Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ранцузский символизм. ќбща€ характеристика




 

¬о ‘ранции на рубеже веков признаки переходной эпохи были особенно очевидными. — одной стороны, ощутимой и живой была св€зь с богатейшим наследием национального искусства, с авторитетной, всем миром признанной традицией, котора€ сказывалась в творчестве самых различных писателей, - даже ћарсель ѕруст сознавалс€, что Ђодержим Ѕальзакомї. √юго умер в 1885 г. и на пороге нового века воспринималс€ как некое божество от литературы, как олицетворение духа XVIII Ц XIX столетий, эпохи –азума и ѕрогресса.

Ќар€ду с несравненным художественным опытом ‘ранци€ к концу прошлого века располагала исключительным социально-политическим опытом: век революций, завершившихс€ пролетарской  оммуной 1871 г., вывел на арену политической борьбы все классы, активизировал и демократизировал французское общество, а в итоге социального развити€ Ђ–обеспьеры превращались в лавочниковї, сложившийс€ к концу века социальный уклад предстал удручающим Ђмиром цвета плесениї.

— необычайным драматизмом французска€ литература выразила предощущение созревавших на рубеже веков исторических перело мов, и именно в этой литературе особенно очевидна друга€ сторона периода переходного: потребность в обновлении, в выработке Ђновой поэтикиї, соответствующей поистине драматическим переломам.

Ђ”мерли все богиї - так обозначены эти переломы в знаменитом афоризме ‘ридриха Ќицше. »з этой констатации следовал его призыв Ђоткрыть самих себ€ї. Ќо такое открытие себ€ в мире, из которого ушли боги, осуществл€лось прежде всего лирически, в поэзии, и прежде всего в поэзии романтической, - первым этапом исторического сдвига и было развитие французского романтизма к символизму. —имволизм предстал последней стадией трансформации романтизма в пределах XIX столети€, органически св€занной со всем предыдущим опытом и в то же врем€ устремленной к Ђновой поэтикеї, т. е. предстал классическим вариантом искусства переходной эпохи.

«начение этого сдвига не сразу было осознано, оно осознавалось позже, в XX в., вместе с осмыслением самого этого нового века. ƒа и сам символизм вызревал в творчестве поэтов, не св€занных никакими основополагающими документами, никакими установками. ѕервый манифест символизма был опубликован в 1886 г. и принадлежал перу ∆ана ћореаса, второстепенного поэта; тогда-то и начали говорить о символизме, о школе французского символизма. –ембо и ћалларме приобрели некоторую известность только после публикации книги ¬ерлена Ђѕрокл€тые поэтыї и романа √юисманса ЂЌаоборотї в 1884 г.   этому времени –ембо, занима€сь торговлей в јфрике, уж и позабыл о том, что некогда был поэтом, - и с удивлением узнавал в своем уединении, что его причисл€ют к символизму, о котором он и пон€ти€ не имел. ѕон€ти€ не имел, но еще в мае 1870 г., возвестив о своем желании стать Ђпоэтом-€сновидцемї, –ембо за€вил тем самым о создании символистской поэзии. «а€влено было в письмах, которые были опубликованы через сорок лет, и о намерени€х поэта до этого времени никто не знал.

ћалларме был теоретиком символизма, но его рассуждени€ о Ђновой поэтикеї тоже до поры до времени не выходили за пределы частной переписки, а поэзи€ и в 60-е, и в 70-е гг. не находила читател€. Ѕыл известен только ¬ерлен, и был весьма вли€телен (Ђистинный отец всех молодых поэтовї, по определению ћалларме), но ¬ерлен воспринималс€ как поэт-импрессионист, его роль в подготовке символистской Ђновой поэтикиї не могла быть осознана в то врем€ хот€ бы потому, что никто не знал ни –ембо, ни ћалларме, на которых ¬ерлен очень повли€л.

  концу века символизм отождествилс€ с ощущением неопределенной, но безграничной свободы, котора€ дл€ французов конкретизировалась в чрезвычайно существенном дл€ национальной поэзии освобождении от жесткой системы традиционного стихосложени€, в создании системы если не свободного, то освобожденного стиха. ¬ манифесте ћореаса были зафиксированы более или менее очевидные к тому времени признаки символизма. √лавна€ задача символиста Ц воспроизведение Ђизначальных »дейї, вследствие чего все Ђприродноеї представало лишь Ђвидимостьюї, не имеющей самосто€тельного художественного значени€, все поэтические средства были нацелены на то, чтобы передавать загадочную Ђизначальнуюї сущность с помощью намека, Ђвнушающимиї, Ђсуггестивнымиї средствами. ≈стественно, что така€ поэтика резко противопоставила символизм как идеалистическое течение господствовавшему в середине века духу натурализма, позитивизма, рационализма Ц прозе во всех значени€х этого слова.

