После устранения светских структур исламизация Ирана усилилась. Упразднено Управление юстиции; юристы, получившие современное образование, оказались не удел. Правосудие вершилось по законам шариата: были введены строгие наказания за употребление алкоголя (30 ударов палками); за супружескую измену и прелюбодеяние могли забить до смерти; даже за такие невинные развлечения, как прослушивание музыки, игра в шахматы, употребление деликатесной рыбной икры, следовало наказание до 50 ударов палками. Вводились такие жуткие санкции, как выкалывание глаз, выбивание зубов, отрезание носа, ушей, рук и ног.
Женщинам запрещено работать в сфере услуг, в государственных учреждениях, на эстраде и телевидении — всюду, где их могли видеть мужчины. Им предписывалось ходить в хиджабе, придерживаться строгих мусульманских норм в одежде. Резко сократилось число студенток, было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.
В период 1981—1983 гг. в Иране закрыты все вузы, проведены чистки среди студентов и преподавателей. Главная база моджахединов постепенно была перенесена на север, в Курдистан, федаины также ушли в подполье.
В мае 1983 г. запрещена партия Туле, проведены судебные процессы над Киянури и другими руководителями коммунистов, которых обвинили в сотрудничестве с СССР. Всякая политическая деятельность в Иране категорически запрещена.
Президентом Ирана стал Хосейни-Хаменеи, премьер-министром — Мусави-Хаменеи. Но главная борьба развернулась между двумя наиболее влиятельными муллами: Хашеми-Рафсанджани, председателем меджлиса, и аятоллой Али Акбар Мохташеми, занимавшим пост министра внутренних дел. Полагают, что Рафсанджани был в большей мере прагматиком, стремился прекратить войну с Ираком, а Мохта-шеми — радикалом.
Война с Ираком тем временем явно зашла в тупик. С весны 1982 г. чаша весов постепенно склонялась на сторону Ирана. Удалось убедить Сирию заблокировать транспортировку иракской нефти через свою территорию к Средиземному морю. В 1982 г. условием прекращения войны стало требование свергнуть режим С. Хусейна и выплатить компенсации Ирану.
В последующие годы число жертв и разрушений постоянно росло, а одержать верх ни одной стороне не удавалось. Все попытки перейти в решительное наступление (иракской армии — в 1985 г., иранской — в 1986 и 1987 гг.) ни к чему не приводили. Ирак попытался вовлечь в конфликт европейские страны и США. ООН приняла решение направить в Персидский залив военные корабли для обеспечения проводки торговых судов, но США старательно избегали прямой поддержки кого-либо в этом конфликте. Энтузиазм спадал; Тегеран обстреливался иракскими ракетами, использовались и отравляющие газы.
Наконец 8 августа 1988 г. война была прекращена: общий ущерб, нанесенный за это время Ирану, оценивается в 700 млрд. долл., ежегодно на войну уходило 14 млрд. долл. В период военных действий уничтожено 60% промышленного потенциала Ирана, свыше 1 млн. человек погибли.
Во время войны пострадали и совершенно непричастные к происходящему: 27 мая 1987 г. ракетой с иракского самолета был нанесен удар по американскому фрегату (погибли 37 человек); 3 июля 1988 г. американский истребитель по ошибке сбил иранский гражданский самолет с 290 пассажирами на борту.
После свержения шаха все его реформы были отменены, в том числе и аграрная. Начались самовольные переделы земли, что вело к многочисленным конфликтам. В 1986 г. меджлис принял закон, запрещавший переделы земли, но к тому времени 80% земельных угодий уже находилось в руках крупных собственников; примерно треть — в руках духовенства.
В декабре 1986 г. объявлено о самороспуске ИРП; а с 1988 г. разрешено воссоздание политических партий. Политическая жизнь в стране оживилась. Но власть по-прежнему находилась в руках мулл; поступавшая информация из Ирана стала крайне скудна.
Во всем мире Иран воспринимался как очаг международного терроризма и распространения исламского фундаментализма. В самом деле Иран поощрял террористические группы во всех регионах мира. 14 января 1989 г. аятолла Хомейни издает фетву в отношении английского писателя Рушди, приговаривая его к смерти. Фетва имеет силу закона для всех мусульман мира; каждый стремится исполнить ее, вне зависимости от обстоятельств. Начались охота за Рушди, нападения на книжные магазины и издательства по всему миру. Это вызвало отрицательное отношение к исламу вообще. Отменить фетву сам Хомейни был уже не в силах — 4 июня 1989 г. он умер.
