Главная проблема, доставшаяся Индии от колониализма, — разобщенность двух экономических укладов: традиционного и современного.
В традиционном секторе экономики было занято подавляющее большинство населения: крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, ростовщики; он обслуживал основные потребности внутреннего рынка.
Современный сектор был представлен промышленными предприятиями и соответствующей инфраструктурой, а также сельскохозяйственным производством, ориентированным на экспорт — он работал,
В основном, на мировой рынок. Расширяясь, современный уклад неизбежно подавлял традиционное производство, никаких кооперационных связей между ними не было.
Преодолеть колониальную структуру экономики вообще было непросто, ведь англичане развивали прежде всего те отрасли современного уклада, которые были им необходимы для использования ресурсов Индии. Промышленные предприятия Индии уступали передовым В техническом и технологическом отношении, зависели от поставок запчастей и комплектующих, промышленного сырья и полуфабрикатов из-за рубежа. Расположены они были в основном на побережье, в портовых городах, так как доставка по морю обходилась дешевле.
Промышленная инфраструктура создавалась таким образом, чтобы свести к минимуму транспортные издержки при доставке товаров из внутренних районов к побережью. Даже железные дороги строились колониальными властями с использованием трех разновидностей колеи, что затрудняло перевозки внутри Индии и потребовало затем перестройки.
Однако преодолеть экономическое отставание только за счет создания крупных предприятий современного сектора было невозможно. Сразу же возникала проблема занятости миллионов людей, освобожденных в традиционном секторе, который, конечно же, не выдерживал конкуренции с современным.
Стратегию правительства в этом вопросе определила принятая Учредительным собранием еще 7 апреля 1948 г. «Резолюция о промышленной политике». Экономика Индии делилась на несколько секторов, которые были распределены между различными укладами. В трех отраслях (атомная, военная промышленность и железнодорожный транспорт) было разрешено создавать исключительно государственные предприятия, они же получили преимущественное право еще в 6 отраслях.
Остальные отрасли закреплялись между различными предприятиями частного капитала, мелким и кустарным производством. Причем производство некоторых видов промышленной продукции было зарезервировано именно за традиционным сектором. В частности, производство сари — национальной женской одежды — по сию пору разрешено в Индии только с использованием ручного труда, любые механические приспособления не допускаются. Кустари, занятые в сфере традиционного производства, получили государственные заказы, льготы в налогообложении, при снабжении дефицитными видами товаров, сырья и т. д.
Такого рода экономическая политика проводится в Индии и сейчас. Это можно расценивать как сознательное торможение научно-технического прогресса, многие отрасли, по существу, закрыты для внедрения новых технологий, но правительство вынуждено это делать по социальным соображениям.
Острейшей проблемой Индии была аграрная, ведь абсолютное большинство населения — крестьяне. Неудивительно, что первой крупной реформой нового правительства стала именно аграрная. Ее суть сводилась к передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Проводилась она в районах, где действовала система заминдаров: землевладельцы-посредники сдавали часть земли в аренду крестьянам. Теперь они этой земли лишались, крестьяне становились собственниками. В результате за первые десять лет доля арендаторов в общей численности населении сократилась с 70% до 12%.
По Конституции аграрная реформа находилась в ведении правительств штатов, в местностях, где заминдары были влиятельной силой, это привело к разного рода махинациям, затягиванию реформы. Бывшие владельцы обращались в суды, оспаривая размер причитающейся им компенсации, — пришлось проводить через парламент поправку к Конституции, изымавшую вопросы аграрной реформы из компетенции судов.
Не случайно именно тогда в Индии развернулось массовое движение «Бхудан и Грамдан». Во главе его стоял известный в Индии последователь М.К. Ганди — Виноба Бхаве. Он обращался напрямую к землевладельцам, убеждая их передать излишки земли в специальный фонд, из которого он лично будет выделять землю крестьянам. До 1955 г. В. Бхаве изъял таким образом 4,3 млн. га, в то время как государству удалось конфисковать у землевладельцев лишь 2,3 млн. га земли. Минимум землевладений был установлен довольно большим, к тому же, в условиях Индии, с ее огромным населением, бывшие владельцы стремились переписать излишки на своих многочисленных родственников.
Однако сельское хозяйство Индии не стало более производительным: крестьяне, став собственниками земли, не стали интенсивнее трудиться. В сельском хозяйстве для развития товарного производства помимо владения землей, требуется наличие еще многих других факторов.
Производство продовольствия в Индии росло медленно, не поспевая за темпами прироста населения — в неурожайные годы в стране возникал голод, правительство вынуждено было тратить скудные ресурсы на закупки зерна. Отставание сельского хозяйства сдерживало общее развитие экономики.
Многие члены правительства Д. Неру были привержены экономическим идеям того времени. Сам он был романтиком, с большими симпатиями относился к социализму, поэтому полагал, что будущее В экономике — за государственным сектором, значит, следует стремиться к его постоянному расширению.
Кроме того, Д. Неру видел особую роль государства в регулировании экономических и социальных процессов. Индия, как он считал, требует постоянного расширения системы государственного регулирования, распространения функций государства на новые сферы. В 1950 г. в стране создана Плановая комиссия, она приступила к составлению пятилетних планов. В 1952 г. образован Национальный совет развития, который был призван координировать экономическую политику. В государственный сектор попали прежде всего предприятия, находившиеся под контролем колониальной администрации.
В годы первой пятилетки (1951—1956) на расширение госсектора шло 47% всех капиталовложений. Особое внимание уделялось развитию металлургической, нефтяной, угольной промышленности, машиностроения, а также объектам промышленной инфраструктуры. К середине 1950-х гг. доля госсектора составляла в экономике 5%.
Активизировался и частный сектор: высокие тарифы на иностранные товары закрыли внутренний рынок Индии для зарубежных партнеров и оставили его на освоение своим предпринимателям. Правительство предоставляло частникам прямые субсидии, льготы В налогообложении, делало скидки в тарифах на электроэнергию и пользование железными дорогами.
Противодействие курсу на преимущественное развитие государственного сектора в начале 1950-х гг. не было сильным. Он обслуживал нужды всего общества, оказывал услуги и частному сектору: стимулировал спрос, помогал решать проблему занятости (у3 всех работающих по найму в промышленности).
Госсектор развивал в основном капиталоемкие отрасли и инфраструктуру, где уровень прибыли невысок и отдача может быть нескорой: частный капитал идет туда неохотно, поскольку слишком велик риск. Объективно против увлечения социализмом был настроен В. Патель, но он скоропостижно скончался 15 декабря 1950 г.
В январе 1955 г. в Авади состоялась сессия ИНК. Там уже речь шла о перспективе перевода «всех средств производства в общественную собственность», о создании «общества социалистического образца». В том же, 1955 г., в парламенте была принята поправка к Конституции, которая предоставляла право законодательным учреждениям государства «экспроприировать любую собственность в интересах общества» и определять размер компенсации.
Это открыло начало широкой национализации. Одним из первых был национализирован Имперский банк — он стал Государственным банком Индии, орудием экономической политики правительства.