Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Разделение христианства на восточную и западную церкви




 

Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине. Новая эра начинает свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа. Христианство зародилось в иудейской среде на основе религиозного и социального учения о духовном спасении людей через веру в искупительную силу спасителя сына Божьего. Сначала (первые три века своего существования) христианство было гонимой религией, т.к. отказывалось от языческих культов, в том числе и культа императора. Постепенно христианство завоевывает все слои общества. В 311 г. было отменено преследование христиан. Через два года христианство было признано терпимой религией, а в 324 г. – государственной религией Римской империи. На Вселенских соборах церкви в 325 и 381 гг. был принят символ веры – основы христианского вероучения.

Христианство в Римской империи первоначально воспринималось большинством людей как ясная и понятная форма социального протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих, утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей. Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установления царства мира и справедливости – таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христиан сотни тысяч, а позднее миллионы последователей.

Постепенно по мере выработки единого вероучения формируется христианская церковь, как организация, объединяющая на основе общего вероучения и культа приверженцев нового учения и священнослужителей. Сначала формируются первичные ячейки христианской церкви – христианские общины – собрания верующих, где произносят проповеди, молитвы, совершаются обряды крещения и причащения. Члены этих общин называют друг друга братьями и сестрами. Все были равны друг другу. Во II в. начинается процесс формирования специфической социальной группы – священнослужителей (пресвитеры, епископы). Полное оформление христианских общин в единую организацию – церковь – осуществляется в результате двух процессов: канонизации вероучения и культа и превращения христианства сначала в терпимую, а затем и в государственную религию Римской империи.

Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохийской отделилась Кипрская, а затем Грузинская православные церкви, Восточная православная церковь подчиняется византийскому императору.

Западная католическая церковь после падения Рима в 476 г. считала своим главным руководителем Папу Римского. Расхождения между западной (католической) и восточной (православной) церквями проявились достаточно рано, в IV–V вв. С течением времени они возрастали, сопровождаясь борьбой между папой римским и константинопольским патриархом во имя политического и религиозного первенства за сферы влияния. Одно из важнейших разногласий было связано с догматом о Божественной троице. Католическая церковь в IX в. сочла нужным дополнить символ веры, выработанный еще в IV в. Согласно этому дополнению Святой Дух исходил не только от Бога-Отца, но и от Сына. Слова «филиокве» – «и от Сына» стали предметом ожесточенных споров между западными и восточными богословами, увеличив пропасть, разделяющую церкви. Однако формально обе церкви еще считались одним целым.

В 1054 г. происходит официальный раскол христианства на православие и католицизм. Причин для раскола было много, и, конечно, они были связаны не только с догматикой. Этот раскол определялся особенностями развития феодальных отношений в восточной и западной частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними. Разным было положение католической и православной церквей в государстве, степень вмешательства в мирские дела. И, наконец, существовали тонкие, но очень значительные для культурно-религиозной жизни Византии и Западной Европы различия в системе ценностей, на которые должна была ориентироваться паства.

На Западе церковь утвердила свой абсолютный авторитет во всем, что касалось посмертной судьбы человека, т. е. решала своей властью вопрос о спасении. Этические нормы, разработанные католической церковью, охватывали буквально все стороны жизни до практической деятельности. Такая строгая регламентация вырабатывала у человека и внутреннюю, и внешнюю дисциплину, формировала ответственность за поступки и мысли перед Богом и церковью.

Конечно, стремление построить жизнь паствы в соответствии с христианскими представлениями о грехах и добродетелях было свойственно и православию. Но оно, в отличие от католичества, допускало и другой путь к Богу и спасению – без участия церкви как непременной посредницы. Это был индивидуальный, личностный путь, который осуществлялся с помощью особого типа молитвы, приводившей к мистическому слиянию с Богом. Это означало, что церковь давала человеку достаточно большую внутреннюю свободу: спасение, получение Божественной благодати зависело от него лично, от его способности к нравственному очищению и преодолению низменных инстинктов. На такой основе в Византии формировался совершенно особый, не похожий на западноевропейский, идеал личности и ее поведения.

Следует отметить, что история возникновения и распространения христианства свидетельствует о закономерности перехода от языческих религий к монотеистическим. Именно монотеистические религии создали высшие моральные основы общества и одновременно благоприятные условия для господствующих верхов в классовом обществе. Христианство позволяло монархам провозгласить свою власть священной и объединить подданных общим вероисповеданием.

 

Славяне и христианство.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2714 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2414 - | 2335 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.