Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности христианской философии средневековья




Средневековая философия охватывает период с V по XV вв. в Античная философия, а затем религия христианства, возникшая в I—II вв. н. э., являются истоками философии западно-европейского средневековья. На философскую мысль средневекового Запада существенное влияние оказали идеи философского мира мусульманского Востока. Так именно через переводы мусульманских мыслителей средневековая Западная Европа узнала произведения того же Аристотеля с его метафизической концепцией и учением о Божественном Уме. Средневековая христианская философия является своеобразным историческим типом философии с присущим ей рядом особенностей.

Прежде всего, философия Западной Европы в период феодализма оказалась в особых исторических условиях, специфика которых заключалась во всевластии христианской церкви. Данное положение дел привело к тому, что философия была лишена статуса самостоятельного знания, более того она являлась не чем иным, как служанкой богословия (теологии). Этим самым философия превратилась в нечто третьестепенное по значимости, так если теология занимается толкованием священных текстов Библии, то философия рациональным способом обосновывала истинность религиозных положений и прежде всего истины всемогущества Бога-творца.

Важным моментом в понимании исторических условий, в которых развивалась средневековая философия, является то, что она могла развиваться лишь в монастырях, а философы могли заниматься философией, будучи обладателями церковного сана. То есть, философия лишилась статуса светского знания, а свобода ее развития была ограничена католической церковью.

Специфично содержание и проблематика отдельных разделов философского знания в эпоху христианского средневековья. Так все содержание средневековой онтологии сводилось к тому, что первоосновой и первопричиной бытия является Бог. Он же является творцом человека и руководителем всей человеческой жизни, в которой все предопределено Божественным провидением. Мир существует согласно божественному плану. Таким образом, философская онтология эпохи средневековья была по своей сути глубоко теоцентрична.

Согласно средневековой антропологии человек создан Богом по образу и подобию Божьему. В то же время природа человека обладает дуалистическим характером, так как человек это одновременное сосуществование божественного или духовного начала (бессмертная и вечная душа) и телесно- плотского. Телесно-плотский аспект рассматривался как греховный, подверженный внушению дьяволом. Религия и церковь же нужны для поддержки человека в деле преодоления им своей греховной природы, спасения от козней дьявола. Таким образом, человек рассматривался как дуальное, разорванное существо: душа призывает его к вечному и божественному, плоть призывает к греховному и запретному. Именно церковь и религия помогают человеку установить гармонию в душе, освободить его от греховности. Ключевой идеей христианской антропологии является идея разделения духовного бытия человека и его земного временного бытия.

Естественно, что религия – это иррациональная сфера, поэтому рационально обосновать христианско-философскую онтологию и антропологию представлялось для теологов и философов той эпохи делом, обладавшим значительной трудностью. Поэтому средневековая философия обладает специфической гносеологией или теорией познания, согласно которой истинно не только то, что обосновано разумом, но и то, что соответствует желанию верить, не впадая в рассуждения. Поэтому исходным принципом здесь является положение следующего содержания: «верю даже тому, что для разума представляется абсурдным». Вера превыше разума, однако в деле приближения к Богу и то и другое необходимо как взаимодополняющие формы познания божественного; отсюда известная установка Августина Аврелия: «верю, чтобы понимать, понимаю, что верить». Таким образом, рациональные моменты в христианской философии средневековья имеют место в целях перевода христианских образов и символов на язык логики и отвлеченных понятий. Однако напомним, что рациональная философия не преобладала, а выполняла лишь вспомогательную роль в популяризации тестов Библии.

В социальной средневековой философии выдвигается идея динамичности общественного развития, что представляет собой предтечу философии истории. Речь идет о поступательном развитии человеческого общества, предложенном Августином Блаженным, от «града земного» как несовершенного состояния, подверженного греховности, к идеальному «граду Божьему». Им предложена первая периодизация всемирной истории, которая начинается с грехопадения перволюдей, имеет длительную историю искупления первородного греха и заканчивается днем Страшного суда и пришествием Христа.

Средневековые социально-философские концепции также обладают специфическим характером и дуализмом. Прежде всего необходимо отметить придержанность церкви оправдания сословности и привелегий высших слоев общества, оправдания монархического правления, феодальной эксплуатации и социального неравенства в целом, что объяснялось как уготованное Богом. В то же время в средневековой философии содержатся идейные ограничители для светской и церковной элиты, стремящейся к максимуму богатств и власти. Такие ограничители содержатся в учении Христа, согласно которому верблюду легче пройти сквозь угольное ушко, чем богатому попасть после земного бытия в рай.

Демократические тенденции христианской философии содержатся также в идее всеобщего равенства людей перед Богом независимо от их социально-имущественного положения, расового и национального происхождения. В связи с этим в Послании апостола Павла к Галатам записано: «…Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет ни мужеского рода, ни женского: ибо вы все во Христе Иисусе» [1, 41]. Бог выступает как принцип нового единства, исток и цель каждого человека, дающий свой закон всем и вся.

Идея дуализма человека проникает и в сферу социальной мысли. Так в средневековой философии существует идея христианского дуализма властей – государственной и церковной. Власть государственная призвана регулировать земные отношения между людьми, а власть религиозная простирается на отношения человека с Богом. При этом обе власти отражают дуализм человеческой природы, а социальная философия средневековья дополняется идеей, что человек раздвоен как христианин и гражданин. Однако человек принадлежит одновременно двум мирам: миру церкви и миру государства и должен отдавать кесарю кесарево и Божие Богу. Церковь является гарантом справедливости и нравственности, она есть хранилище божественного права, которое приоритетно по отношению к праву государственному, которое обеспечивает лишь урегулирование отношений между людьми, чтобы они, согласно откровениям Иринея, не поглотили друг друга как рыбы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 758 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2155 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.