Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классификация этических направлений




 

Классификация этически направлений часто осуществляется по следующим признакам.

1) По представлению о смысле жизни.

В этом случае выделяют следующие этические направления:

Гедонизм. Приверженцы этого направления считают «смысложизненным ориенти­ром» удовольствие, наслаждение. Истоки нравственности видятся в природе, а не в Божественной воле. Представителями гедонизма считаются Аристипп и Гегесий (4 в. до н.э.), Г. Гоббс и Д. Локк (15 – 16 в.в. н.э.), З. Фрейд и Дж. Сантаяна (20 в.) и др.

Аскетизм. Цель аскетизма – подавление, компрометация чувственных влечений. Чувствительная жизнь – неистинна, греховна. Изощрённые аскетические практики стремления покинуть «этот» мир демонстрируют представители джайнизма в Древней Индии, некоторые гностики 1-3 в.в. н.э., христианские святые и др.

Эвдемонизм. Согласно этому направлению, смысл жизни – в естественном стремлении человека к счастью. Эвдемонизм может выступить как вид гедонизма (Эпикур, Лукреций – высшее удовольствие). Однако, античная идеалистическая мысль не отождествляет счастье с чувственным удовольствием (Платон, Аристотель). Эвдемонизм присутствует в этике Дюма, у французских энциклопедистов (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.), у Ж.Ж. Руссо. В современной этике встречаются элементы эвдемонизма (фелицитология).

Ригоризм. Главный принцип – подчинение воли человека нравственному закону. «Человек живёт не для радости, а для совести». Этика ригоризма – этика долга. В античной философии это «киники» и «стоики», в Новое время – это учение Н. Канта.

Утилитаризм. Главной нравственной ценностью считается польза. Утилитаризм пропа­гандировали древнегреческие софисты. В Новое время, с развитием буржуаз­ных отношений, этика утилитаризма достигла своего расцвета, и это имело прогрессивный характер. Способом решения противоречия между частным и общим интересом стала теория разумного эгоизма (Г. Гельвеций). Сторонни­ками теории разумного эгоизма были Н.Г. Чернышевский (Россия), Н. Бентам, Дж. Миль (Англия), прагматик У. Джемс (США) и др.

По способу обоснования морали.

На основании представлений философов о природе нравственности вы­деляются следующие направлен:

Идеализм. Предполагается божественное, сверхъестественное обоснование нравст­венности. На первых этапах развития этика была тесно связана с религией. По­следователи атеистических учений (Сократ, Демокрит и др.) подвергались го­нениям. Даже в эпоху Нового времени свободомыслие не поощрялось. Можно выделить два течения идеализма: пантеизм и монотеизм. Пантеизм учение об истинном Боге, как о некоей божественной силе, безличном первоначале, (безличное – первично, личность, даже божественная – вторична). Монотеизм – вера в первичность и единственность Бога-творца. К монотеистическим религиозным учениям относятся философия египетского философа Эхнатона (16 в. до н.э.), иудаизм, христианство, ислам.

К идеалистическим направлениям в этике относят субъективный идеа­лизм (нет реальности вне человеческого сознания и независимо от человеческого сознания) и автоном­ную этику Н. Канта

Натурализм. Нравственность выводится из естественной природы мира и человека. Для натурализма значимы земные ценности. Человеку следует реализовывать себя в этой, а не загробной жизни. Кроме этики гедонизма, эвдемонизма, ути­литаризма, к натуралистическим направлениям следует отнести «теорию нравственного чув­ства» (А. Смит и др.), а также эволюционистов Г. Спенсера, П. Кропоткина и др.

Социальный историзм. Это теории, рассматривающие природу морали в сфере социальной дея­тельности. Нравственные нормы определены деятельностью людей и зависят от уровня социально-экономического развития общества. Такой подход ха­рактерен для старших софистов Древней Греции, для Г. Гоббса, для мар­ксизма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2186 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.