Шах был свергнут в результате действий различных политических сил. Вообще в Иране насчитывалось в 1979 г. около 200 политических партий. Крупнейшие из них: Национальный фронт (Санджаби) и Движение за свободу Ирана (М. Базарган); на левом фланге следует отметить организации федаинов и моджахеддинов, а также партию Туде.
19 февраля 1979 г. провозглашена Исламская республиканская партия (ИРП), она стала самой массовой в стране и выражала устремления населения к исламу как основе традиционной морали и национальных ценностей. Ее активисты практически и контролировали положение в стране.
Повсюду создавались отряды пасдаров — «Стражей исламской революции», которые самостоятельно брали на себя роль органов власти. Они творили самосуд на улицах, арестовывали, выносили приговоры и приводили их в исполнение в течение 10 минут. Таким образом, за несколько дней в Иране было казнено свыше 8 тыс. человек, из них 23 генерала, 400 офицеров и 800 высших гражданских чинов. Бывший шеф САВАК генерал Насири был расстрелян прямо на крыше резиденции Хомейни. Советы рабочих и Советы служащих на предприятиях пытались брать на себя роль органов власти. Никто не признавал правительство М. Базаргана.
Сам Хомейни удалился в религиозный центр Ирана г. Кум и отдавал время от времени противоречивые распоряжения. Так, в числе его первых мер было указание об уничтожении мороженого импортного мяса, так как животные были забиты не по мусульманским обычаям, — это привело лишь к росту цен на мясные продукты.
Другое распоряжение Хомейни касалось бесплатного обеспечения электроэнергией и водой в городах всех неимущих, было объявлено о бесплатном пользовании общественным транспортом, что привело к огромному наплыву беженцев и к банкротству компаний, обеспечивавших население электроэнергией и водой. Также бесплодной стала его попытка отказаться от взимания банками процента — в соответствии с предписаниями пророка Мохаммеда. М. Базарган бессильно взывал к Хомейни, но двоевластие продолжалось.
1 апреля 1979 г. в Иране провозглашена Исламская республика. Созданный из религиозных лиц Совет приступил к разработке Конституции. Сразу же стали вводиться религиозные нормы поведения: запрет на алкоголь, музыку, танцы, кино (все кинотеатры в Иране были закрыты с июня 1980 г.), игру в шахматы, книги. Женщин обязали соблюдать традиции в одежде. Толпы исламских фанатиков плескали соляной кислотой в лицо женщинам, появлявшимся на улицах с открытым лицом.
С августа 1979 г. начались гонения на светские политические партии: совершались нападения на штаб-квартиры и органы прессы левых.
Обострилась ситуация на севере Ирана, где оживились сепаратистски настроенные курды. Иранские курды принадлежат к различным кланам, которые враждуют между собой. Кроме того, курды — это на севере сунниты, на юге — шииты, что вносит дополнительные сложности во взаимоотношения между курдами и правительством Ирана. Казалось бы, переговоры с лидерами курдов и представителями правительства шли успешно, но Хомейни лично вмешался и не позволил заключить соглашение. Это привело к началу военных действий, входе которых районы проживания курдов уничтожались напалмом и химическим оружием, о чем сообщалось в прессе на Западе.
Осенью 1979 г. ситуация в стране стала критической, а 4 ноября 1979 г. группа фанатичной молодежи захватила американское посольство в Тегеране, взяв в заложники 53 человека. Было очевидно, что у правительства М. Базаргана власти нет, и он подал в отставку. Американские дипломаты вынуждены были провести в плену 15 месяцев.
3 декабря 1979 г. одобрена Конституция Исламской Республики Иран. Высшим лицом считался сам Хомейни — рахбар (руководитель). Из 12 известных аятолл создавался Наблюдательный совет; он должен был обеспечить соответствие законам шариата всех принимаемых законов.
25 января 1980 г., в соответствии с Конституцией, состоялись выборы президента — высшего главы исполнительной власти. Им стал «духовный сын Хомейни» — Абульхасан Бонисадр, светский интеллигент, один из идеологов теории «исламской экономики». В марте 1980 г. состоялись выборы в меджлис. Как и следовало ожидать, левые не получили ни одного места; полную победу одержала ИРП.
