Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этика, мораль, нравственность




 

Этика – это философская наука, изучающая особую сторону человече­ского бытия – нравственность.

Этика – альфа и омега философии. Ещё в глубокой древности перед чело­веком встали вопросы, имеющие нравственное содержание: «зачем я живу?», «что мне следует делать?», «как мне относиться к окружающим?» и др. Фило­софия зарождается, как особая мировоззренческая попытка человека осознать свою роль и свою ответственность в мире и, основываясь на этом знании, реа­лизовать своё сокровенное предназначение. Внимание, уделяемое мыслителями разных эпох проблеме нравственности, вполне оправдано. Место, которое за­нимает этика в сфере философского знания, отражает ту важную роль, которую и играет нравственность (или мораль) в жизни человеческого общества.

Впервые термин «этика» (в смысле «нравы») ввёл Аристотель (в 4 веке до н.э.). Он обозначил этим словом некую сумму знаний и поучений, касающихся духовных качеств человека. В научном обиходе понятие «этика» закрепили стоики (с 3 веке до н.э.). Они стали считать этику, наряду с физикой и логикой, одной из трёх частей философии.

Понятие «мораль» является синонимом понятия «этика». Латинское слово «мос» (mos) – смысловой аналог греческого слова «этос». Во множест­венном числе это «mores». Это слово и было использовано римским оратором Цицероном (в I веке до н.э.) при переводе аристотелевых текстов.

Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако, в некоторых языках возникают и свои определения. Так в русском языке появился с 18 века термин «нравственность», этимология которого аналогична его стар­шим прототипам. В современной общекультурной лексике все три слова обычно употребляются как синонимы. Однако, в рамках научного знания эти понятия различают. «Этика» – наука, теоретическое знание. «Мораль» и «нрав­ственность» – изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности.

Важнейшим «знаковым» понятием этики является категория добра. С её помощью выражается положительная, нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравствен­ную оценку, – понятие зла. Конечно, та и другая характеристики даются исходя из определённых нравственных представлений. Вместе они образуют категори­альную пару, охватывая практически весь нравственный универсум.

К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала – высшего образца, конечной цели нравственной деятельности. Этический идеал – это со­вершенная личность, служащая примером для подражания, или представление о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве и т.д. Здесь важ­ную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и её оценкой другими людьми, обществом.

Идеалы наполняют жизнь человека смыслом, когда каждый поступок осознан и соотнесён с общими ценностями. С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. История этики даёт нам множество различных норм, например знаменитый Декалог – десять заповедей Ветхого завета (не убий, не укради и т.д.). Следует понимать, что норма – не цель, а средство, и без связи с идеалом она формальна, лишена нравственного содержания.

Если нормы воспринимаются человеком как соответствующие его ценно­стным установкам, их соблюдение становится долгом, т.е. личной задачей, обя­занностью. Долг – это нравственная форма осознания необходимости действия. Понятие «долг» – одно из значимых в нравственной жизни, и в этике сущест­вует специальный раздел «деонтология» – наука о должном. Чтобы исполнить свой долг, человеку часто приходится испытывать трудности, как во внешнем мире, так и в мире внутреннем.

Способность человека понимать, критически оценивать и переживать не­соответствие своего поведения должному (поведению), характеризуется понятием совесть. Совесть – это нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответст­венность за свои поступки есть главная характеристика личности.

Противоречивость и сложность общественного бытия проявляется в на­личии множества идеалов. Предпочтение человеком того или другого нравст­венного стандарта определяется в понятии выбора. Возможность выбора ука­зывает на важнейшую характеристику человеческого бытия – свободу воли. Это ключевая категория в этике. Свобода является неотъемлемым качеством субъекта нравственности. Вынужденный поступок не может считаться ни доб­рым, ни злым.

В этике существуют и другие категории, например: вина, милосердие, честь, польза, справедливость и т.д.

Каждая категория этики отражает определённую сторону нравственности, она не существует сама по себе, а находится во взаимосвязи с другими, образуя категорийный аппарат. Так, без понятия идеала не имеет смысла понятие нормы. Без понятия нормы теряет смысл понятие долга. Если нет представле­ния о долге, то нет представления о совести и других нравственных чувствах, и т.д.

В истории этики отдельные категории стали системообразующим прин­ципом, легли в основу целых этических направлений. Например, основой эвдо­монизма стало понятие «счастье», основой утилитаризма стало понятие «польза», и т.д.

Предмет этики.

 

Предмет, который изучает этика – нравственность, то есть. духовно-практический, ценностный способ освоения мира, деятельность, обусловленная мировоззре­нием. Именно совокупность идеалов, принципов, взглядов, убеждений опреде­ляет поведение личности, делает поведение осмысленным.

