Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Из истории российской социальной политики




 

На протяжении всей истории человечество вырабатывало различные варианты социальной политики. В их основе лежали исторические представления о справедливости и равенстве, закрепленные в традициях общественной жизни.

Социальная политика отражает сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями субъектов (государство, политические партии, общественно-политические движения и организации, отдельные граждане), действия которых призваны гарантировать стабильную жизнь и социальную безопасность деятельности людей по реализации их общей воли, интересов, потребностей.

3.1. Древнерусское государство (XXIII вв.)

 

Становление социально-этических представлений о справедливости в Х-ХIII веках, после принятия христианской религии, потребовало включения в сферу распределения всех слоев населения и, соответственно, пересмотра существовавших традиций и законов «дедов и отцов». Христианская реформа, осуществленная князем Владимиром, привнесла необходимость перехода к управлению социальной сферой жизнедеятельности на новых основаниях, согласно которым власти были обязаны соблюдать универсальные законы. Мирское правление князя строилось на следующих основных принципах: «везде милостыню творяша», «нищие, и сироты, и вдовицы, и слепыя, и хромыя, и трудоватыя, и вся милуя, одевая, и накормя, и напаяя».

Следование такому предначертанному свыше «божественному плану» приводило к расцвету государства, а несоблюдение христианских принципов и законов вызывало народные бедствия. С этих позиций выступает митрополит Алексей в своем поучении к представителям власти: «А князи и бояре и вельможи судите суд милостиво: суд без милости есть не створшему милости, хвалится милость на суде... Суд Божий есть, судите люди вправду, и вдовиц и сирот, и пришлец не обидите, да не возпиют на вас к Богу».

3.2. Московское царство (XIVXVIII вв.)

 

Оформление государственно-законодательных подходов к принципам социальной справедливости в XV – XVII вв. повлекло за собой и изменение идеологии управления в самом Российском государстве. Выражением ее стала теория монаха Филофея «Москва как о третий Рим» (XVI в.), где «освященная» персона царя обязана была заботиться о своих подданных. Новая для России государственная идеология управления строится на рациональных принципах пользы. Все это внесло определенные коррективы в подходы к социальной справедливости.

Милосердие возводится в ранг государственных добродетелей. Поддерживать нищих в тяжелый для них час необходимо, поскольку «и они будут в тяжелый час твоей опорой. Так ты сохранишь свой закон и укрепишь свое царство». Значительную роль начинают играть не только теологические, но и светские идеи справедливости в отношении ближних, к которым причисляют как традиционные субъекты (церковь), так и бояр, служилых людей.

Светские представления о справедливости выстраиваются на основе исторического контекста прошлого, которое начинает выступать в качестве оценочной категории текущей социальной политики власти. Большое значение здесь имеют вопросы распределения и перераспределения благ. Тематика идеологии социальной политики не ограничивалась только вопросами справедливого управления. От власти требовалось решать и текущие актуальные проблемы, связанные с массовым голодом, с различными формами социальной патологии, которыми являлись алкоголизм, разбой, профессиональное нищенство.

Меняется отношение к институту нищенства, в котором видят не только святость, как это было декларировано церковью, но ненормальное состояние образа жизни человека, противоречащее общественным представлениям о жизненном сценарии личности. В этой связи характерны Судебники, в которых институт нищенства подвергается официальному осуждению. Всех нуждающихся условно поделили на две большие группы, каждую из которых в той или иной степени брали под патронаж государство и церковь. Определялись структурно-типологические категории нуждающихся людей.

Общественно-политические взгляды на благосостояние во второй половине XVII – первой половине XVIII вв. формируют государственные подходы. Самодержавие рассматривается и обосновывается официальной идеологией как органичная и необходимая форма правления в России. Социально-политическая мысль поляризуется, что является отражением существования двух идеологий - дворянского либерализма и консервативно-аристократической идеологии. Обоснование формы государственного правления было тесно связано с реформированием общественных отношений, поиском путей исторического развития России.

Одни идейно-политические течения продолжали традиции поиска оптимального соотношения власти и справедливого управления народом, другие - осуществляли поиск адекватной организации государственного призрения и благотворительности. В данный период закладываются основы политики просвещенного абсолютизма, появляются первые проекты, предлагающие мирское «нищепитательство» заменять более цивилизованными подходами к общественному призрению. Таким образом, XVIII век потребовал новых моделей управления социальной сферой, что вызвало новое направление мысли по социальному обустройству общественной жизни.

На первых порах оно включало в себя вопросы организации институтов не только поддержки и контроля, но и воспитания. Это нашло отражение в проектах Ф. Салтыкова, А. Курбатова, в законотворчестве Петра I, Екатерины II и других общественных и политических реформаторов. Системный подход к общественному призрению реализован в Законодательстве о губерниях 1775 г. В нем намечены превентивные и оперативные стратегии помощи, определены финансирование и управление на основе территориального самоуправления, обозначены клиенты и институты помощи. Впервые были определены «государственные стандарты обслуживания» для всех обозначенных институтов поддержки.