Ќикака€ Ђшколаї не могла объединить таких разных, таких значительных поэтов, какими были ¬ерлен, –ембо и ћалларме.   тому же их объединение затрудн€лось тем, что каждый из них оказалс€ олицетворением определенного этапа движени€ Ц в одном, однако, направлении, направлении Ђоткрыти€ самих себ€ї в мире, покинутом богами, т. е. в мире, из которого уход€т объективные истины, а единственным источником Ђновой поэтикиї оказываетс€ Ђ€ї поэта.

 

“ворчество ѕ. ¬ерлена

Ђя родилс€ романтикомї, - признавал ѕоль ¬ерлен (1844Ч 1896) очевидную и глубокую св€зь своей поэзии с романтизмом (первое свое стихотворение Ц Ђ—мертьї, 1858, - он посв€тил и послал ¬иктору √юго), особенно с позднеромантической группировкой ѕарнаса (Ћеконт де Ћиль, Ѕанвиль и др.) и творчеством Ўарл€ Ѕодлера. Ёта св€зь определ€ет и содержание, и форму первого сборника стихов ¬ерлена Ђ—атурналииї (1866), романтическое противопоставление »деала вульгарной толпе, прошлого насто€щему и т.п. ќднако уже в Ђ—атурнали€хї распростран€етс€ особенна€, верленовска€ интонаци€ меланхолии и тоски (циклы Ђћеланхоли€ї, Ђѕечальные пейзажиї). »нтонаци€ эта имела своим источником бодлеровский Ђсплинї, но стимулирована была крушением всех иллюзий поэта, с горечью признающегос€ в том, что он Ђни во что не веритї.

“ер€ющий веру поэт довер€ет только своему ощущению, своим впечатлени€м Ц уже в момент публикации Ђ—атурналийї ¬ерлен начинает движение к тому, что назовет Ђновой системойї. √лавное звено Ђсистемыї, по словам ¬ерлена, - Ђискренность, а этим цел€м служат впечатлени€ от данного момента, буквально прослеженныеї, Ђточные ощущени€ї. —оответственно поэт Ђрасстаетс€ с историческими и героическими сюжетами, с эпическим и дидактическим тоном, почерпнутым у ¬иктора √югої.

¬ехами этого движени€ были сборники Ђ√алантные празднестваї (1869) и Ђƒобра€ песн€ї (1870). —убъективное воспри€тие реальности торжествует в первом из них, преобразующем мир в театр кукол, которым поручено сыграть спектакль Ђв духеї XVIII в. ¬ этих из€щных миниатюрах, лаконичных сценках, в этих наполненных чувствами пейзажах все призрачно, вторично, словно бы списано с полотен ¬атто или же переписано из книги Ђ»скусство XVIII векаї братьев √онкуров, которыми ¬ерлен в 60-е гг. восхищалс€.

Ђƒобра€ песн€ї адресована любимой женщине и не свободна от многослови€, от трафаретов, пафоса, порожденного любовным ритуалом. Ќо в целом сборник знаменует переход от Ђэпическогої к личному, к повседневному, к впечатлени€м Ђот данного моментаї. ѕроникновенное усвоение маленьких подробностей быти€, обычных, каждодневных вещей, превращаемых ¬ерленом в детали истинно поэтического мира, в особенный Ђпейзаж душиї, - все это станет особенностью поэзии импрессиониста.  ак и характерна€ естественность стиха: от ритмов романтической поэзии, Ђэпического и дидактического тонаї, ¬ерлен переходит к формам миниатюрным, песенным, написанным как бы шепотом, в одно дыхание, в один миг.

ѕосле 1871 г. усугубл€етс€ верленовска€ меланхоли€. —ыграло свою роль поражение  оммуны. ¬ерлен не покидал ѕариж в дни восстани€, коммунарам симпатизировал, коммунары были среди его друзей. —вою роль сыграла несложивша€с€ лична€ жизнь, разрыв с женой. —вою роль сыграла и дружба с –ембо (в августе 1871 г. –ембо пишет ¬ерлену, потом приезжает к нему в ѕариж), тотальный нигилизм которого подталкивал к более решительному разрыву с традицией, к всерьез пон€тому Ђрасстройству всех чувствї.

