Основные проблемы внешней политики Турции традиционно связаны со взаимоотношениями с Грецией. А главной причиной греко-турецких раздоров после окончания Второй мировой войны стал Кипр.
Занимая выгодное стратегическое положение в Восточном Средиземноморье, Кипр еще в 1878 г. был оккупирован английскими войсками, хотя формально входил в состав Османской империи. После Первой мировой войны Кипр был аннексирован Великобританией, и по Лозаннскому договору 1923 г. Турция это признала. Свыше 80% населения острова составляли греки. Они рассчитывали, что рано или поздно англичане уберутся с Кипра и тогда произойдет воссоединение острова с Грецией.
После окончания Второй мировой войны англичане дали понять, что готовы остаться на острове в прежнем качестве. Началось их противостояние с греческим населением. Борьбу греков за независимость Кипра возглавил глава автокефальной православной церкви Кипра архиепископ Макариос III. Он стал одновременно энтархом, или лидером, греческой общины.
Хотя греки не притесняли турецкое меньшинство, правительство Турции было озабочено перспективой присоединения острова к Греции, ведь Кипр находится всего в 60 км от турецкого побережья. Но и правительство Греции не желало ссориться с Турцией, тем более что обе страны одновременно были приняты в НАТО.
В 1951 г. на Кипре, в порту Фамагуста, размещены английские военные базы — военно-воздушная и военно-морская. В 1954 г. сюда был переведен штаб вооруженных сил Великобритании на Ближнем Востоке. В том же году греческое правительство поставило в ООН вопрос о самоопределении Кипра, но, очевидно, не проявило должной настойчивости — вопрос о Кипре был оставлен без внимания. На острове состоялись демонстрации протеста греческого населения, жестоко разогнанные англичанами.
В 1955 г. Англия официально пригласила Турцию и Грецию на конференцию в Лондон для обсуждения кипрского вопроса, но в результате стороны лишь рассорились окончательно. Греки в Турции подверглись гонениям, Греция отказалась участвовать в маневрах НАТО.
Начиная с 1955 г. делаются попытки вести переговоры между английскими властями и архиепископом Макариосом, но в марте 1956 г. англичане депортировали Макариоса на Сейшельские острова. В апреле 1955 г. на Кипре начались боевые действия террористических групп греков во главе с неким офицером Гривасом против англичан. В 1956 г. произошли первые столкновения между киприотами: греками и турками; впоследствии они переросли в широкомасштабный межобщинный конфликт.
Попытки посредничества НАТО не удались. Но все же в феврале 1959 г. представители Турции и Греции заявили в Цюрихе о своем согласии провозгласить независимость Кипра. Президентом будущего государства должен быть грек, вице-президентом — турок. Правительство должно состоять из 7 греков и 3 турок; это же соотношение 7:3 необходимо соблюдать при распределении всех административных должностей. С августа 1960 г. Кипр стал независимым.
Но Конституция острова была явно надуманной, неэффективной. В декабре 1963 г. на Кипре начались новые столкновения между греками и турками. Дело чуть не дошло до войны между Турцией и Грецией. Очевидно, лишь присутствие американского 6-го флота вблизи Кипра помешало турецкому вторжению на остров в начале 1964 г.
В дело вмешалась ООН: в марте 1964 г. по ее решению на Кипре были размещены силы ООН по поддержанию мира. С тех пор они беспрерывно находились на острове, решение об их пребывании там автоматически продлялось. Попытки посредничества ООН также успеха не имели.
Между тем в 1967 г. в Греции власть захватила военная хунта. Генералы поддерживали наиболее авантюристически настроенных политиков, выступавших за присоединение Кипра к Греции. В 1971 г. на Кипр прибыл Гривас, который стал проводить террористическую деятельность против правительства Макариоса. Но в 1973 г. Макариос был избран вновь на пост президента; его отношения с хунтой в Афинах зашли в тупик.
15 июля 1974 г. дворец Макариоса подвергся нападению национальных гвардейцев, находившихся под влиянием греческих офицеров. Сам Макариос бежал и был перевезен в Англию, а повстанцы провозгласили «президентом» некоего Самсона.
Перед лицом непосредственной угрозы присоединения Кипра к Греции вооруженные силы Турции 20 июля 1974 г. вторглись на остров. Через три дня военная хунта в Афинах пала. Турки захватили 40% территории Кипра, вынудив 200 тыс. греков превратиться в беженцев. В конце 1974 г. на Кипр вернулся Макариос, но остров был фактически разделен. Попытки наладить межобщинный диалог предпринимались неоднократно — велись переговоры между лидерами общин Клавкосом Клеридисом и Рауфом Денкташем. Они хорошо знали друг друга еще с детства, но позиции сторон принципиально не совпадали.
Преемником Макариоса, умершего в 1977 г., стал Спирос Киприа-ну. Вновь в роли посредника пыталась выступить ООН, но переговоры шли с большим трудом, так как греки настаивали на статусе федерального центра и на освобождении большей части захваченной Турцией территории:
В конце 1983 г. турки объявили о независимости северной части острова. С тех пор переговоры идут неспешно: стороны обсуждают процент мест для каждой общины в общем парламенте Кипра, турки настаивают на праве выхода из федерации и т. п. Тем временем фактически закрепляется существующее положение: в турецкой части острова проводятся выборы, создаются новые органы власти, растет турецкое население, греки вытесняются с занимаемых земель. Одним словом, идет «кипризация» — этот термин вошел в международный лексикон.
