Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Евангелизм Эразма Роттердамского и утопизм Томаса Мора




Эразм Роттердамский (1469-1536) написал трактат «Похвала глупости». Если Макиавелли видит и приемлет жестокость мира как реальность, то Роттердамский не принимает мир таким, каков он есть в реальности. В то же время он видит его жестокость и стремится найти путь изменения его. Мир сотворен благим, однако именно человек сделал его несправедливым в силу своей греховной природы. Человек перемешал добро и зло, справедливость и несправедливость. Философ пишет, что «Фортуна любит людей не особенно благоразумных, но зато отважных…А мудрость делает людей робкими. Поэтому повсеместно увидишь мудрецов, живущих в бедности, голоде,…презираемых и ненавистных. К дуракам же плывут деньги, они держат в руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают» [2, 124].

Однако Эразм Роттердамский считает, что у каждой вещи два лица. Поэтому за безобразием действительности скрывается ничто иное, как мир благочестия, добра и красоты: «снаружи как будто смерть, а заглянешь внутрь и увидишь жизнь; под красотой скрывается безобразие; под изобилием – жалкая бедность; под позором – слава; под ученостью – невежество; под мощью - убожество; под благородством – низость; под весельем – печаль; под преуспеванием – неудача; под дружбой – вражда; под пользой – вред» [2, 165].

Обрести же мир истины и справедливости, подлинной красоты возможно, но только следуя христианским законам любви и милосердия. Поэтому единственное средство от социальных бед философ видит в возврате к Евангелию. Оно гуманизирует мир, очистит от скверны религию и возродит духовность человека. Если процветание государства целиком зависит от нравственности государя, то, следовательно, он должен быть целомудренным и добродетельным. Роттердамский убежден, что нет морали государя и нет морали для подданных, так как Христос пролил кровь за всех. Путь государя не менее тяжел, чем путь Христа и в этом избранность правителя. В то же время философ советует будущему монарху Карлу Пятому, что если тот будет поступать как настоящий государь, всегда найдутся те, кто сочтет его глупцом. Поэтому монарх должен ужесточить свое сердце и предпочесть быть простым, но справедливым смертным, чем правителем, уличенным в несправедливости.

Гуманизм Томаса Мора (1478-1535) совершенно иной, чем у Э.Роттердамского. Гуманизм Мора естественен, а не религиозен. Им написана в 1516 году знаменитая «Утопия», в которой одновременно переплетаются проект идеального государства, критика современных Мору социальных реалий и аллегорическая игра эрудита-гуманиста. Тот факт, что подзаголовок к «Утопии» звучит «О наилучшем устройстве государства», то, следовательно, это модель идеального общественного устройства. В то же время это и средство разрешения социальных проблем и противоречий, имеющее гуманистический пафос. В то же время можно выявить и стремление Мора к восстановлению таких ценностей раннего христианства, как единство и солидарность в противовес к разобщенности современного ему общества.

В фантастическом обществе Мора всеобщее процветание и благополучие, созданное всеобщим трудом. Труд расценивается утопийцами как жизненная потребность и моральный долг человека. В обществе сохраняется частная собственность, но в целях избегания алчности люди периодически обмениваются жилищами и земельными угодьями. Существуют общие трапезы, что сближает людей и укрепляет доверие между ними. Отсутствуют вражда и зависть, правит принцип от каждого по способности и каждому по потребностям. Отсутствуют деньги и драгоценности. Драгоценные камни служат игрушками для детей, а из драгоценных металлов куют цепи для преступников.

Томас Мор своим произведением создал утопию как специфический инструмент политического анализа. Метод утопизма позволяет не только критиковать существующую социальную несправедливость, но и переносится в утопию, то есть «место, которого нигде нет». Этим самым происходит отчуждение сознания от всего ограниченного в социуме. Утопизм становится благодаря Мору одним из способов мышления и умозрительных конструкций переустройства и улучшения общества. Последователями утопизма Мора являются Кампанелла («Город Солнце»), Иохам де Мулен с его трактатом «Великое королевство Антаржиль», а также утопист Французского Просвещения Фурье.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1780 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.