¬ 1874 г. по€вл€етс€ сборник Ђ–омансы без словї, с которым прежде всего св€зываетс€ представление о новой, импрессионистической поэзии ¬ерлена. ¬ том же году была организована знаменита€ перва€ выставка художников-импрессионистов Ц импрессионизм стал фактом истории французского искусства.

 ак то и полагаетс€ произведению импрессионистическому, Ђ–омансы без словї состо€т из стихотворений, рисующих пейзажи. »ные сюжеты (исторические, героические, сатирические) исчезли без следа. ѕри кажущейс€ географической разбросанности (ѕариж, Ѕрюссель, Ћондон) пространство поэзии одномерно, как и врем€: Ђданный моментї, т. е. насто€щее врем€ питает Ђточные впечатлени€ї поэта.

Ќо пейзаж здесь необычен Ц это поистине Ђпейзаж душиї. ѕрирода перестает быть объектом, относительно которого самоопредел€етс€ и в котором выражает себ€ душа поэта. ќни внезапно слились в одном образе, в некоем едином существе, которое, остава€сь природой, становитс€ человеком. ѕоэт не сравнивает, не уподобл€ет, не персонифицирует, он развертывает метафору, живущую самосто€тельно как импрессионистическое двуединство внешнего и внутреннего, при преобладании внутреннего впечатлени€.

Ќа смену логически завершенным фразам, несущим в себе мысль и описание, пришли фразы краткие, которые ложатс€ на бумагу, как мазки на полотно художника, как торопливое прикосновение кисти художника-импрессиониста. ¬ерлен сознавалс€ в своей исключительной способности Ђвидетьї предмет; наподобие художника он Ђохотилс€ї за формами, цветами, тен€ми. ‘раза в импрессионистических стихах утрачивает свою самосто€тельную активность, из нее уходит действие вместе со сказуемым-глаголом. ¬ерлен попыталс€ краскам доверить словесный разговор, общение души и природы Ц краскам и звукам.

√ромкую известность приобрели слова ¬ерлена Ц Ђмузыка прежде всегої, перва€ строчка стихотворени€ Ђѕоэтическое искусствої, написанного в том же 1874 году. — точки зрени€ французской поэтической традиции стихотворение это Ц еретическое, пос€гающее на самые основы. ќсновы французского (силлабического) стиха Ц число слогов в строке и рифма; размер и синтаксис совпадают, речь подчин€етс€ размеру. ¬ерлен поставил все это под сомнение, и рифму, и исконную размеренность стиха, возвестил о возможност€х Ђнеправильностейї, нюансировки, непарных стихов и особенно музыки, Ђмузыки прежде всегої. ¬ерлен поставил стих у границ его полного освобождени€. ѕовторени€, внутренн€€ рифмовка, система созвучных гласных, аллитерации Ц все это создает эффект поразительного благозвучи€, подлинной музыки слова, призванного внушать, настраивать, а не сообщать, не описывать. “о есть быть Ђромансамиї - Ђбез словї: в импрессионизме ¬ерлена содержатс€ предпосылки символистской эстетики ћалларме, эстетики молчани€.

Ќо сам ¬ерлен был далек от таких крайностей. ќн держалс€ реальной жизни как источника Ђточных ощущенийї и не решалс€ на разрыв с традицией. ¬ последовавших за Ђ–омансами без словї сборниках (Ђћудростьї, 1880; ЂЌекогда и недавної, 1885; ЂЋюбовьї, 1888, и др.) по€вл€ютс€ стихи, написанные в традиционных размерах (например, сонеты). —ловно спохватившись, ¬ерлен напоминает, что Ђрифма необходима французскому искусствуї. ¬ последних циклах стихов преобладает традиционна€ тема любви (правда, в весьма фривольной интерпретации) и не менее традиционна€ тема веры в Ѕога, к которой ¬ерлен возвращалс€ по мере того, как опускалс€, спивалс€, погибал.

Ќепоследовательность ¬ерлена воспринимаетс€ как примета первого этапа движени€ к Ђновой поэтикеї - точно так же как приметой следующего этапа представл€етс€ последовательность –ембо, необыкновенна€ стремительность его развити€ и краткость пути: в течение трех с половиной лет –ембо смог и пройти дорогой своих предшественников, и поставить ее под сомнение, создава€ новую поэтику Ђ€сновидени€ї, и разочароватьс€ в итогах своей реформы, оставить поэзию.

