Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Зарождение китайской философии




Китайская философия зарождается и складывается во втором- начале первого тысячелетия до н. э. Своими корнями она уходит в мифологическое мировосприятие. Уже в рамках мифологии выделяется выс­ший принцип, управляющий миропорядком. При.династии Шан в 18-12 в.в. до н.э. таким высшим началом, божеством создавшим все вещи, считался шанди (Верховный император), а при дина­стии Чжоу в 11-3 в.в. до н.э. возникла идея о «воле Неба» как о первоначале и первопричине всех вещей. Концепция Неба как космического и нравственного начала позднее вошла в китайскую философию и мировоззрение народа в целом. Так китайский император – император Поднебесной империи, определяется ответственным не только за свой народ, но и за весь миропорядок. Справедливое управление императора сказывалось на процветании государства и общества, отход императора от справедливости приносил народу бедствия и неурожаи.

Одновременно с распространением религиозного мировоз­зрения в Древнем Китае возникает и развивается философское мышле­ние. Так в эпоху династии Шан складываются представления о темном и светлом началах как свойствах, внутренне присущих предметам. Противо­стояние этих двух начал вызывает развитие и изменения в самих вещах. Впоследствии эти представления, развиваясь, начинают наполняться более глубоким смыслом и широким содержанием. Светлое начало стало выражать свойства неба, солнца, твердости, силы, мужчины и т.д., а темное начало — свойства земли, луны, ночи, холода, мягкости, слабости, женщины и т.д. Впоследствии представления и идеи о темном и светлом приобретают абстрактное значение.

Первые протофилософские представления выражены в знаменитом древнем китайском Пятикнижии, состоящем из пяти трактатов религиозно мистического характера.

В «Книге перемен» излагается наивная диалектика философской мысли Китая, которая связана с ут­верждением противоречивости мира, взаимного влечения и вза­имного отчуждения светлого и темного, развития и изменения мира. Текст этой книги несет в себе отражение древних мифов Китая о двух началах (духах) — Инь и Ян. Этимифические начала приобретают здесь уже понятийную форму.

Ян — это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь — женское, темное и пассивное начало. Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодейст­вии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (дао), который проходят все вещи. В «Книге перемен» основной задачей человека определяется понимание им своего места в мире, соединение своей силы со стихиями неба и земли.

Свое развитие философское мышление Китая полу­чает в учении о пяти стихиях, которое изложено в «Книге истории» («Шу цзин»), написанной в начале I тыс. до н. э. Согласно это­му учению, весь материальный мир состоит в конечном счете из пяти стихий или первоэлементов: воды, огня, дерева, металла, земли. Связь между ними носит диалектический характер и является как бы связью «жизни и смерти»: дерево рождает огонь, огонь — землю (пепел), земля - металл, металл - воду (на рассвете на металлических предметах ска­пливается роса), вода - дерево. На этом круг жизни за­мыкается. Существует и круг смерти. Согласно ему де­рево побеждает землю, земля — воду, вода - огонь, огонь - металл, металл же побеждает дерево. В подобной сменяемости элементов мира лежит наивно-диалектическое представление китайской философии о развитии и изменении бытия.

Задания:

1. На основе приведённого текста показать связь древнекитайской философии с мифологией

2. На основе древнекитайского Пятикнижия показать, что первые понятия, такие, как дао, инь, ян и др, уже представляют собой философские понятия

3. Доказать, что учение о пяти стихиях является материалистическим.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 737 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2516 - | 2392 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.