Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Аль-Кинди и аль-Фараби как родоначальники мусульманской философии




Родоначальниками мусульманской философии являются аль-Кинди и аль-Фараби.

Аль-Кинди называют "философ арабов". И это не случайна, так как аль-Кинди среди многих философов мусульманского мира по происхождению араб. Аль-Кинди (800-870 г.г.) известен как философ, врач, математик, астроном, им написаны трактаты по геометрии, оптике, метереологии, психологии, музыке. К работам аль-Кинди, дошедшим до нашего времени и посвящённым логико-гносеологическим проблемам, относятся такие, как «Трактат о количестве книг Аристотеля», «Объяснение ближней действующей причины возникновения и уничтожения», «Трактат о том, что необходимо для усвоения философии», «О первой философии», «Книга о пяти сущностях».

В целом аль-Кинди тяготеет к неоплатонизму. Центральные проблемы в философском творчестве аль-Кинди такие, как проблема Бога, классификация наук, проблема разума и определения сущности философии.

Так в сочинениях аль-Кинди встречаются следующие трактовки Бога:

1. Бог как основа, как абсолютное начало всего сущего;

2. Бог как целевая причина;

3. Бог как абсолютная бесконечность в пространстве и вечность во времени.

Бог определяется аль-Кинди как творец материи, формы, пространства, движения и времени. Все возникающее в результате движения изменяется и в конечном итоге исчезает, оно не вечно, а конечно и преходяще. Человек, в силу наделенности его Аллахом разумом, способен познать не только себя, но и всё окружающее, а главное это то, что с помощью разума человек может познать причинную связь вещей и явлений, а также, что немаловажно, сущность этих вещей и явлений.

Аль-Фараби (870 – 950 г.г.) считается последователем Аристотеля и именуется «вторым учителем после Аристотеля». Он был ученым-универсалием, о чем свидетельствует тот факт, что аль-Фараби исследовал проблемы медицины, музыки, математики, этики, политики, психологии, минералогии, химии, ботаники и др. Фараби является одним из первых крупных комментаторов трудов Аристотеля. Им написаны комментарии к многим работам Аристотеля, например, «Категории», «Аналитика, софистика, поэтика», «Герменевтика».

Тем не менее, несмотря на комментаризм, аль-Фараби известен как оригинальный профессиональный философ. Им написаны более 100 работ по истории естественных наук и философии. Фараби выступал за научное познание мира, с гуманистических выступал против насилия в обществе. Он теоретически обосновал идеал общества без войн, насилия и порабощения, идеал отношений между всеми народами, построенных на добрососедстве и взаимоуважении.. В работах «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Гражданская политика» Фараби поднимает вопрос об отношении государства к обществу, а также рассматривает проблемы политики и морали.

Философские идеи аль-Фараби оказали теоретическое влияние на формирование и развитие идей и концепций западно-европейской философии, в особенности Б.Спинозы. Идеи аль-Фараби оказали влияние на взгляды многих мыслителей мусульманского мира, и прежде всего ибн -Сина, Ю.Баласагуни и др. Начиная с аль-Фараби, формируется традиция в мусульманском мире о значимости нравственных качеств человека в решении важнейших вопросов человеческого общежития, что впоследствии привело к формированию концепции о совершенном человеке «адаб».

Вопросы:

1. Почему аль-Кинди именуют "философом арабов"?

2. Как рассматривает аль-Кинди проблему Бога?

3. Какое место занимает в философском наследии аль-Кинди проблема разума? Какое значение придаёт философ разуму человека?

4. Какие труды написаны аль-Фараби?

5. Обоснуйте этические позиции аль-Фараби

6. В чём проявляется влияние аль-Фараби на мировую философскую мысль?

Философия ибн-Сины

Абу Али ибн-Сина (980- 1037 г.г.) внес большой вклад в развитие средневековой науки и философии. Это был энциклопедически образованный человек, один из тех, кого именуют учёным- универсалием. В Западной Европе его знали как Авиценну, автора знаменитого "Канона медицинской науки", бывшего настольной книгой европейских врачей вплоть до 17 века и в котором содержится довольно разработанная и систематизированная для того времени анатомия, физиология, терапия и профилактика, хирургия, фармакология.