Человек – существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует наличия способов регуляции их поведения. Это стало причиной воз­никновения и развития религии, права и т.д. Нравственность – один из таких регуляторов. Нравственность определяет поведение людей с помощью пред­ставлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанно­стях, ответственности и т.п.)

Нравственный регулятор – историческое явление, он развивается, отра­жая прогрессивную динамику общественной жизни. Очевидны следующие тен­денции её развития:

– усиление роли нравственности в системе общественных отношений и в жизни отдельного человека, в таких сферах как культура, политика, право и т.д.

– изменение самого содержания нравственности, его гуманизация, чело­век становится не средством, а целью нравственного общения.

– рост эффективности нравственных форм регулирования в обществе.

Нравственное сознание апеллирует к достоинству личности, к осознанному выбору уважающего себя человека. Очевидно, роль морали будет возрас­тать, т.к. нравственная регуляция является наиболее адекватной формой

само­регуляции личности.

На самых ранних этапах существования человеческого общества универ­сальной системой регламентации общественной жизни являлось «табу» (немо­тивированный запрет). К древним формам нравственности относятся обычаи и традиции – виды социального ритуала, общепринятого стереотипа поведения. Первоначальные нормы нравственности обычно являлись одновременно и пер­воначальными нормами права, религии и т.д. В целом, традиционные представ­ления ориентировали на уважение к старшим, коллективизм и трудолюбие. Важным этапом в развитии нравственности стало выдвижение в качестве нрав­ственного критерия разума. Развитие нравственности не было равномерным и поступательным, но каждый новый этап имел определённое прогрессивное значение.

На рубеже 18 – 19 в.в. наука этика, наконец, окончательно выделила свой предмет, что дало возможность полноценного исследования структуры, свойств и специфических функций нравственности.

Мир нравственных явлений многообразен. Исследователи выделяют в нём три основных элемента:

– нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

– нравственная практика;

– нравственные отношения.

Нравственное сознание – субъективная сторона нравственности, отраже­ние нравственного бытия людей; главное – оценка явлений. Особое место в ие­рархии ценностей занимает идея о должном (идеал), которая определяет конеч­ную цель (смысл) деятельности человека (общества).

Элементом социальной жизни является общественное сознание, в кото­ром аккумулирован нравственный опыт многих поколений. На обыденном уровне это «житейский опыт» и «здравый смысл». На теоретическом уровне это решение «смысложизненных» вопросов человеческого бытия, где главную роль играет моральная философия, т.е. этика.

Индивидуальное нравственное сознание состоит из рационального, эмо­ционального и волевого компонентов. Рациональная часть – это совокупность нравственных переживаний. Здесь важны такие понятия как совесть, стыд, честь и т.д. Благодаря волевому усилию субъективный нравственный мотив реализу­ется в действие (поступок), зачастую вопреки давлению объективных обстоя­тельств. Поступок – базовый элемент нравственной практики. Это сложное явле­ние, включающее в себя: замысел (постановка цели), мотивацию,

выбор, принятие решения, действие.

Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, воз­никающих в процессе нравственной практики. Эти отношения классифициру­ются по различным признакам. По содержанию это обязанности, права. По характеру требовательности это нормы, указания, советы. По характеру связи это соперничество, соревнование и т.д.

Универсальным правилом нравственного поведения является «золотое правило». Оно сформулировано на заре человеческой цивилизации и звучит так: не делай другим того, чего себе не желаешь. Это правило императивно, т.е. повелительно. Нравственная норма – всегда требование. Нравственная норма, как правило, не локализована ни ситуационно, ни во времени. Для нравствен­ной нормы нет исключений. «Золотое правило», как большинство нравствен­ных норм, имеет общечеловеческую значимость.

Таким образом, главными свойствами морали являются:

– императивность;

– универсальность;

– общезначимость.

Кроме того, зачастую нравственным нормам свойственна внеинституциональность (они не фик­сируются в документах, а поддерживаются силой общественного мнения) и антиномич­ность (двойственность, противоречивость).

Нравственность, как явление социальной и духовной жизни, выполняет следующие функции:

– регулирует, гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми;

– информирует личность о накопленном человечеством нравственном зна­нии;

– воспитывает, формирует личность;

– ориентирует в системе ценностей;

– гуманизирует, приподнимает человека над обыденностью;

– формирует мировоззренческую и коммуникационную культуру.

Функции нравственности в значительной степени совпадают с функ­циями, этики как нравственной теории. Этику часто называют практической философией. Однако, являясь наукой, этика выполняет теоретические задачи, такие как:

– сбор информации о многообразных явлениях нравственного мира;

– систематизация накопленного материала, построение адекватных моде­лей;

– выработка требований (нормативная функция), инструментов и правил исследования (методическая функция), прогнозов (прогностическая функция) и др.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2186 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.