Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эволюция нравственной мысли в России




Российская философия – значимое явление в истории мировой философии. Она возникла под влиянием православия и западноевропейской философской мысли и прошла сложную духовную эволюцию. Российская философия, независимо от того, кто ее представляет, считает главным своим предметом человека, смысл его существования (антропоцентризм). В учениях российских философов доминирует нравственная проблема (панморализм) – пристальное внимание к проблемам человека и социальным формам его существования.

Эволюцию нравственной мысли в России условно делят на пять этапов:

1) С 10 по 17 в.в. – этическая проблематика в контексте православного религиозного мировоззрения;

2) С конца 17 по начало 19 в.в. – секуляризация нравственного сознания;

3) 20 – 70-е годы 19 века – формирование национальной этической мысли;

4) Конец 19 – начало 20 в.в – возникновение и эволюция оригинальных этико-философских систем;

5) С 20-х годов 20 в. – марксистско-ленинская этическая мысль в СССР.

Представляется правомерным сказать, что с конца 80-х годов 20 в. Россия вступила в 6-ой этап своих этических исканий.

После распространения на Руси в 10 веке христианства, духовная жизнь восточнославянских государственных образований ограничивалась рамками православного религиозного мировоззрения. Главная причина этого явления заключается в том, что воспринятый на Руси византийский вариант христианства был фактически полностью сформирован, считался окончательным и изменению не подлежал. Тем более что с падением Константинополя в 15 веке Россия стала считать себя правопреемницей Византии. Из наиболее известных богословов 10 – 17 веков можно назвать Иллариона, Сергия Радонежского, Филофея, Нила Сорского. Они проповедуют набожность, честность, бескорыстие, уважение к старшим, любовь к Родине.

С 17 века российская этико-философская мысль постепенно активизируется. Одна из причин этого – значительное влияние западноевропейской культуры в связи с воссоединением с Украиной и реформами Петра I в 18 веке. украинец Сковорода (1722-1794), великороссы М.М. Щербаков, И.И. Новиков, В.Н. Татищев активно популяризировали достижения европейского Просвещения, уделяя особое внимание нравственным проблемам (русский гуманизм 18 века). Наиболее заметным представителем данного течения был Радищев (1749-1802). Его философское творчество известно по трудам «Путешествие из Петербурга в Москву» и «О человеке, его смертности и бессмертии».

Отечественная война 1812 года сыграла важную роль в формировании национальной этической мысли в России. В первой половине 19 века возникли философские направления западников и славянофилов.

Западники (московский кружок) – А.И. Герцен, Н. П. Огарёв, К.Д. Кавелин и др. и поддерживающие их М.А. Бакунин, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев – высоко ценили достижения европейской мысли. Однако, они считали, что реально реализовать эти достижения в Европе невозможно из-за подмены духовных ценностей коммерческими.. Знаменательна российская интерпретация принципа «разумного эгоизма» – личный интерес может толкать человека на самопожертвование (например, революционеров). Поздние западники Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, К.Д. Кавелин, Н.К. Михайловский были знакомы с творчеством Фейербаха и Маркса и во многом были солидарны с ними.

СлавянофилыА.С. Хомяков, П.В. Киреевский, К.С. Аксаков и близкие к ним В.И. Даль, Ф.И. Тютчев, Ф.Н. Островский и др. также высоко оценивали европейскую культуру, но считали ее односторонней и поэтому ущербной. По их мнению, необходимо «воссоздать» цельного человека, и он может быть только верующим. С 60-х годов 19 века под влиянием славянофилов сложилось течение почвенничества, куда входили А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский. В стихии русской жизни они усматривали «почву» для социального и духовного развития России. Для творчества Ф.М. Достоевского всегда были актуальны темы добра и зла в человеке, истории и мире, их оценка с религиозной точки зрения. Добро и зло, по его мнению, явления духовного порядка, возникшие из человеческой свободы, они не заложены в природе человека. Достоевского считают предтечей экзистенциализма.

Особняком в российской философии стоит Л. Н. Толстой. С точки зрения этики, творчество Л. Н. Толстого характеризуется как нравственный натурализм. Суть учения Л. Н. Толстого состоит в необходимости самосовершенствования человека. В 1911 году была издана книга «Путь жизни», излагающая это учение.

К 70-м годам 19 века в России созрели условия для возникновения таких систем, как философия «всеединства», неоромантизм, экзистенциализм, философия жизни и др.

Основателем философии «всеединства » является В. С. Солов ьев, на творчество которого оказали влияния славянофилы и немецкая классическая философия (Шеллинг и др.). Учение Соловьева стало попыткой адаптации православия к современному знанию. Его концепция «всеединства» (синтез религии, философии и науки) имеет ярко выраженную этическую цель, человеку указывается смысл его существования в единстве веры, мышления, опыта.

Кроме учения о «всеединстве» в русской идеалистической философии возникают неолейбницианство (Л. М. Лопатин, Н. О. Лосский и др.), неокантианство (А. И. Введенский и др.), неоромантизм (Д. С. Мережковский, А. А. Блок, В. И. Иванов и др.). Экзистенциальная нравственность Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова строится на идеях свободы личности, творчество рассматривается как адекватный способ самовыражения человека. К философии жизни близко творчество Н. К. Рериха (1874-1947), создателя так называемой «живой этики», ориентированной на выявление общечеловеческих ценностей.

Марксизм был популярен в России еще до революции, его идеи пропагандировали П. Б. Струве, С. П. Франк, Н. А. Бердяев, Г. В. Плеханов и др. Рост революционного движения позволил наиболее радикальным марксистам («большевикам») перевести теоретические положения марксизма в практическую плоскость. Большую роль в этом сыграла деятельность В. И. Ульянова-Ленина. Стержнем марксизма-ленинизма стала идея о неизбежности революции. Основные постулаты революционной этики: зависимость нравственности от политической целесообразности, революционный долг, самопожертвование, социальная справедливость. Единомышленниками В. И. Ленина были Л. Д. Троцкий, Н. И. Бухарин, А. М. Коллонтай и др. После Октябрьской революции 1917 года и прихода партии большевиков к власти диалектический материализм К. Маркса и В. Ленина стал основой советской философии. Против инакомыслящих применялись репрессивные меры. Революционная этика признавала, что цель оправдывает средства (ложь, терроризм, репрессии и другие формы насилия).

Развитие российской этической мысли отразило многовековую эволюцию российского общества, всю сложность и противоречивость этого процесса. Однако, одной из основных и неизменных цивилизованных доминант России является важная роль нравственных регуляторов в обществе.

В заключении краткого исторического очерка этических учений хочется сказать, что наличие различных философских подходов делает возможным возникновения конфликта. Некоторые исследователи, исходя из представления о существовании «абсолютной истины», говорят об оппозиционных мировоззрениях, как о «маломоральных» или же «внеморальных». История этики напоминает, что по обвинению в безнравственности (богохульстве) были казнены такие личности, как Сократ, Христос, Джордано Бруно и др.

1.3. СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА И ЕЁ ПРОБЛЕМЫ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1096 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.