 

ѕоэзи€ ј. –ембо

Ќачинал јртюр –ембо (1854 Ц 1891) с такой же, как и ¬ерлен, ученической преданности тогдашним авторитетам, √юго, поэтам ѕарнаса, Ѕодлеру Ц словом, французским романтикам (Ђистинный поэт Ц истинный романтикї). ѕоказательно дл€ начала творчества –ембо, дл€ первых полутора лет от €нвар€ 1870 до ма€ 1871 г., большое стихотворение Ђ узнецї. ¬се в нем напоминает поэзию √юго: и исторический сюжет (¬елика€ французска€ революци€), эпическое содержание и эпическа€ форма, республиканска€ иде€ и монументальный стиль.

—воеобразие –ембо складывалось быстро, вместе с развитием его бунтарства, по мере того как находила поэтическое выражение неудовлетворенность жизнью, его стремление к обновлению, его неудержима€ т€га к переменам. –ембо до крайности раздражен пошлым буржуазным миром, миром человекоподобных Ђсид€щихї (Ђ—ид€щиеї). ѕоэт вызывающе циничен, в стихах –ембо распростран€етс€ саркастически-гротескна€ интонаци€, в одном образе соедин€ютс€ разнородные, контрастные €влени€, возвышенное и низменное, абстрактное и конкретное, поэтическое и прозаическое. ѕоэзи€ раннего –ембо отличаетс€ редким лексическим богатством, что само по себе создает впечатление широчайшей и посто€нно мен€ющейс€ амплитуды, скачкообразности ритма, многозвучи€ стиха. ѕарадоксальность и в контрастных сочетани€х идеи и формы: величавый александрийский стих сонетов, этой традиционный формы возвышенных признаний, служит рассказу об Ђискательницах вшейї.

“радици€ соедин€ла прекрасное с добрым Ц вслед за Ѕодлером, воспевшим Ђцветы злаї, –ембо в сонете Ђ¬енера јнадиоменаї богиню красоты изображает в облике безобразного, омерзительного существа, Ђотвратительно прекрасногої. –омантическое, литературное представление о красоте изживалось Ц вместе с идеалами, которые остались в прошлом.

∆алкое и нелепое создание, олицетвор€ющее ∆енщину, Ћюбовь,  расоту, свидетельствует о состо€нии тотального невери€ и бунта, в котором –ембо пребывал весной 1871 г. ¬след за ‘лобером –ембо мог бы сказать: ЂЌенависть к буржуа Ц начало добродетелиї. Ќо всеобщий Ђкрайний идиотизмї в представлении поэта даже добродетель превратил в очередной Ђцветок злаї, в Ђотвратительно прекрасноеї. Ќичего св€того не оставалось в этом мире, точки кипени€ достигало его эмоциональное непри€тие, находившее себе выражение в обобщенном, собирательно-символическом и одновременно предельно земном, натуралистически-откровенном, шокирующем образе. Ќа какое-то мгновение бунтарство –ембо политически конкретизировалось, его помыслам ответила пролетарска€  оммуна. –ембо, возможно, был в ѕариже в дни восстани€, возможно, сражалс€ на баррикадах. ќчевидно то, что  оммуна оставила след в поэзии –ембо. ¬ершина его гражданской лирики Ц Ђѕарижска€ орги€, ѕариж засел€етс€ вновьї.

Ђѕарижска€ орги€ї - в том же р€ду, что и Ђ¬озмезди€ї (в мае –ембо писал: Ђ” мен€ под рукой "¬озмезди€"ї), в традиции романтического эпоса. Ќад апокалиптической картиной бедстви€, над дикой оргией поднимаетс€ голос поэта, произнос€щего свою обвинительную речь. „увство подлинной боли, испытываемой поэтом, так близко к сердцу прин€вшим разгул низменных страстей, придает стихотворению необыкновенно личный характер. Ќо поэт подн€лс€ на трибуну самой »стории; поражение  оммуны, Ђзаселениеї ѕарижа Ц признак победы прошлого над Ѕудущим, ужасающий признак социального регресса.

