Приступая к изучению данного вопроса, следует отметить, что раздробленность – закономерный этап развития Киевской Руси. Она явилась новой формой государственно-политической организации, сменившей раннефеодальную монархию.
Во вт. пол. XI в. Древнерусское государство начинает распадаться на отдельные княжества и феодальные республики. Этот процесс начался еще при Ярославе Мудром. Он был вынужден передать своим сыновьям отдельные земли, которые со временем приобрели статус самостоятельных государств. Процесс феодальной раздробленности был вызван дальнейшим развитием производительных сил в сельском хозяйстве и ремесленничестве, ростом городов, повсеместным превалированием феодальных отношений. Это вело к укреплению местных феодальных центров и стремлению феодальной знати к политическому обособлению своих княжеств. В этих княжествах появились свои интересы, цели и задачи. Они стремились стать суверенными, независимыми от стольного города Киева. Кроме того, одной из причин феодальной раздробленности являлось изменение характера отношений между великим князем и его дружинниками в результате оседания их на землю. Если раньше дружина и госаппарат были на содержании, то теперь они получили монополию на землю, а также право самим собирать налоги и пошлины. Это вело к ослаблению экономической и политической зависимости, дроблению власти и распаду прежней централизованной государственности Киевской Руси. В результате на территории Киевской Руси сформировались три наиболее влиятельных княжества-государства: Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Восточная Русь), Галицко-Волынское княжество (Юго-Восточная Русь) и Новгородская земля (Северо-Западная Русь). Киев стал первым среди равных княжеств-государств.
Одним из первых, фактически независимых от Киева, стало Полоцкое княжество. Полоцкое княжество (земля) в XI – нач. XII в. было одним из крупнейших на Руси. Оно занимало больше трети территории современной Беларуси. Главным содержанием его политической истории в это время была борьба за политическое обособление. Возведением в Полоцке величественного храма Софии местная знать как бы подчеркивала свое стремление поставить Полоцк в один ряд с Киевом и Новгородом.
Стоит отметить, что своего апогея борьба между киевскими Ярославичами (наследниками Ярослава Мудрого) и полоцкими Изяславичами (наследниками Владимира и Рогнеды, Рогволодовыми внуками) достигла в период княжения Всеслава (1044–1101 гг.). Пока был еще жив Ярослав Мудрый, Всеслав не думал об отделении Полоцкого княжества от Киевщины. После его смерти (1054 г.) киевский престол занял старший сын Изяслав. В 1060 г. Всеслав участвует в совместном походе Ярославичей против половцев, которые постоянно угрожали Киеву. Однако с 60-х годов XI в. разгорелась борьба Полоцка с Киевом, которая не утихала до самой смерти Всеслава. Подтверждением тому является Немигская битва, которая произошла в 1067 г. между князьями Ярославичами и полоцким князем Всеславом.
Феодальные усобицы продолжались. С конца 70-х гг. XI в. в борьбу с полоцкими князьями включился Владимир Мономах. В 1078 г. он привел с собой половцев, сжег Друцк, опустошил землю от Лукомля до Логойска. Всеслав, в свою очередь, напал на Смоленск. Особенно ослабил Полоцкое княжество неожиданный поход Владимира Мономаха в 1084 г. Захватив Минск, он полностью уничтожил город, не оставив в нем, как потом сам подчеркивал, «ни челядинца ни скотины». На этом борьба между Полоцком и другими княжествами Руси временно приостановилась.
В 1097 г. шесть князей Рюриковичей из киевских, черниговских, переяславских и волынских земель – все, кроме полоцкого князя Всеслава, который просто не был приглашен, провели в Любече свой съезд, согласно постановлениям которого «Русская земля» – вотчина наследников Ярослава Мудрого – окончательно разделилась на обособленные владения трех старейших линий – Изяславичей, Святославичей и Всеволодовичей. Этот раздел не касался только Полоцкой земли и Новгорода. Вотчинные права на Киев перешли только к потомкам Изяслава.
В то же время следует обратить внимание на то, что могущество Полоцкого княжества было непродолжительным. Скоро оно стало распадаться на более мелкие владения. Уже в начале XII в. из его состава выделилось Минское, затем Друцкое княжества. Первый минский князь Глеб Всеславович, стремясь расширить границы своих владений, пытался подчинить не только южные окраины Полоцкой, но и часть Туровской, Смоленской земель. В 1116 г. захватил часть территории дреговичей. В ответ на это великий киевский князь Владимир Мономах вместе с черниговским, смоленским, переяславским князьями осуществил поход на Минское и Друцкое княжества. Оршу и Копысь Мономах передал Смоленску. В 1119 г. ему удалось захватить Минск и на некоторое время присоединить к великокняжеским владениям. Плененный Глеб Всеславович был отправлен в Киев.
Отношения южнорусских князей с Полоцком в первой трети XII в. продолжали оставаться очень острыми. В 1129 г. сын Мономаха Мстислав Владимирович вероломно захватил за неподчинение полоцких князей с семьями в плен и выслал их к византийскому императору воевать против арабов, а на полоцкий престол снова был посажен потомок Владимира Мономаха. Так, даже неизбежно распадаясь, «империя Рюриковичей» стремилась сохранить подчинение обособленных земель Руси бывшему единому центру.
