Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские воззрения аль-Фараби




Аль- Фараби (870 -950) – учёный энциклопедист, был признан своими современниками "Вторым учителем" после Аристотеля.

Несмотря на приверженность аль-Фараби учению Аристотеля, восхищение и преклонение перед крупным античным мыслителем, тем не менее, аль-Фараби является создателем собственной оригинальной философии, внёс в философию и науку собственные исследования. Им написаны комментарии и предисловия к таким трудам Аристотеля, как "Метафизика", "Герменевтика", "Категория" и "Софистика".

Несомненно, что Аль-Фараби сыграл большую роль в сближении науки и древней культуры Востока и Запада. Комментируя философию Аристотеля, он написал такие философские труды, как "Что нужно знать заранее при изучении философии", "Жемчужина премудрости", "Социально-этические трактаты", "Философские трактаты", "Появление науки", "Энциклопедия науки или календарь", и др. То, что аль-Фараби на основе комментариев к трудам Аристотеля пишет самостоятельные труды, уже показывает аль-Фараби как самостоятельно мыслящего и оригинального философа и ученого.

Аль-Фараби внёс значительный вклад в науку логики. Логика определяется им как необходимый элемент и инструмент научного познания мира и интеллектуального поиска истины.

Аль-Фараби провёл большие исследования в области музыки и написал известный "Большой трактат о музыке". Используя математические расчёты, аль-Фараби создаёт нотную грамоту. Им также создан такой музыкальный инструмент как домбра. Известен также трактат аль-Фараби «О музыкальной гармонии».

Аль-Фараби также является теоретиком в области поэзии. Им написаны следующие трактаты по научному изучению поэзии: «Трактат о канонах искусства поэзии» и «Об искусстве поэзии».

Особое значение имеют труды аль-Фараби по метафизике, языкознанию, логике, психологии, географии, этике. Аль-Фараби создал энциклопедию знания, систематизировав науки своего времени. Проблеме классификации научного знания посвящена работа аль-Фараби «Слово о классификации наук», где особое место отводится логике и языкознанию, и этим отраслям знания аль-Фараби отводит по целой главе каждой.

Большое значение аль-Фараби придавал моральному облику ученого. Этим самым он предвосхитил идею другого ученого-универсала – Леонардо да Винчи о моральной ответственности ученого гения и сохранившего в тайне многие технические свои изобретения, опасаясь, что они будут использованы его современниками в целях разрушения и взаимоистребления. Согласно аль-Фараби чтобы представлять науку и философию, человек должен обладать свойствами, присущими мыслителю: чувством собственного достоинства, бескорыстием, любовью к своему народу, стремлением к науке.

В трактатах "Риторика", "Об искусстве поэзии", "О достижении счастья" аль-Фараби рассматривает проблемы этики и эстетики, определил сущность таких категорий, как красота, счастье, добродетель и знание. Так аль-Фараби классифицирует благородные действия человека, к коим относит здравомыслие и правдивость, а также дружественность. К безобразным действиям аль-Фараби относит звероподобность, страх, печаль и досаду.

Этика определяется им как наука, дающая возможность отделять плохое от хорошего, поэтому в его этической концепции центральное место занимает такая категория, как добро. Если красота является свойством, присущим самой жизни, то добро избирает лишь добродетельный человек, считает аль-Фараби.

Аль-Фараби отметил единство трёх категорий: знания, добра и красоты. По его мнению, красота - это свойство, присущее самой жизни. Способный видеть красоту в окружающем мире и поступках людей – приближен к познанию истины, так как истина есть красота и совершенство.

Аль-Фараби в трактате "О достижении счастья" утверждает, что счастье человека не в потустороннем мире, а в реальном, земном бытии. Для достижения счастья человек должен самосовершенствоваться, а для этого необходимо стремиться к добру и отвергать пороки. Осознать счастье и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разума. Истинно же добродетельный человек следует справедливости, потому что она сама по себе есть благо. Добро и зло не от Бога, их выбирает сам человек. Тем самым аль-Фараби признает идею свободной воли человека, воля при этом может быть доброй и злой. Поступок определяется и нравственно оценивается именно из качества воли человека, совершившего его.

Аль-Фараби разделяет философию на теоретическую и практическую. Теоретическая философия исследует устоявшиеся вещи, а практическая те вещи, которые можно изменить или создать в процессе человеческой деятельности.

Аль-Фараби глубоко убежден, что для овладения философией нужны и хороший нрав и сила ума, а достижение цели в жизни зависит от самого человека. Совершенствование человека в познании окружающего мира как процесса искания истины.

Как считает аль-Фараби, хороший философ обязан знать теорию науки и уметь применять её в других духовных сферах. Если Платон определяет управление государством как препятствие в достижении высоких целей, то аль-Фараби, наоборот, не отстраняется от повседневных дел и реального положения в обществе, а старается помочь людям в достижении истины.

Аль-Фараби сравнивает религию с философией. Философия требует доказательств, а религия - веры. В этом принципиальная разница между ними, о чем говорит аль-Фараби в своем трактате «Книга букв» в разделе «Связь между религией и философией» в главе «О происхождении выражений философии и религии».

Аль-Фараби убежден, что правитель должен быть сведущим в науках и философии, что возвеличит справедливость в обществе. Законодатель благодаря своим способностям сумеет применить законы, защищающие интересы человека. Имам - это человек, достигший высот в области теории философии и богословия, что даёт ему возможность быть советником, руководителем. Просвещенный имам способен направлять людей к достижению всеобщего блага. Просвещенный правитель сведущ в проблеме счастья как высшего блага. Благодаря своей осведомленности он способен привести к счастью своих современников. В этом сородство аль-Фараби учению Аристотеля о благе и государстве как организаторе коллективных усилий по достижению всеобщего блага.

В трактате «О том, что должно предшествовать изучению философии» аль-Фараби выдвигает прогрессивную идею, что прежде, чем познавать философию, равно как и другие науки, учёный должен сначала познать этику как учение о нравственности, так как знание в руках безравственного учёного превращается в разрушительную силу.

Вопросы для обсуждения:

1. Докажите, что аль-Фараби является учёным-энциклопедистом?

2. Почему аль-Фараби именуют "вторым учителем"?

3. Принижает ли титул "второй учитель" значения аль-Фараби в научном мире?

4. Почему аль-Фараби можно считать связующим звеном между восточной и западной науками и культурой?

5. Почему в этике аль- Фараби главное место занимает категория добра?

6. В чём заключается идея добра и добродетели в учении аль-Фараби?

7. Что нужно, по мнению аль-Фараби, знать прежде, чем изучать философию?

8. Что лежит в основе деления аль-Фараби философии на теоретическую и практическую?

9. Почему, как считает аль-Фараби, для изучения философии необходимы хороший нрав и сила ума? Что понимает аль-Фараби под силой ума и хорошим нравом?

10. В чём видит аль-Фараби смысл жизни человека?

11. В чём проявляется влияние аль-Фараби на Ю. Баласагуни?

12. Назовите труды аль-Фараби?

13. Каково место и значение аль-Фараби в мировой философии?

14. Почему имя аль-Фараби неразрывно с понятиями "философия средневековья", "тюркская философия", "гуманистическое мировоззрение"?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4810 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.