ѕотер€в все надежды, –ембо рвет св€зи с обществом. ќн перестает учитьс€, несмотр€ на свои исключительные способности. ќн живет случайными, дабы не умереть с голоду, заработками Ц и мечетс€ по ≈вропе, он во ‘ранции, в Ѕельгии, в јнглии, √ермании, »талии и т. д. ¬ испещренной границами и уставленной таможн€ми ≈вропе м€тущийс€ –ембо кажетс€ олицетворением вызова, брошенного любой форме организованной жизни. ќн пытаетс€ быть абсолютно свободным, не св€зывает себ€ даже фактом присутстви€, пребывани€ на одном месте. Ќе св€зыва€ себ€ никакими об€зательствами ни перед людьми, ни перед законом, ни перед самим Ѕогом.

ѕрограмма Ђ€сновидени€ї - программа тотального освобождени€, ибо она предполагает Ђдостижение неизвестного расстройством всех чувствї, а така€ попытка превращает поэта в Ђпреступникаї, в Ђпрокл€тогої. ѕо сути это программа романтическа€: и ставка на поэзию, и ставка на Ђ€ї поэта сами по себе скорее св€зывали с традицией, чем противопоставл€ли ей Ђ€сновидцаї. ќднако романтики, даже и предполага€, что Ђтолько индивидуум интересенї, считали необходимым придание индивидуальному всеобщего Ђуниверсального смыслаї. “акие помыслы были чужды –ембо, он поистине одержим Ђпоиском самого себ€ї, сн€тием, Ђсцарапываниемї с данного Ђ€ї всего социалъно-характерного во им€ неповторимо-индивидуального (Ђвзращивать свою душуї). „то же может быть индивидуальнее души, Ђрасстроеннойї всеми возможными средствами, алкоголем, наркотиками, нищетой, вынужденными и намеренными голодовками, странной дружбой с ¬ерленом?!

“еми средствами, которые нагл€дно подтверждали, что Ђоткрытие самого себ€ї предполагает Ђосвобождение от моралиї, освобождение от всех авторитетов, на которые не уставали ссылатьс€ романтики, от Ѕога до ѕрироды. ¬ исходном пункте творческого акта Ђ€сновидцаї словно бы нет никаких объективных ценностей, есть лишь Ђ€ї как то горнило, в котором выплавл€етс€ поэтический образ. ѕоскольку Ђ€ї создаетс€ Ђрасстройством всех чувствї, постольку душа Ђ€сновидцаї - Ђчудовищеї; введением в последний этап творчества –ембо может служить стихотворение Ђѕь€ный корабльї.

Ђѕь€ныйї, заблудившийс€, сбившийс€ с курса, гибнущий корабль Ц достаточно очевидный символ поэта, его души, пустившейс€ в рискованную авантюру.  орабль Ц образ метафорический, образ Ђкорабл€-человекаї, в котором воедино сливаютс€ внешнее и внутреннее, возбужда€ впечатление о возникновении какой-то третьей силы, котора€ не сводитс€ ни к кораблю, ни к поэту. ¬ этом главное отличие Ђ€сновидени€ї от импрессионизма ¬ерлена, а в этом отличии заключена суть символизма. ¬озникающа€ Ђтайнаї, некое не подлежащее логическому определению начало, влечет за собой особенную поэтическую технику, технику намека, Ђсуггестивностиї.

ќтсюда и значение сонета Ђ√ласныеї как декларации такой поэзии. „то бы ни побудило –ембо к созданию этого сонета, уподобление гласного звука цвету знаменовало пренебрежение словом как смысловой единицей, как носителем определенного значе≠ни€, значимой коммуникации. »золированный от смыслового контекста звук, будучи уподоблен цвету, становитс€ носителем иной функции, функции Ђвнушени€ї, Ђсуггестивностиї, с помощью которой и обнаруживаетс€ Ђнеизвестноеї.

“акую литературную технику готовил уже Ђмузыкальныйї принцип ¬ерлена (несомненно, пр€мо повли€вшего на –ембо), но импрессионизм сохран€л как образ данной души, так и конкретный природный образ, тогда как у –ембо неузнаваемым становитс€ все простое и ос€заемое. Ёстетический эффект последних стихотворений, написанных в 1872 г., определ€етс€ шокирующим сли€нием простейшего и сложнейшего.

