Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские воззрения А. Ясави




Кул Ходжа Ахмед Хазрети Султан Ясави - выдающийся суфийский поэт, религиозный деятель, мусульманский святой. Ахмед Ясави - автор книги "Дивани Хикмет" (Книга мудрости), написанной в 12 веке на огузо-кыпчакском языке.

Центральной в учении Ясави является идея Бога. Идея Бога представлена в пантеистическом духе и через идею единобожия. То есть, Бог есть все и в то же время Бог един. Познание Бога как Абсолютной истины предполагает познание человека (микрокосм), т.е. познать Бога для Ясави означает познать Человека. Через познание Бога микрокосм или человек сливается с универсумом.

В своих стихах Ясави обращается к Богу как к Человеку- Творцу, как к объекту своей беспредельной мистической любви. Мистические стихи-откровения Ясави это ничто иное как признание человека во всепоглощающей любви к Богу, страстное экстатическое слияние с Всевышним в любовном акте, отрицающем земные блага во имя любви к Богу.

Центральная идея учения Ясави в том, что он осознал человека (микрокосм) как деятельностно-нравственное начало, которое действует в двух направлениях: прежде всего в направлении приобретения субъектом познания духовного опыта, так как погружение в вечные истины даёт возможность самопознания и самосовершенствования. Чувственный же мир выражает лишь иллюзорность человеческого восприятия. Затем человек действует в направлении самовыражения своего внутреннего духовного опыта на внешний окружающий мир, что в принципе является непростой, хотя и необходимой задачей в суфийском понимании.

Известно, что путь суфия в школе описан Ясави в «Пакыр нама» («Сказание о нищем»). Здесь показывается длительный процесс самоочищения и самовозвышения человека в неустанной внутренней духовной жизни, в результате которой душа человека освобождается от всего низменного и животного и становится источником добра и любви. Духовная деятельность по самоулучшению определяется Ясави как великий джихад, т.е. внутренняя борьба человека со злом, находящимся в нём самом, искоренение в себе низменного и греховного. Этим самым духовные прозрения Ясави в его книгах являются ничем иным как внутренним диалогом человека со своей душой и Богом в процессе духовного возвышения.

Цель учения Ясави - встреча с Богом, желание увидеть его. Стремление понять Бога для суфиев является смыслом всей жизни. Ясави говорит «Кто помнит Бога, тот может увидеть встречу с ним». Лицезреть Бога невозможно глазами, узреть Бога можно только сердцем.

Основной доктриной суфизма является мистическая любовь к Богу. Суфий стремится к встрече с Богом через мистическую любовь, экстатическое слияние с Богом, а также через душевные муки во имя Бога как возлюбленного.

Бог, согласно учению Ясави, познаётся через сильную эмоцию и привязанность к Нему, познание идёт через сердце. Познав Бога как высшую абсолютную истину, человек познаёт и микрокосм, т.е. самого себя.

Несомненным является то, что Ясави объясняет гуманистические идеи через религию. Все моральные качества человека, связанные с идеями добра и зла, нравственные и аморальные действия связаны с его верой в Бога. «Кто делает зло, тот не очищается от греха, кто делает добро, тот станет любимцем Бога» [4,81], - заключает Ясави.

Согласно Ясави, человек, который зовёт к духовному самовозвышению, не может заблуждаться, сеять вокруг себя и приумножать несправедливость и зло в мире. Он призывал своих последователей к духовно-нравственному самосовершенствованию, так как человеколюбие исходит от самого Аллаха. В основе политических и социальных воззрений Ясави лежит нравственное начало. В «Хикметах» идеи о бытии основываются на исламской космогонии. Смысл жизни есть умаление собственного «я», преклонение перед Богом, очищение от греха. Через преодоление собственного эго лежит путь к слиянию с Богом, к бытию в Боге.

Духовная традиция и религиозная деятельность Ясави имеет огромное значение в истории и культуре казахского народа. Так мировоззрение Ясави оказало огромное влияние на казахскую общественную мысль. Духовно-нравственные образы Ясави стали неотъемлемой частью казахской культуры и находят отражение в произведениях акынов, жырау и народном эпосе.

Благодаря поэтической деятельности и творчеству Ясави в казахской поэзии проявилась суфийская концепция миропонимания, которая была близка казахскому пониманию мира.

Заслуга Ясави в том, что его учение привело к гармоничному распространению мировой религии ислам на территории Южного Казахстана. Именно неразрывное понимание и связь Аллаха с понятием Тенгри и персидским Кудай в учении Ясави привели к гармоничному восприятию идей ислама в казахской среде. Ясави фактически синтезировал ислам и народные традиции, восходящие к тенгрианству. Поэтому ислам стал государственной религией на территории Южного Казахстана уже в эпоху средневековья. И в этом заслуга Ясави как крупного религиозного деятеля.

Учение А. Ясави стоит у истоков образования казахской народности, казахской государственности, языка и культуры, завершившегося как длительный процесс в 14-15 в.в. Суфийская поэтическая традиция в казахской среде, основоположником которой является Ясави, сохранилась вплоть до 19- начала 20 в.в. и проявилась в лирике Абая Кунанбаева, где главным символом является именно сердце как сосредоточие любви и милосердия. Суфийская традиция также продолжается в поэтических прозрениях Шакарима Кудайбердиева, где нравственная возвышенность рассматривается как условие вечного блаженства и достойного человеческого существования в посюстороннем мире.

Вопросы для обсуждения:

1. Каково содержание идеи микрокосма в учении А.Ясави?

2. Что общего и отличного в идее микрокосма в учении милетцев (античная философия) и Ясави?

3. Что означает активно-нравственное начало в человеке согласно учению А.Ясави?

4. Что означает обращение Ясави в своих стихах к Богу как к Человеку- Творцу?

5. Что понимают суфии под великим джихадом?

6. В чём заключается духовная эволюция человека, изложенная Ясави в его «Сказание о нищем» («Пакыр нама»)?

7. Что означает афоризм А.Ясави "Кто помнит Бога, тот может увидеть встречу с ним"?

8. Докажите, что учение Ясави по своей глубинной сути является нравственно- этическим

9. Обоснуйте положение, что учение Ясави является гуманистическим

10. В чём значение Ясави в культуре казахского народа?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2957 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.