Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема соотношения универсального и единичного в христианской философии средневековья




Актуальная философская проблема средневековой философии — это проблема соотношения общих абстрактных понятий или универсалий и единичных, конкретных понятий.

Существует древнее философское наблюдение, что человек воспринимает органами чувств только единичные вещи.Но вместе с тем в речи и мышлении человека большую роль играют и общие понятия или универсалии. В универсалиях или понятиях общего порядка выражаются общие свойства предметов. Вопросы «Что такое общее?», «Общее- это только слово, термин или же общее существует реально, само по себе?» широко обсуждались в средневековой философии. Значение этих споров в том, что в ходе обсуждения смысла и значения понятий общего и конкретного сформировались такие основные течения средневековой философии, как номинализм и реализм. При этом оба течения давали диаметрально противоположный ответ на вопрос о сравнительной значимости универсальных и индивидуальных понятий.

К лагерю номиналистов относятся философы-схоласты Иоанн Росцеллин, Вильям Оккам. Они полагали, что истинны только конкретные понятия, отражающие единичные вещи. Общее существует только лишь в уме человека. Например, понятие «белизна» - это всего лишь пустое сотрясание воздуха, так как существуют конкретные белые вещи, как и пусто понятие «плод», так есть конкретное яблоко или апельсин.

В противоположность номиналистам философы-реалисты считали, что реальны и первичны лишь общие понятия или универсалии, а единичные и конкретные вещи производны от универсалий. К реалистам относится и Фома Аквинский, который полагал, что универсалии существуют до единичных вещей, они как идеальные предобразы вещей. В силу того, что универсалии или предобразы первичны, порождены самим Богом, то единичные вещи случайны, конкретные понятия неопределенны и смутны.

Концептуализм, что означает «соединять», является компромиссом между универсализмом и номинализмом. Так концептуалист теолог-схоласт Дунс Скот полагает, что единичная вещь представляет собой единство общего и частного, что означает, что общее существует реально, но только в самих вещах, отражая их сущность.

Вопросы для повторения и дискуссионного обсуждения:

1. С чем связано понижение социального статуса философии в эпоху европейского средневековья?

2. Обоснуйте положение, что средневековая философия теоцентрична по своему характеру и содержанию

3. Чем обосновывал Ф. Аквинский возможную гармонию веры и разума? Возможна ли вообще гармония разума и веры?

4. Что логичного и рационального в философии Ф.Аквинского?

5. В чем проявляется преемственность политической теории Аристотеля и социально-философских взглядов Фомы Аквинского?

6. Каковы достоинства и недостатки в доказательствах существования Бога, выведенных Ф. Аквинским?

7. В чём принципиальная разница между номинализмом и реализмом?

8. В чём позитивное значение средневековой христианской философии?

9. Что означает афоризм 4 века н.э. Аврелия Августина, известного как обоснователя христианского вероучения «Верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить»?

10. Поясните высказывание Фомы Аквинского «Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над ней же размышляю, чтобы думать о Боге»?

11. Каковы сходство и различие античной и средневековой философии?

12. Как решалась в философии Фомы Аквинского проблема соотношения веры и знания?

13. Каковы основные доказательства бытия Бога в философии Ф. Аквинского?

Задания для контроля:

Задания пониженной сложности:

1. Таблица. Особенности средневековой христианской философии

Особенности средневековой христианской философии Содержание особенности
1. Иррационализм  
2. Теоцентризм  
3. Религиозность  
4. «Служанка богословия»  
5. Наличие духовного сана у философа  

2. Определить принадлежность приведенных понятий к определенным средневековым философам:

томизм, Град Божий, доказательства существования Бога, вторая природа человека, гармония веры и разума, град земной, «служанка богословия», первопричина, свобода человека, человек как существо религиозное.

Задание средней сложности:

Таблица. Соотношение универсального и отдельного в христианской философии средневековья

Направление Представители направления Понятие общего (универсального) Понятие конкретного (отдельного) Значение течения
Номинализм        
Реализм        

Задания повышенной сложности:

1. Работа над терминологией:

Объясните следующие понятия средневековой христианской философии:

Теоцентризм, теология, Бог, Страшный суд, томим, неотомизм, схоластика, патристика, богословие, разум, душа, дуализм человека, вера, гармония веры и разума, номинализм, реализм, универсалии, единичное понятие.

2. Сравнительная таблица. Античная и средневековая философия

Эпоха Проблема бытия Проблема человека Проблема общества Проблема познания
Античность        
Средневековье        

Темы рефератов:

1. Библейское учение как основа христианской философии средневековья

2. Проблема человека в христианской философии средневековья

3. Бог как центральная категория христианской философии средневековья

4. Средневековые христианские мыслители о смысле истории

5. Средневековые христианские мыслители о смысле человеческой жизни

6. Проблема человека и природы в христианской философии средневековья

7. Философские открытия средневековых христианских мыслителей

8. Гармония веры и разума в учении Фомы Аквинского

 

Т ема №6. Мусульманская философия средних веков

1. Особенности мусульманской философии

2. Аль-Кинди и аль-Фараби как родоначальники мусульманской философии

3. Философия ибн-Сины

4. Философия суфизма





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 702 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2053 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.