ћожет показатьс€, что последние стихотворени€ –ембо Ц что-то вроде путевых зарисовок, сделанных очень наблюдательным поэтом во врем€ его скитаний. ¬от Ѕрюссель, в котором так часто бывал –ембо; вот странник, устав, пьет; вот он поведал о своих мысл€х поутру, о Ђюной четеї, возможно, встреченной по пути, как встретилась и Ђчерносмородинна€ рекаї.  ак будто случайный, Ђпопутныйї подбор тем, случайный, поскольку не в них дело. —овершенно реальные впечатлени€ сбиваютс€ в плотный клубок, весь мир ст€гиваетс€ к данному душевному состо€нию, тогда как состо€ние души отражаетс€ во всем, выстраиваютс€ загадочные пейзажи вне времени и пространства. ¬ одно и то же врем€ (лето 1872 г.), под вли€нием одних и тех же впечатлений были написаны ЂЅрюссельї ¬ерлена и ЂЅрюссельї –ембо, но стихотворение ¬ерлена читаетс€ как, можно сказать, реалистическое описание брюссельского пейзажа р€дом с той странной грезой, котора€ выплеснулась в творении –ембо. ¬се здесь символично, все иносказательно, намекает на некую загадочную процедуру, на Ђнеизвестноеї, на то Ђчудесноеї, которое поселилось в Ђповседневномї благодар€ навестившим поэта Ђозарени€мї.

Ђќзарени€ї - так называетс€ созданный в период Ђ€сновидени€ї цикл Ђстихотворений в прозеї. » в этом произведении –ембо сохран€ет свою способность Ђвидетьї; фрагменты Ђќзаренийї кажутс€ видимыми картинами, они лаконичны, компактны, составлены как будто из материалов, которые под рукой, р€дом. ќднако простота Ђозаренийї кажуща€с€, лишь оттен€юща€ необыкновенную сложность плодов Ђ€сновидени€ї.

Ќи один из составл€ющих цикл фрагментов не может найти адекватную интерпретацию, но Ђќзарени€ї в целом рисуют образ недвусмысленный: это образ сильной, необыкновенной личности, обуреваемой могучими страст€ми, создавшей целый мир своей необузданной фантазией, готовностью идти до конца. „увствуетс€, что Ђ€ї на пределе, балансирует на опасной грани, сознава€ очарование мук, привлекательность бездны. ќно творит свою ¬селенную, опериру€ и твердью, и водами, и формами всех вещей, и их субстанци€ми. ¬ космическом пространстве Ђќзаренийї свое врем€, сво€ мера вещей, внеисторическа€, собирающа€ весь человеческий опыт в момент его интенсивного переживани€ данной личностью.

≈стественно, что крайн€€ субъективизаци€ творческого акта не могла состо€тьс€ в пределах строго регламентированной традиционной формы. ќдновременно с ¬ерленом и теми же способами –ембо освобождал стих и, наконец, дал первые образцы свободного стиха. ¬ составе Ђќзаренийї есть два стихотворени€, Ђћорской пейзажї и Ђƒвижениеї, написанные таким стихом, свободным от рифмы, от определенных размеров, от каких бы то ни было Ђнормї. “акой стих уже близок поэтической прозе, хот€ и проза Ђќзаренийї не лишена своего ритма, который создаетс€ общей эмоциональной интонацией, то удлин€ющей, то укорачивающей фразы, повторени€ми, инверси€ми, членением на строфы особого, свободного типа.

јбсолютна€ свобода –ембо могла быть достигнута только у предела, отказом даже от Ђ€сновидени€ї, отказом от поэзии. Ћетом 1873 г. возник Ђ—езон в адуї, акт отречени€ от себ€ самого, акт агрессивной и безжалостной самокритики. –ембо осудил Ђ€сновидениеї. ќн точно определил декадентскую первооснову этого литературного эксперимента, оценил утрату идеала, вопиющую асоциальность и ее результат Ц разрушение личности. –ембо осознавал, что декаданс применительно к нему был даже не упадком, а падением, падением в самом пр€мом, унизительном смысле этого слова. » –ембо исповедуетс€ в Ђсвинской любвиї, не стесн€€сь показать ту гр€зь, в которой барахталс€ несколько лет.

Ђ—езон в адуї - замечательный образец исповедальной прозы. ќн может показатьс€ результатом спонтанного акта, внезапного прорыва чувств, но в нем есть сво€ система и сво€ завершенность. Ђ—езонї - ритмическа€ проза, с членением на Ђглавыї, Ђстрофыї и Ђстрокиї, с употреблением различных риторических приемов и оборотов. » со своей внутренней динамикой, котора€ определ€етс€ одновременно путешествием по аду и оценкой этого путешестви€, движением от признани€ вины (Ђ€ оскорбил красотуї) к показани€м, от показаний, компрометирующих Ђ€сновидцаї, к приговору.