В XVIII в. происходит расширение понятия «общественное призрение» и отход от христианского понимания милосердия как вспомоществования. Общественное призрение начинает включать в себя: законодательную практику в вопросах регулирования сословных отношений; оперативные и упреждающие меры к проблемам социальной патологии, образование и медицину, поскольку они являлись составляющими не только проводимой внутренней политики, но и необходимым атрибутом «здравия народного».

3.3. Российская империя (XIX в.1917 г.)

 

Становление научных представлений о социальном благосостоянии общества со второй половины XIX века до 1917 года неизбежно связываются с поиском дальнейшего пути развития России. Полемика о стратегии и путях обновления России развертывается между консервативными, либеральными и радикальными мыслителями. Выстраиваются новые идеологемы трансформации общества на основе ориентиров Запада и отечественных традиций, а также идей социализма и анархизма. Каждое направление формировало свой подход к пониманию сущности частного и общественного призрения. Среди них важнейшими являлись вопросы обязательного и необязательного общественного призрения; роли государства, частных лиц и общественных организаций в деле общественной и частной благотворительности.

В начале XX века вопрос о государственном призрении и его соотношении с частной благотворительностью получает новый импульс, изменяется и структура общественного призрения, появляются новые клиенты, требовавшие поддержки и защиты, новые формы попечения. Прошедшие на рубеже веков дискуссии о роли и месте государства в системе общественной благотворительности, о генезисе общественной помощи подняли целый ряд самостоятельных вопросов о субъектах и объектах помощи, обязательности и необязательности призрения, оперативном и упреждающем вмешательстве. Дискуссии постепенно подвели к созданию самостоятельной области общественного призрения.

Проблемное поле, где формировались парадигмы социальной политики на рубеже веков – бедность, роль государства в регулировании социальных проблем и организации институтов для их решения, пути нейтрализации социального неравенства через механизмы социального обеспечения, народного образования. На макроуровне, в системе «власть – общественная безопасность – социальная справедливость» осуществлялся поиск моделей нового государственного управления. Определяются критерии социальной справедливости, механизмы справедливого распределения и перераспределения благ.

3.4. Советская Россия (19171991 гг.)

 

Формирование идеологии государственного патернализма после 1917 года, классовый подход к проблемам социальной справедливости привносят новые элементы в понимание сущности социальной политики, распределения и перераспределения благ. Социально-политическая доктрина управления государством на первых этапах становления Советской власти была связана с обоснованием принципов диктатуры пролетариата и поиском механизмов, позволяющих осуществить социальные преобразования, исключающие реставрацию капитализма в новых условиях.

С этих позиций теоретически обосновываются новая социальная политика, социальное обеспечение, страхование трудящихся, проблемы общественного и трудового воспитания и перевоспитания лиц, групп социального риска. Равенство в труде и оплате – «первая ступенька» для дальнейшего движения вперед. Предполагали, что, наладив учет и контроль, научившись самостоятельно управлять производством и государством, общество перейдет к полному его отмиранию. С учетом потребностей нового времени государство должно оказывать помощь, выдавать денежные пособия, «но не свыше суммы наибольшего заработка, допускаемого для рабочих той местности, где проживает лицо, получающее пособие».

В области пенсионной работы закладывались принципы обеспечения по старости и по инвалидности, где «сумма пенсий не должна превышать» обычного заработка клиента. В области охраны труда предусматривались сокращение рабочего дня на вредных производствах, организация инспекции труда. Социальное обеспечение осуществляется из средств, которые «образовывались из предметов производства». В соответствии с этими подходами предлагались следующие меры борьбы с «социальной необеспеченностью» трудящихся: профессиональная профилактика; лечение заболеваний, предупреждение инвалидности; имущественная поддержка; периодические и единовременные денежные пособия.

В начале 1960-х гг. происходит обоснование стратегии общественного развития на повышение материального благосостояния народа. В новой редакции программы КПСС (1961) было декларировано о расширении фондов общественного потребления для всех членов общества. Независимо от количества и качества труда отдельных граждан предполагалось за счет общества материально обеспечить нетрудоспособных, предоставить ряд бесплатных льгот и услуг: содержать детей в детском саду, осуществлять медицинское обслуживание, пользоваться общественным транспортом и т.д.

В 1970-х гг. происходит переосмысление основных концептов социальной политики. Обосновываются новые механизмы государственного управления. Новая историческая фаза – «система зрелого социализма» - предполагала отход от идеологии диктатуры пролетариата в связи с перерастанием ее в общенародное социалистическое государство. Социальная политика все больше отождествляется с политикой социального обеспечения, партийная идеология становится определяющей как в концептуальном обосновании, так и в ее практической реализации.

С середины 80-х гг. XX века принимается новая концепция социально-экономического развития общества, новые социально-правовые ориентиры и поиски общественного благосостояния. Такая концепция определяется в официальных документах как стратегия ускорения. В основе ее лежит «комплексный подход к изменению экономической, социальной, политической, духовной сферы». Большая роль отводится не коллективному, а личностному началу – «человеческий фактор». Подвергаются критике уравнительный принцип, анализируются формы социального иждивенчества. Концепция новой социальной политики декларирует принципы социальной справедливости на следующих исходных положениях: распределение по труду, реализация политических прав и свобод, равенство всех граждан перед законом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2483 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2310 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.