Есть и другие причины обострения отношений между Турцией и Грецией. В частности, во время турецкой экспансии Кипра Греция укрепила свое военное присутствие на островах в Восточной части Средиземного моря, демилитаризованных согласно Лозаннскому договору 1923 г. Турция тогда выразила протест.
Существует и проблема территориальных вод. Пока обе стороны соблюдали традиционный 6-мильный рубеж, Греция контролировала 35% Эгейского моря, Турция — 10%. Проблема возникла в 1994 г., когда Греция, ссылаясь на решения конференций по морскому праву, потребовала 12-мильную зону территориальных вод. Это давало бы ей суверенитет над 75% Эгейского моря, с чем Турция категорически не согласна.
С этим связана и проблема континентального шельфа. Обострилась она в конце 1973 г., когда в Турции была опубликована карта континентального шельфа Эгейского моря и в соответствии с ней стали выдаваться лицензии на изыскательские работы. В начале 1974 г. дело чуть не дошло до конфликта, когда турецкое гидрографическое судно «Кандарли» с мощным эскортом военных кораблей пыталось приступить к изыскательским работам. На протяжении 1974—1975 гг. между двумя странами проходили бурные дискуссии по этим вопросам. В феврале 1976 г. другое турецкое судно, также в сопровождении военного корабля, попыталось проводить исследования. Это обострило отношения между двумя странами.
Ситуация несколько разрядилась в 1978 г., когда лидеры Греции и Турции встретились и договорились о регулярных консультациях. Только в 1980 г. новое турецкое правительство пошло на уступки, стало проявлять сдержанность по отношению к Греции. Правда, в 1987 г. между двумя странами вновь вспыхнул конфликт из-за работ по разведке нефти, но он был быстро погашен в ходе неожиданного визита премьер-министра Т. Озала в Афины в 1988 г.
Распад СССР в 1989 г. способствовал возникновению независимых тюркоязычньгх государств в Центральной Азии: Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Киргизии. Тургут Озал посетил эти страны и также пригласил их лидеров в Турцию. Президент С. Демирель выбирал альтернативу между двумя возможностями: объединиться с этими государствами и Ираном в единый исламский блок или без Ирана и в какой-то мере против него как фундаменталистского государства. Разумеется, идеи пантюркизма в духе Риза Нури и Нихаля Атсиза весьма заманчивы. Однако Турция вынуждена проявлять сдержанность, поскольку дело касается не только Запада, но и ближайших соседей Турции, прежде всего России и Ирана, с которым у турок тесные экономические связи. Турция поддержала Договор об экономическом сотрудничестве государств бассейна Черного моря, подписанный 11 странами в 1992 г., а также договоры о сотрудничестве в бассейне Каспийского моря и об экономическом сотрудничестве с Ираном и Пакистаном.
Турция сыграла важную роль в проведении международной операции против Ирака в 1991 г., предоставив свою территорию в распоряжение вооруженных сил США. После войны в Заливе президент Д. Буш посетил Турцию и заявил, что США хотели бы видеть ее членом Европейского союза (ЕС). С официальной просьбой о приеме в члены союза Турция обратилась еще в 1987 г., но рассмотрение заявления отложено на неопределенное время. Турция стала лишь членом Западноевропейского союза в 1992 г., а с 1 января 1996 г. действует Соглашение о таможенном союзе с ЕС.
В 2003 г. новый парламент Турции отказал американцам в праве пользоваться базами на Своей территории, что затруднило деятельность американской военной машины в условиях кризиса с Ираком. Это наверняка осложнит в ближайшее время позиции Турции в переговорах о вступлении в Европейский союз.
Выводы
1. Переход к гражданскому правлению занял в Турции более трех лет. За это время была подготовлена новая Конституция, в которой пытались учесть опыт прошлого, в частности, введен 10%-ный барьер против малых партий и видным политическим деятелям запрещено в течение 10 лет занимать выборные посты в государстве.
2. С 1980 г. в Турции под руководством Т. Озала проводится новая экономическая политика: свертывается государственное регулирование, идет приватизация госсектора, привлекается иностранный капитал. В результате Турция становится конкурентоспособной на мировом рынке.
3. Социальные изменения в Турции влекут за собой и политические процессы: в конце 1980-х гг. сокращается влияние Партии отечества Т. Озала и начинается рост исламистских настроений. Партия благоденствия Н. Эрбакана добивается власти сначала на Местах, а затем успешно выступает на парламентских выборах. В сентябре 1978 г. Н. Эрбакан становится главой правительства. Армия вновь вынуждена вмешаться: в январе 1998 г. правительство смещено и Партия благоденствия распущена.
4. Во внешней политике главное место занимают проблемы взаимоотношений Турции с Грецией: проблема Кипра, проблемы территориальных вод в Эгейском море. В 1990-е гг. удалось несколько разрядить обстановку, ввести отношения в нормальное русло. В настоящее время Турция проявляет повышенный интерес к новым тюркским государствам Центральной Азии.
ЛЕКЦИЯ 36