РОКОКО – последняя стадия развития стиля Барокко. Отлича-ется изысканным декором, тяготеет к театрализации и иллюзорнос-ти, пасторальности, комфорту и личному удобству. Приемы искус-ства создания садов этого периода характеризуются отходом от стро-гой регулярности, стремлением к миниатюризации и избыточной детализации, усложнению планировки, введением прихотливо изог-нутых дорожек, небольших каналов, мостиков. Главное требова-ние – обеспечение интимности пространств, утонченности рисун-ков партеров. Не менее важная особенность – активное использо-вание мотивов Востока, в первую очередь форм, силуэтов, цветовых сочетаний японского и китайского декоративно-прикладного искус-ства. Этот стиль определенным образом проявился при создании некоторых садово-парковых ансамблей в России, в частности Ора-ниенбаума, Павловска, Царского Села.
РОЛЬ РАСТЕНИЙ В ПЕЙЗАЖЕ – по степени возможного учас-тия древесных растений в парковых пейзажах их подразделяют на:
• ландшафтно-образующие или ведущие с наиболее эффектной окраской и формой кроны – клен остролистный, береза повислая, липа мелколистная, лиственница сибирская;
• сопутствующие – помогают создать объем – рябина обыкно-венная, груша уссурийская, черемуха обыкновенная;
• красивоцветущие растения;
• садово-декоративные, используемые как акценты и отличаю-щиеся необычной формой кроны, окраской листьев, обильным и пышным цветением.
РОМАНТИЗМ – идейное направление в художественной куль-туре конца XVIII века и особенно первой половины XIX века, про-тивопоставившее рациональному и упорядоченному классицизму
формы средневековой, романской и готической архитектуры. В са-дово-парковом искусстве это стиль, воспроизводящий идилличес-кие сельские и «героические» пейзажи. Для романтических парков характерны искусственные «руины» (см. РУИНИРОВАНИЕ), ка-менные «хаосы» (см. ХАОС), псевдоготические постройки. Данный стиль нашел свое отражение главным образом в садах и парках 30-40-х годов XIX века, например в Царском Селе, Павловске, Монре-по, Марфино (цв. вклейка фото 98).
РОМАНТИЧЕСКИЙ САД – один из вариантов итальянского сада (см. ИТАЛЬЯНСКИЙ САД).
РОТОНДА – открытое или закрытое здание на колоннах, круг-лое в плане, чаще всего перекрытое куполом (рис. 104). В садах представлен различными вариантами, в виде храма, павильона, мавзолея. Ротонда – элемент оформления пейзажных парков.
Рис. 104. Ротонда, завершающая висту в имении Бобринских (по B.В. Дормидонтовой)
Обычно ее устраивали на возвышенном месте, что давало возмож-ность многостороннего кругового обзора местности. Ротонды обыч-но строят в тех местах, где они наиболее эффектно освещены, про-низаны лучами солнца.
РОЩА – тип садово-парковых насаждений площадью 0,5-1,5 га с рассредоточенной структурой пространства, образуемой редко сгруппированными деревьями, которые вызывают ощущение одно-родной по характеру, относительно замкнутой ландшафтной микро-среды. Рощи могут быть однородными: дубовые, липовые, березо-вые, или состоять из деревьев различных пород: дуба и ясеня, липы и клена, бука и граба. Для небольших рощ целесообразно удалять подлесок и оставлять как фон только теневой газон.
РУИНА – элемент оформления паркового пейзажа в романти-ческих парках XVIII века, представляющий искусственно создан-ные развалины храмов, гробниц, башен и др. построек.
Руины могут выполнять и утилитарную функцию: служить бель-ведером, их отводят под библиотеку, кабинет, с их помощью маски-руют хозяйственные постройки. Часто в виде руин, но вполне фун-кциональных, возводятся мостики, каскады и другие малые архи-тектурные формы. Руины могли стилизованно воспроизводить ка-кие-либо археологические и исторические памятники. В парках XVIII-XIX вв. часто возводили античные или готические руины. В романтических парках руины должны были служить напомина-нием о бренности жизни, кратковременности славы.
Искусственные руины возводили в проектируемых ими парках знаменитые английские садостроители Уильям Кент и Александр Поуп. Во Франции сохранившиеся руины можно увидеть и в наши дни, например в парке Монсо в Париже и в поместье Эрменонвиль, которое представляет собой оживший «сад-мечту» из романа Жан-Жака Руссо «Юлия или Новая Элоиза» (цв. вклейка фото 99). Руи-
на представлена в форме Храма философии, одна из семи поддер-живающих крышу колонн которого осталась незавершенной, а еще несколько лежат на земле, как бы подчеркивая незаконченность постройки.
Появление руин в российских садах и парках совпадает с перио-дом, когда пейзажный стиль начинает доминировать в паркострое-нии, а с конца 60-х годов XVIII века они становятся постоянным
элементом парковой декорации. Руины оживляют виноград, жимо-лость, каприфоль, особенно если камень пористый – туф или изве-стняк, у подножья хорошо выглядят папоротники, которые подчер-кивают «старину» сооружения.
В парке Монрепо (Выборг) руина «Замок смерти» находится на скале-острове и является одной из примет оссианского сада (см).
РУССКИЙ СТИЛЬ – один из типов исторических садов, в кото-ром причудливо смешались регулярный и пейзажный тип плани-ровки. Липовые аллеи, цветники правильной формы, партеры изящные небольшие, парковые скульптуры сочетаются в нем с плавными изгибами дорожек, густыми беспорядочными зарослями кустов сирени, чубушника и шиповника. Один из отличительных признаков русских садов – утилитарность. Пожалуй, вряд ли мож-но назвать какой-либо известный сад без плодовых деревьев. Заро-дившиеся прежде всего как монастырские, русские сады символи-зировали рай на земле и состояли из таких «райских» деревьев, как яблони, груши, сливы. В настоящее время из плодовых деревь-ев формируют особые кроны (см. ПАЛЬМЕТТА, КОРДОН), которые несут и эстетическую нагрузку.
РУСТОВАННЫЙ КАСКАД – сооружение из камня на рельефе, по которому спадает вода.