Смерть киевского князя Мстислава Владимировича (Мономаховича) в 1132 г. стала началом полного развала великого государства. Давно обособленные земли – волости Руси стали быстро выделяться в самостоятельные княжества. Прогнав с престола киевского ставленника, полочане в этом же году пригласили на княжеский престол представителя местной династии – внука Всеслава Чародея Василька Святославича. Таким образом, после продолжительной борьбы Полоцкая земля, за исключением Орши и Копыси, снова оказалась под властью полоцкой династии.
Почти 50 лет в Полоцке княжили представители местной династии – Рогволодовы внуки. После возвращения из Византии двух из пяти высланных Всеславичей, а также возвращения Полоцку отобранных ранее земель (кроме Копыси и Орши) политическая борьба Полоцка с Киевом фактически окончилась. Киевским князьям было не до Полоцка. Смерть киевского князя Всеволода Ольговича в 1146 г. положила начало десятилетней борьбе за главный престол Руси, которая еще более ослабила и раздробила Киевское государство.
Тем временем усобицы охватили и Полоцкую землю, где процесс феодальной раздробленности начался при потомках Всеслава Чародея. К кон. XII – нач. XIII вв. в границах Полоцкого княжества и подвластных ему земель постепенно образовалось не менее десяти отдельных феодальных владений – довольно самостоятельных удельных княжеств.
Что касается Туровского княжества, то оно долгое время не могло приобрести самостоятельности, хотя местная знать стремилась к этому. Туровский престол переходил то к киевским и суздальским, то к волынским князьям. Только во вт. пол. XII в. Туровское княжество добилось независимости от Киева. Здесь установилась самостоятельная княжеская линия потомков киевского князя Святополка Изяславича, который княжил в Турове в конце XI в. Однако выйдя из-под власти киевских князей, Туровское княжество, как и Полоцкая земля, распалось на ряд отдельных уделов и княжеств. Этот процесс начался еще в первой половине XII в. Уже в 1128 г. в летописях упоминается о Клецком уделе. Во вт. пол. XII в. выделяется Дубровицкое, независимым становится Пинское, а в кон. XII в. окончательно обособляется Слуцкое княжества. Раздробленная и ослабленная Турово-Пинская земля в XIII в. попадает в сферу влияния то галицко-волынских, то литовских князей.
Восточные земли Беларуси на левом и частично правом берегах Днепра, в бассейне среднего течения Сожа в XII–XIII вв. находились в составе Смоленского княжества, которое появилось на исторической арене почти на столетие позже, чем Полоцкое. В отличие от Полоцка Смоленск, подчиненный Олегом еще в 885 г., фактически никогда не воевал против Киева. Когда в 1120 г. здесь установилась самостоятельная династия во главе с Ростиславом Мстиславовичем, Смоленщина выделилась в самостоятельное княжество. В то время как Полоцкое княжество, обессиленное войнами с Киевом и междоусобицами, неизбежно слабело, Смоленское, наоборот, набирало силу. Во вт. пол. XII в., удачно используя внутренний разлад в соседних княжествах, Смоленск расширил свое влияние на Полоцкую и Новгородскую земли и за счет их увеличил свою территорию. Во владение смоленских князей вошли Кричев, Пропойск и Мстислав (в 1180 г. выделился в удельное княжество), а с 1116 г. – и отобранные у Глеба Минского города Орша и Копысь.
Когда в 1150–60-х гг. Полоцк и Минск вели упорную борьбу за лидерство в Полоцкой земле, а полочане обратились за помощью к смоленскому князю Давыду Ростиславичу, тот умело использовал это для вмешательства во внутренние дела полочан. Расплатой за помощь была потеря Полоцкой землей новых территорий. В 1165 г. в Витебске начал княжить Давыд Ростиславич из Смоленска. Временно в зависимость от Смоленска попал и Друцк, который удалось вернуть в состав Полоцкой земли только объединенными силами князей полоцких, черниговских и новгородских. Только после того как в 1195 г. в результате военного конфликта Ростиславичи потеряли Витебск, Смоленск перестал претендовать на Полотчину.
На южном востоке Беларуси г. Гомель и Чечерск на Соже, а также Речица и Рогачев на Днепре в XII – нач. XIII вв. входили в Черниговское княжество. Земли в нижнем течении Припяти (Мозырь, Брагин и др.) относились к Киевскому княжеству. По обеим сторонам Западного Буга в XI–XII вв. сформировалась Брестская земля с городами Брест, Драгичин, Каменец, Кобрин и Мельник. Почти до сер. XII в. Брестчина входила в состав Туровской земли, зависела от Киева. С сер. XII в. за влияние над Брестской землей началась борьба соседних Руси и Польши, в результате чего галицко-волынские князья окончательно утвердили свою власть над Брестской землей.
В верхнем и среднем течении Немана и его левого притока Щары находилась так называемая Черная Русь. В этих землях возникли и быстро развивались такие города, как Гродно, Слоним, Новогрудок, Волковыск, Здитов. Во вт. пол. XII в. здесь образовались отдельные Гродненское, позже – Новогрудское и Волковыское княжества. В XII – нач. XIII вв. политическая история этих земель была тесно связана с Галицко-Волынским княжеством. Однако уже в пер. трети XIII в. в борьбу за доминирование в землях Черной Руси начали включаться и объединенные литовские племена.
Вот что собой представляли белорусские земли в период феодальной раздробленности. Анализируя причины и последствия феодальной раздробленности, необходимо подчеркнуть, что политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Об этом свидетельствует единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы «Русской правды», осознание людьми общей исторической судьбы. Тем не менее, постоянные ожесточенные столкновения князей как внутри княжеств, так и между ними, разорение городов и сел ослабляли Русь.