IV. Иран в 1990-е гг.
После смерти Хомейни место факйха занял Али Сайед Хаменеи, пост премьера ликвидировался, а президентом стал Хашеми-Рафсанджани; он и сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть. Его позиции укрепились в 1992 г. после выборов в меджлис.
По окончании конфликта в Персидском заливе, обернувшегося поражением Ирака, Иран почувствовал себя ведущей державой в этом регионе. В конце 1992 г. Рафсанджани потребовал от граждан Объединенных Арабских Эмиратов специальные пропуска при посещении острова Абу-Муса в Ормузском проливе. Ему удалось несколько улучшить отношения с Западом, оказав помощь в освобождении заложников, которые находились в Ливане в руках проиранских группировок. Предпринял Рафсанджани и некоторые шаги с целью привлечь западные инвестиции в Иран.
В первой половине 1990-х гг. ростВНПв Иране достиг 6,5%, в конце 1990-х гг. — 10%. Это стало следствием рыночных реформ в стране. Но в целом ситуация в экономике оставалась сложной. Более половины всех промышленных предприятий были закрыты, внешние долги росли, деньги обесценивались, иностранные инвестиции оставались мизерными. Иран в глазах Запада все еще выглядел одиозно: эта страна поддерживала экстремистские режимы вроде Судана и разного рода террористические организации типа «Хесболла». Правда, Ирану удалось бросить вызов западной культуре, возглавить движение по возврату к исламским ценностям и морали, что стало утешением для фундаменталистов.
Постепенно исламский радикализм в стране ослабевал. Можно выделить три силы, боровшиеся за лидерство в обществе:
1) центристы — сторонники президента Рафсанджани;
2)консерваторы — сторонники высшего религиозного авторитета — Али-Сайеда-Хаменеи;
3)реформаторы, сплотившиеся вокруг Мохаммеда Хатами.
В мае 1997 г. М. Хатами избран президентом, получив поддержку 69,7% голосов. Ему удалось нанести поражение лидеру меджлиса Натеку Нури, креатуре духовенства. В президентских выборах 1997 г. участвовало в два раза больше иранцев, чем в прошлых. Поэтому победа М. Хатами не была случайной.
Когда-то сам М. Хатами слыл радикалом: в начале 1980-х гг. он был составителем речей Хомейни; еще раньше, в 1979 г., участвовал в захвате американского посольства в Тегеране. С 1982 по 1993 г. Хатами был министром культуры и выражал исламскую ориентацию в правительстве; впоследствии он заслужил славу «либерала», ослабив цензуру, развивая иранское кино и разрешая распространять информацию западных агентств. За это он и был снят в 1993 г. с должности. М. Хатами — автор книги «Надежды и вызовы времени», где он уважительно отзывается о достижениях Запада в технологии, высказывается за диалог с христианством, признает оппозицию, демократию и права человека.
Возглавив правительство, М. Хатами сумел провести на посты министров иностранных дел, внутренних дел, культуры своих людей; первым вице-президентом назначил женщину. В январе 1998 г. Хатами извинился за свое поведение в инциденте с американским посольством в 1979 г., высказался за нормализацию отношений с США.
С триумфом прошло участие Ирана в чемпионате мира по футболу в июне 1998 г.; в 1999 г. иранский фильм «Дети небес» заслужил международное признание и был выдвинут на премию «Оскара» в США. В 1998 г. в стране разрешены поп-музыка, спутниковое телевидение, многие иранцы сейчас носят галстуки — «империалистические удавки» в недавнем прошлом. С 1999 г. в Иране распространилось увлечение Интернетом, появились сотни провайдеров, открылись свыше 400 Интернет-кафе в Тегеране.
Однако влияние мулл все еще сильно. Когда в июле 1999 г. в Тегеранском университете прошли волнения молодежи, в столице были организованы куда более многочисленные контрдемонстрации молодых людей из бедных семей.
Все же развитие современных средств коммуникации делает невозможным дальнейшую изоляцию страны. В поддержку реформаторов выступают так называемые «новые иранцы», женщины, образованная молодежь. Женщины, кстати, представляют собой существенную силу: они составляют сейчас 40% студентов, у3 преподавателей вузов, немало женщин являются депутатами меджлиса. Жены и родственники видных деятелей Ирана являются ныне лидерами женского движения.