Ибн-Синой написано около 450 трудов, из них до нас дошли 240. Ещё при жизни философа безвозвратно утеряны 20-ти томная философская энциклопедия «Справедливость» и «Восточная философия», в которых он подробно излагал свои философские учения.

Известно, что ибн-Сина делил философское знание на две сферы: теоретическую философию, куда включены метафизика, математика и физика, и практическую, к коей относятся политика, этика и экономика. Если теоретическая философия, по мнению философа, занимается постижением истины, то практическая стремится к достижению блага. Логика является инструментальной наукой. Это инструмент познания мира, она даёт метод познания.

Высшей наукой ибн-Сина считает метафизику, которая одновременно имеет черты философии и теологии, хотя в то же время ибн-Сина имел идею о различии статуса философии и теологии. Временами ибн-Сина выдвигает принцип безверия, так им полагается, что если теология основана на вере как потребности души, то философия дает истинное знание, так как она базируется на доказательствах и данных разума.

В целом философские позиции ибн-Сины представляют собой дальнейшее развитие восточной философии, а его учение обладает собственной оригинальностью.

Вопросы:

1. В чём новизна научного наследия ибн-Сины?

2. Что вы можете сказать о знаменитом труде "Канон медицинской науки"?

3. В чём смелость философии ибн-Сины?

4. Чем отличаются теоретическая и практическая философии в классификации ибн-Сины?

Философия суфизма

Философия суфизма, несомненно, оказала значительное и благотворное влияние на европейское мировоззрение и европейскую культуру, в частности на поэтическое творчество трубадуров и розенкрейцеров, на деятельность францисканского монашеского ордена, на мировоззрение Мартина Лютера, а также на мистическое учение мистика 20 века Гурджиева.

В философии мусульманского средневековья формируется идея о совершенном человеке или "адаб", ассоциирующемся с гуманистом, образцом образованности и воспитанности. Его поступки, действия и позиции могут повлиять на духовно-нравственную жизнь общества, духовный микроклимат социума в целом.

Идее адаба особое внимание отводилось в философии суфизма, где утверждается, что только достигшему совершенства человеку открывается истина, суть которой состоит в любви к Богу и восприятию бытия как феноменов божественной красоты, прекраснейшей чистоты и возвышенности, божественной мудрости и любви.

Согласно суфийскому учению мир - это полное тождество с Богом, а мир и человек- это отражения тождества Бога-истины и Бога-Возлюбленного. Поэтому существует суфийской утверждение «Ана-аль-хакк» - «Я есть Бог». Согласно теории единства сущего всё сущее есть Бог, а всё, что есть, есть в Единстве сущего или есть Бог. Это единство постигается благодаря любви. Любовь связует творение с Творцом, влюблённых с Возлюбленным - Богом, что в итоге приводит к их полному слиянию. Об этом говорит отрывок из суфийской поэзии:

«Моё желание тобой владеть

Подобно жажде птицу запереть.

Моё желание - это западня,

Не я тебя, а ты возьми меня

В свою безмерность, глубину и высь,

Где ты и я в единое слились» [4,377].

Наиболее известными представителями суфизма являются ибн- Араби, К.А.Ясауи, А. Иугинеки, Шабустари, аль- Хуруфи, Магриби, Анвар Касими, Рузбехан Богли, которые развивают мысль о том, что нравственная порочность сознания уводят человека от любви к Богу, делает его жестокосердным и порочным. Всё это влияет на мотивацию поступков людей. Нравственный упадок и ущербность сознания оказывают влияние на все стороны жизни: политику, право, религию. Рост бездуховности в различных сферах общества приводят к расцвету несправедливости и пороков в самом государстве.

Выход из состояния девальвации духовных ценностей, нравственной деградации, апатии и социального нигилизма, по мнению суфиев, один - в обращении к Богу, в любви к Всевышнему, в воспитании совершенного человека.