ѕриговор Ц осуждение Ђ€сновидени€ї, за которым последовало расставание с поэзией. ¬ духе –ембо Ц категорическое и бесповоротное. ¬ 1880 г. –ембо покидает ≈вропу, добираетс€ до  ипра, до ≈гипта, оседает до конца своей недолгой жизни в Ёфиопии. «анималс€ он торговлей, быстро сжилс€ с местным населением, усвоил тамошние нравы и обычаи Ц и словно бы забыл о том, что некогда был поэтом. »счерпав эксперименты Ђ€сновидени€ї, он счел исчерпанными возможности поэзии.

 

“ворчество —. ћалларме

ћалларме считал эти возможности неисчерпаемыми, поскольку, по его убеждению, Ђмир существует, чтобы возникла  нигаї. “ем не менее —тефан ћалларме (1842Ч1898) в свою очередь начинал с романтизма, с увлечени€ √юго, поэтами ѕарнаса, Ѕодлером и Ёдгаром ѕо, ради чтени€ которого изучил английский €зык (потом стал преподавателем этого €зыка). ¬осхищалс€ ¬ерленом, восставшим против бесстрасти€ парнасцев, и сам искал Ђособенный способ запечатлевать мимолетные впечатлени€ї. —тихи ћалларме в 60-е годы достаточно традиционные, романтические по острому ощущению зла, в царстве которого произрастают цветы нетленной красоты.

ѕоиски Ђособенного способаї превратили ћалларме в самого видного представител€ символизма. ѕервые стихи его были опубликованы в 1862 г., но уже через два года он писал: ЂЌаконец-то € начал свою Ђ»родиадуї. —о страхом, так как € изобретаю €зык, который бы проистекал из совершенно новой поэтики... рисовать не вещь, но производимый ею эффект. —тихотворение в таком случае должно состо€ть не из слов, но из намерений, и все слова стушевываютс€ перед впечатлением...ї

—толь категоричное противопоставление Ђвещиї Ђэффектуї, разъединение объективного и субъективного означало переориентацию искусства. Ђћой дух коренитс€ в ¬ечностиї, Ђћысль мо€ себ€ мыслит и достигает чистого ѕознани€ї, Ђѕоэзи€ есть выражение таинственного смысла существовани€ї, - подобные сентенции звучали у ћалларме как нав€зчивые идеи, переворачивавшие отношени€ Ђвещиї и Ђэффектаї настолько, что поэт усомнилс€ в собственной реальности (Ђ€ теперь безлик и не €вл€юсь известным тебе —тефаном, но способностью ƒуха к самосозерцанию и к саморазвитию через то, что было мноюї).

Ђ¬ моем –азуме Ц дрожь ¬ечногої, - писал ћалларме. “ака€ Ђдрожьї могла быть выражена только Ђособенным способомї. –исовать не вещь, но Ђэффектї - это и есть Ђособенный способї. ќн формировалс€ и под пером ¬ерлена, поскольку тот требовал Ђмузыки прежде всегої и писал Ђромансы без словї, и под пером –ембо, коль скоро гласные уподобл€лись цветам, - этот способ называлс€ Ђсуггестивностьюї. ћалларме традиции, в частности, парнасцам, Ђпр€мому изображению вещейї противопоставил искусство Ђнамекаї, Ђвнушени€ї, в жесткой формуле закрепл€€ творческую практику поэтов своего поколени€.

Ќаправл€€ все свои усили€ к этой цели, ћалларме все далее уходил от реального источника впечатлени€; усложн€ютс€ бесконечные, субъективные аналогии, вытесн€ющие прозрачные аллегории первых стихотворений. ѕосто€нные аббревиатуры, эллипсы, инверсии, изъ€тие глаголов Ц все создает впечатление тайны; таинством становилась и сама творческа€ работа.  аждое слово приобретало в шифре поэзии ћалларме особенное значение, и каждому слову поэт отдавал многие часы поисков.