В феврале 2000 г. в Иране состоялись выборы в меджлис. 163 места из 290 завоевал Исламский фронт участия, партия М. Хатами; коалиция последователей имама Хомейни получила только 44 места. Это говорит о том, что фундаменталисты потеряли контроль над меджлисом, последнее воспринято как знак дальнейшего усиления реформаторов в Иране.
Это, однако, не означает потерю фундаменталистами власти в Иране. Например, у них еще сохраняются сильные рычаги, прежде всего высший пост факиха (А.С. Хаменеи) и Наблюдательный совет, в котором 12 духовных лиц бдительно следят за происходящим. Время от времени они наносят контрудары: так, недавно был осужден на 18 месяцев известный реформатор, молодой мулла Мохсед Кадивар. Он высказался в том смысле, что политическая власть в стране должна принадлежать народу, а не шиитским идеологам. В Иране ходят слухи, что втайне сам президент М. Хатами разделяет подобные высказывания М. Кадивара.
Отношения Ирана с Россией развиваются успешно: торговля двух стран в 2000 г. на 20% превысила уровень 1999 г. С 1995 г. Россия сотрудничает с Ираном в строительстве атомной электростанции в Бу-шире. В марте 2001 г. состоялся визит президента Ирана М. Хатами в Москву, его встречи с российским президентом В.В. Путиным. Расширение сотрудничества между Россией и Ираном вызывает критику у США — опасаются, что это приведет к созданию ракетно-ядерного оружия. Только что прошло испытание ракеты «Шахиб-3», дальностью 7 тыс. км, шефство над всеми военными проектами осуществляют муллы.
В апреле 200 Г г. на позиции реформаторов в Иране началось наступление: были закрыты 36 либеральных изданий, десятки человек, среди них видные сторонники М. Хатами, арестованы. Но состоявшиеся в июне 2001 г. выборы вновь принесли победу М. Хатами: он получил 88% голосов, в то время как его ближайший соперник — только 15,61%. Но президент подвергся критике со стороны аятолл «за слишком мягкую по отношению к врагу» позицию. Начались гонения на спутниковое телевидение — было изъято 150 тыс. антенн, закрываются Интернет-кафе.
Тем не менее постепенно Иран становится все более открытым государством. В последние годы сняты запреты на музыку и шахматы, мужчины носят рубашки с коротким рукавом и галстуки, реформаторов поддерживают молодежь, женщины, интеллигенция. Следует надеяться поэтому на приемлемые сочетания традиций и западных стандартов жизни в будущем.
После событий 11 сентября 2001 г. Иран делает все, чтобы избавиться от ярлыка «пособника международных террористов». Выслан из страны бывший шеф службы безопасности организации «Хесбол-ла», отозваны 700 иранских советников из Судана, Ливии, Боснии. 4 ноября 2001 г. у здания бывшего американского посольства в Тегеране состоялась демонстрация солидарности в память о погибших 11 сентября. Правда, одновременно состоялась более многочисленная демонстрация протестовавших против этого; между участниками двух демонстраций произошла стычка. Иранское правительство осудило убийство ни в чем не повинных людей, но одновременно выступило против акции США в Афганистане.
Выводы
1. «Исламская революция» в Иране вызвана социальными последствиями глубоких реформ, проведенных в I960—1970-х гг. В результате модернизации страны оказалась затронутой сама суть исламских традиций и морали, что и вызвало такую бурную реакцию отторжения новшеств.
2. После свержения шаха в стране установился исламский теократический режим. Все прочие политические партии были постепенно отстранены от власти, а летом 1981 г. окончательно ликвидированы все светские структуры.
3. В 1980-е гг. в Иране усилилась «исламизация»: были введены традиционные нормы морали и образа жизни. Все это происходило в условиях международной изоляции Ирана, который воспринимался во всем мире как очаг терроризма и фундаментализма.
4. После смерти Р. Хомейни в 1989 г. теократический резким в Иране сохранился, но со второй половины 1990-х гг. обнаруживаются тенденции к большей открытости. Это привело к избранию в 1997г. президентом М. Хатами, разделявшего реформаторские взгляды, и победе его партии на выборах в меджлис в феврале 2000 г.
ЛЕКЦИЯ 38
Афганистан (1945-2000)