Тем временем экстремисты продолжали удерживать в здании посольства американских дипломатов. В апреле 1980 г. президент США Д. Картер предпринял неудачную попытку освобождения заложников с помощью военной силы. В результате операции США потеряли 6 вертолетов и один транспортный самолет, 8 человек погибли. Все это подхлестнуло антиамериканскую истерию в Иране: Хомейни требовал вернуть беглого шаха, предлагая в качестве нажима такую меру, как отказ от уплаты долларами за нефть. Ширилась националистическая пропаганда, звучали призывы к распространению исламской революции на весь мир.
Летом 1980 г. экономическая ситуация обострилась: все финансовые авуары Ирана в зарубежных банках были заморожены, цены на продовольствие повысились в 3 раза, экспорт нефти почти прекратился.
Одновременно начались репрессии против Национального фронта (его лидеры были арестованы), а также внутриполитическая борьба между светским президентом А. Бонисадром и генеральным секретарем ИРП аятоллой Бехешти.
В июле 1980 г. шах умирает в госпитале в Египте. В августе Бехешти назначается премьер-министром, это еще больше обостряет его конфликт с президентом.
22 сентября 1980 г. Ирак нападает на Иран, начинается ирано-иракская война. Поводом послужил давний спор в отношении участка границы по реке Шатт-эль-Араб протяженностью 200 км. В 1975 г. шах навязал Саддаму Хусейну соглашение, по которому граница проходит по тальвегу — срединной части пограничной реки, как и принято по нормам международного права. Следовательно, левый берег отошел Ирану. Кстати, Иран обещал перекрыть границу, чтобы помочь подавить восстание курдов в Северном Ираке. Теперь же С. Хусейн аннулировал соглашение от 1975 г. и стал претендовать на территории в иранской провинции Хузестан, населенной арабами. С. Хусейн рассчитывал на ослабление Ирана в результате внутренних смут и легкую победу.
Война сплотила Иран, несмотря на первые успехи иракских войск, которым удалось захватить даже порт Хорремшехр на юге Ирана. При штурме города Абадана в бой вступили части фанатиков ислама, которых Хомейни тысячами бросал в сражение. Удалось даже частично восстановить боеспособность иранской авиации. Вступление в бой, иранской авиации сразу же позволило переломить ход военных действий. Взять Абадан иракцам не удалось; война затянулась на годы.
С началом войны президент А. Бонисадр отправился на фронт, чтобы в соответствии с Конституцией взять на себя командование армией. Но и там всем командовали муллы, которые подчинялись в итоге Бехешти. В стране были введены карточки, уравнявшие распределение продовольствия и товаров широкого потребления. Стали таять валютные резервы, сокращаться промышленное производство.
20 января 1980 г. освобождены американские дипломаты — кризис с заложниками разрешился. Тем не менее США были настроены враждебно по отношению к режиму Хомейни. Его обвиняли в распространении терроризма по всему миру, в организации исламских радикальных групп в других странах, в том числе партии «Хесболлах» и движения «Хамас» на Ближнем Востоке.
11 июня 1981 г. Хомейни отстранил от власти президента А. Бониса-дра, обвинив его в связях с американцами. Арестовать Бонисадра не удалось, он бежал за границу, за него вступились моджахедины. Это использовали для наступления на остатки светских структур в Иране.
В течение трех месяцев в стране свирепствовал террор: 28 июня моджахедины взорвали штаб-квартиру ИРП, в результате погибли 72 высших руководителя, в том числе и Бехешти. Сам аятолла Хомейни в последний момент не пришел на заседание и в момент взрыва отсутствовал. 30 августа в результате теракта погибли новый президент Раджаи и премьер-министр Бахонар. Власти ужесточили террор против левых, только за июль—август было арестовано свыше 4 тыс. человек и около 1 тыс. убито.
25 августа 1981 г. вышел Указ Хомейни об ужесточении террора, отныне смертная казнь полагалась даже «за слова, направленные против правительства». Обыски и казни стали массовым явлением в Иране. Все светские административные структуры в Иране были уничтожены, власть полностью оказалась в руках мулл.