Для суфиев понятие «адаб» носит онтологический, космологический, гностический характер и именно в этих названных аспектах рассматривает совершенного человека или адаба основоположник суфизма ибн-Араби. В онтологическом аспекте адаб согласно ибн-Араби - это универсальная реальность (логос), в которой заключена вся множественность феноменального бытия. В человеке потенциально содержится всё сущее в мире, из которого порождается всё многообразие Космоса, вечного и божественного. Человек- это монада, из которой разворачивается все множественности мира.

Космос как вторая ипостась рассматривается как воплощенный адаб. Человек есть наиболее совершенное существо. Совершенство человека в том, что он является копией абсолютной в своем совершенстве Вселенной. Специфика человека же состоит в том, что именно в нём Абсолют познаёт себя. В познании человек достигает своего субстанционального единства с Единым, входит в единый ритм Вселенной, сливается в любовном экстазе и единении с Абсолютом. Именно в этом состоянии человек обретает полную свободу.

Неиссякаемая любовь к Аллаху - качество, присущее адабу. Если любовь к Богу совершенна, искренна, всепоглощающа, то она приводит к тому, что человек достигает полного слияния с Богом. Любовь, по- мнению аль-Араби, есть причина и движущая сила Вселенной. Все в безграничном мире не существовало бы без любви. Однако всепоглощающая и бескорыстная любовь к Богу, раскрывающая сердце для познания вечной и абсолютной истине, возможна лишь через мистическое познание и тайное служение, преданность Богу.

Вопросы:

1. Обоснуйте, что центральной проблемой суфизма является нравственное совершенствования человека?

2. Почему любовь к Богу в суфизме определяется как путь совершенствования человека и путь к познанию?

3. Обоснуйте положение суфизма, что человек есть копия Вселенной

4. Обоснуйте положение философии аль-Араби, что любовь есть причина и движущая сила Вселенной?

5. Что общего в философии суфизма с Милетской школой эпохи античности в рассмотрении проблемы «Космос- человек»?

6. Какую роль играет философия суфизма в мировой философии?

7. Почему учение суфиев можно рассматривать как мистическое?

Вопросы для повторения и обсуждения по теме «Средневековая мусульманская философия»:

1. В чём проявляется влияние арабоязычной философии на средневековую западную философию?

2. Обоснуйте положение, что философы средневекового мусульманского Востока являются учёными- энциклопедистами. Приведите примеры

3. Докажите, что мусульманская философия так же, как и христианская, является теоцентричной по своему характеру и содержанию

4. Обоснуйте положение, что суфийская философия является гуманистическим учением

5. Покажите космологический характер идеи совершенного человека или адаба в суфизме

6. В чём заключается плюрализм мировоззрения ибн-Араби?

Задания для контроля:

Задание повышенной сложности

Сравнительная таблица. Христианская и мусульманская философия средних веков

Философия Социальный статус Проблема бытия и Бога Проблема человека и общества Теория познания
Христианская        
Мусульманская        

Задание средней сложности. Таблица. «Философские учения мусульманского Востока в средние века»

Представитель мусульманской философии Года жизни Научные и философские трактаты Основные философские идеи Новации в мышлении и учении философа
         

Задание пониженной сложности

1) Необходимо объяснить следующие понятия мусульманской философии эпохи средневековья:

Адаб, мистицизм, Коран, суфизм, энциклопедист, плюрализм, теология, теоцентризм, Единое, любовь к Богу, суфий.

2) Необходимо определить, кто из перечисленных философов относится к суфийскому направлению:

Аль-Кинди, К.А. Ясауи, аль-Газали, аль-Фараби, ибн- Араби, Омар Хайям, Магриби, ибн-Сина

Темы рефератов:

1. Особенности мусульманской философии

2. Место и значение мусульманской философии средневековья в мировой философии

3. Проблема совершенного человека в мусульманской средневековой философии

4. Проблема познания в мусульманской средневековой философии

5. Проблема человек-Космос в суфийском учении

6. Научно-философское наследие ибн-Сины

7. Мистическое постижение в суфийском учении

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1987 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.