Во-первых, в неприятной ему книге г. Струве есть очень дельное рассуждение о границах возможного в настоящее время государственного вмешательства в экономическую жизнь России. Это рассуждение есть уже отчасти тот анализ, которого требует г. Н. —он, и против этого анализа г. Н. —он ничего дельного не возражает.
Во-вторых, помнит ли г. Н. —он спор, происходивший в сороковых годах между славянофилами и западниками? В этом споре «анализ внутренней русской жизни» тоже играл очень важную роль, но в печати этот анализ приурочивался почти исключительно к чисто литературным вопросам. На это были свои исторические причины, которые г. Н. —он непременно должен принять в соображение, если не хочет прослыть смешным педантом. Скажет ли г. Н.—он, что эти причины не имеют теперь никакого отношения к анализу «русских учеников»?
Ученики» до сих пор не напечатали самостоятельных исследований о русской экономической жизни. Это объясняется крайней новостью в России того направления, к которому они принадлежат. До сих пор в русской литературе господствовало народническое направление, благодаря которому исследователя, сообщая объективные данные, свидетельствовавшие о падении старинных «устоев», потопляли их в воде«субъективных» упований. Но именно обилие сообщённых народниками данных и подало повод к появлению нового взгляда на русскую жизнь. Этот новый взгляд несомненно ляжет в основу новых, самостоятельных наблюдений. Уже теперь мы можем указать г. Н. —ону, например, на работы г. Харизоменова, которые очень сильно противоречат народническому катехизису, что хорошо почувствовал г. В. В., часто и безуспешно пытавшийся опровергнуть почтенного исследователя. Автор книги «Южно-русское крестьянское хозяйство» совсем не марксист, но едва ли г. Н. —он скажет, что взгляд г. Постникова на современное положение в Новороссии общины и вообще крестьянского землепользования согласен с обычным у нас народническим взглядом.
«»328
А вот г. Бородин, автор замечательного исследования об уральском казачьем войске, уже обеими ногами стоит на той точке зрения, которую мы защищаем и которая имеет несчастие не нравиться г. Н.—ону. На это исследование не обратила внимания наша народническая публицистика, но не потому, что оно лишено внутренней ценности, а единственно потому, что названная публицистика имеет особый «субъективный» дух. А дальше будет больше, г. Н. —он: эра марксистских исследований только что начинается в России 1.
Г. Н. —он тоже считает себя марксистом. Он ошибается. Он толькопобочный потомок великого мыслителя. Его миросозерцание представляет собой плод незаконного сожительства теории Маркса с г. В. В. От «Mütterchen» («мамаши». — Ред.) г. Н. —он заимствовал терминологию и некоторые экономические теоремы, понятые им, впрочем, крайне абстрактно, а потому и неверно. От «Väterchen» («папаши». — Ред.) он наследовал утопическое отношение к социальной реформе, с помощью которого он и воздвиг свою вторую батарею против г. Бельтова.
Г. Бельтов говорит, что общественные отношения собственной логикой своего развития приводят человека к сознанию причин его порабощения экономической необходимостью. «Сознав, что причина его порабощения лежит в анархии производства, производитель, «общественный человек», организует это производство и тем самым подчиняет его своей воле. Тогда оканчивается царство необходимости и воцаряется свобода, которая сама оказывается необходимостью». По мнению г. Н. —она, всё это совершенно справедливо. Но к справедливым словам г. Бельтова г. Н. —он делает следующее добавление:
Мы не говорим о книге г. П. Струве потому, что она г. Н. —ону неприятна. Но напрасно г. Н. —он так решительно называет эту книгу никуда негодной. В споре с г. Н. —оном г. П. Струве очень и очень постоит за себя. А что касается собственного «анализа» г. Н —она, то кроме общих мест от него останется очень немного, когда его примутся «анализировать» с точки зрения Маркса. Надо надеяться, что недолго заставит ждать себя этот анализ.
«»329
Задача, следовательно, заключается в том, чтобы общество из пассивного зрителя проявления данного закона, тормозящего развитие его производительных сил, при помощи наличных материально-хозяйственных условий, отыскало бы средство подчинить этот закон своей власти, обставив проявление его такими условиями, которые бы не только не тормозили, но способствовали бы развитию производительных сил труда (сил труда!) всего общества, взятого в целом».