¬оплоща€ ¬ечность, ћалларме искал совершенства абсолютной  расоты. ѕо этой причине он очень мало написал, всего лишь около шести дес€тков стихотворений (к ним, правда, надо добавить несколько дес€тков Ђстихов на случайї, Ђстихов дл€ альбомаї).  аждое из них представл€ет собой обдуманную и тщательно отделанную композицию, где кажда€ деталь подчинена целому, поскольку ћалларме не о смысле заботилс€, а об особом Ђмиражеї словесных структур, взаимных Ђотсветахї слов. ћалларме в общем следовал традиционным формам, что само по себе выдает органическую св€зь поэзии этого символиста с его предшественниками, с романтиками XIX в. ќднако Ђмиражиї расковывали стихи ћалларме, при строгой рассудочности продвигали его в сторону музыкальной спонтанности.

ѕоследнюю свою поэму Ђ”дача никогда не упразднит случа€ї (1897) ћалларме просил считать Ђпартитурамиї. Ђ«вучатьї призван был этот необычный текст, где пропуски, Ђпустотыї имели такое же значение, как и слова, которые в свою очередь Ђзвучалиї по-разному в зависимости от различи€ шрифта и расположени€ на странице: поэму следует не только слышать, но и видеть, постига€ тайны графического совершенства.

“ак возводилс€ храм ѕоэзии, в котором ћалларме выступал в роли св€щеннослужител€ нового культа. ¬ этом про€вилось еще одно свойство символизма как искусства элитарного, предназначенного дл€ немногих избранных.  уда-то в подпочву уход€т, скрыва€сь от глаз, те социальные и личные первопричины отчуждени€ поэта, которые очевидны были и у ¬ерлена, и у –ембо. ѕо символистской поэзии ћалларме невозможно обнаружить его глубочайшее разочарование Ђво всех политических иллюзи€хї, крайнюю степень непри€ти€ им Ђтолпыї с ее суетней, трагическое чувство одиночества и обреченности, вынуждавшее жить с посто€нной мыслью о самоубийстве.

¬се это ушло из поэзии вместе с уходом мира реальных Ђвещейї. ћалларме писал мало, писал все меньше, почти умолк и потому, что содержание его поэзии, ее главный герой Ц »де€ Ц все больше походила на пустоту. —колько-нибудь весомого философского содержани€ в ней не замечалось, что само собой побуждало все силы тратить на старательную шлифовку стил€, - поэзи€ становилась зан€тием самодовлеющим и самодовольным, мир существовал дл€ того, чтобы возникла  нига.

»тоговую, завершающую XIX век фигуру увидел в ћалларме ѕоль  лодель, крупнейший поэт и драматург Ђкатолического возрождени€ї во французской литературе XX века. ѕоль  лодель хорошо знал ћалларме, посещал его еженедельные поэтические вечера, внимал урокам мэтра. ѕо  лоделю, этот поэт Ц кульминаци€ Ђнигилизма XIX векаї, освобождени€ духа от власти материи, от гнета Ђвидимостейї, осознани€ того, что человек Ђсоздан дл€ владычества над миромї. ќднако, нацелив свой взор за видимую оболочку, в сердцевину €влений, перевод€ поэзию из области ощущений в область пон€тий, ћалларме оказалс€ перед лицом Ђотсутстви€ї, перед неизбежностью безмолви€. ѕо убеждению  лодел€, выход из этого тупика возможен только на пути возвращени€ к религии, к Ѕогу.

јндре ∆ид, также навещавший Ђвторникиї ћалларме и не скрывавший своего восхищени€ мастерством поэта, в год смерти ћалларме воскликнет: Ђ—ледовать ћалларме Ц это безумие!ї ∆ид призвал обратитьс€ к жизни как к источнику искусства. ћногие из возникших в ѕариже к 1900 г. поэтических группировок и литературных журналов за€вили о категорическом непри€тии символизма. ЂЅашн€ слоновой костиї, в которую забирались поэты, показалась анахронизмом, не выдержав натиска общественных проблем и вопросов быти€ человеческого.

Ќовый век наступал на искусство, будоражил своими новаци€ми, своей броской Ђмодерностьюї. Ђ онец векаї был окрашен сильным ощущением конца; Ђначало векаї - ощущением открывающейс€ перспективы. ƒекадентский пессимизм вытесн€етс€ оптимизмом, афишированна€ сложность Ц демонстративной простотой, герметизм Ц открытостью. ќткрываетс€ жизнь в самом широком и неопределенном понимании этого источника обновлени€ искусства, как, впрочем, неопределенным было и само пон€тие обновлени€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-10-22; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 9061 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1432 - | 1361 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.037 с.