-
вато-сизые, в очертании округлые, цветки кремово-желтые до 15 см
в диаметре, высота растения 60-80 см, цветет в мае;

• пион уклоняющийся (P. anomala) – часто его называют марь-
ин корень, листья рассеченные, блестящие, темно-зеленые, цветки

простые, пурпурные, высота растения 60-70 см, цветет в мае;

• пион тонколистный (P. tenuifolia) – листья перисто-рассечен-ные на тонкие доли, очень ажурные, высота растения 60-70 см, цветки яркие, насыщенно-пурпурные, обычно простые (рис. 80);

• пион молочноцветковый (P. lactiflora) – листья дважды трой-чатые, доли листа с черешками, ланцетные или эллиптические, свер-ху блестящие, темно-зеленые, высота растения 60-100 см, цветки


Рис. 80. Пион тонколистный

крупные, простые, молочно-белые, именно этот вид послужил осно-вой для создания многочисленных сортов.

Обычно гибриды называют китайскими пионами. Первые сорта появились в Европе более 200 лет назад. В соответствии с садовой классификацией сорта разделяются на 5 форм:

• немахровые или простые (рис. 81.1);

• японские, которые выделили в первой четверти XX века, одна из самых интересных форм – «Хайго» – 10-14 лепестков образу-ют почти плоскую чашу, внутри которой находятся очень короткие стаминодии, другая форма – «Эдо» – почти полумахровый цветок с возвышающимися в центре довольно длинными стаминодиями (рис. 81.2 а,b);

• анемоновидные – краевых лепестков 2-3 ряда, затем распо-ложены видоизмененные тычинки, широкие и более плотные, а внутренние «лепестки-тычинки», которые назвали петалоиды, за-нимают центр, иногда анемоновидные относят к группе японских (рис. 81.3);

• полумахровые – три-пять рядов лепестков перемежаются ты-чинками (рис. 81.4);


Рис. 81. Форма цветка у различных групп пионов:

1простая немахровая; 2японская (а – тип Хайго, b– тип Эдо);

3анемоновидная; 4полумахровая, 5махровая (арозовидная,

bбомбовидная); 6 – кактусовидная


• махровые – весь цветок состоит из плотно расположенных
лепестков, между которыми практически не видны малочисленные
тычинки, или их нет вовсе, среди махровых пионов выделяют розо-
видные, бомбовидные или полушаровидные и корончатые
(рис. 81.5 а). В Европе идеальной считается розовидная форма или
полная махровая (рис. 81.5,b). В последнее время появились сорта с
цветками напоминающими кактусовидные георгины (рис. 81.6).

Из древовидных пионов наиболее часто встречаются:

• пион желтый (P. lutea) – полукустарник 70-130 см высо-
той, листья кожистые тройчатые, снизу серо-желтые, цветки зо-
лотисто-желтые ароматные, диаметром до 6 см, цветет в мае –
июне (рис. 82);

Рис. 82. Пион желтый

• пион Делавея {P. delavayi) – полукустарник 80-100 см, лис-тья тройчатые, цветки от красных до темно-пурпурных, без аро-мата;

• пион древовидный (P. suffruticosa) – самый известный и наи-более популярный вид, полукустарник до 2 м высотой, листья круп-ные дважды- или трижды перистые, с верхней стороны сизовато-зеленые, цветки одиночные, очень крупные,, до 25 см в диаметре,


простые, полумахровые или махровые, цветет в конце мая – нача-ле июня в течение 10-14 дней, если температура низкая – дольше (рис. 83).

Рис. 83. Пион древовидный

В культуре существует множество гибридов, полученных при скрещивании различных видов древовидных пионов: с желтыми цветками – Alhambra, Demetra, Canary, красными – Ariadna, Vesulan, Icarus, Tiger-Tiger розовыми – Leda, Mystery Raphael, Lord Selburne, белыми – King of White Lion, Large Globe, Mrs. Shirley Fry. Из российских сортов можно упомянуть такие сорта, как Ав-густ с чисто-белыми цветками, Ирина с темно-лососевыми, Петр Великий с полумахровыми розово-бордовыми и фуксиевыми мазка-ми, Татьяна с чисто-белыми и небольшим малиновым пятном в ос-новании.

ПЛАВУЧИЕ КЛУМБЫ – специальные установки, предназна-ченные для очистки воды в водоемах, представляют собой сетчатые конструкции с поплавками, в которых находится субстрат для рас-тений. Водоросли и цианобактерии попадают внутрь «клумбы» че-рез ячейки и служат пищей для зоопланктона. По периферии нахо-дятся адсорбенты, поглощающие тяжелые металлы. Фильтрацию воды обеспечивает ветровой или электрический насос. Одна клумба,


засаженная эйхорнией – водным «гиацинтом», может за год очис-тить небольшое озеро.

ПЛАКУЧИЕ ФОРМЫ КРОНЫ – такие формы кроны свойствен-ны растениям со специфическим внешним обликом. Их можно по-лучить естественным путем, размножая некоторые виды вегетатив-но или прививкой (цв. вклейка фото 83, 84).

Стабильные или регулярные плакучие кроны не изменяются с возрастом и условиями произрастания и представлены следующими типами:

• раскидистая – ветви и побеги широко дуговидно изогнуты, формируя мощную округло-овальную крону: ясень обыкновен-ный – Fraxinus excelsior f. monophylla pendula (рис. 84.1);





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 425 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.