Дальнейшее развитие фармацевтическое образование получило в Петербургской медико-хирургической академии с открытием в 1798 году кафедры «Материя медика», которая включала фармацевтические дисциплины: технологию лекарств, фармакогнозию, фармацевтическую химию и фармакологию.
Основателем фундаментальной школы российской фармации является профессор Т.А. Смеловский, который впервые в России определил состав фармации как научной дисциплины. Им были выделены основные разделы и определено содержание фармацевтической науки: учение о лекарственных растениях, о неорганических и органических лекарственных средствах, об искусстве приготовлять лекарства и определять их качество. С 1808 года на фармацевтическом факультете академии была начата подготовка военных провизоров.
Это первый в России факультет, на котором более 70 лет осуществлялась подготовка фармацевтов высшей квалификации. Высочайший авторитет академии как научного и учебного заведения обусловили формирование и развитие в ее стенах отечественной фармацевтической школы.
К концу XIX века в России было около 300 магистров фармации. Первыми фармацевтами, получившими звание магистра фармации, были в Московском университете А. Миндер и М. Шишко, а в Петербургской медико-хирургической академии — Ю. К. Трапп и И. Ф. Олендский.
В то же время следует отметить, что в России до 1917 г. не было специальных учебных заведений гражданского профиля.
Вплоть до конца XIX века гражданские фармацевтические кадры готовились кустарно - ремесленническим образом, на базе частных аптек через так называемое аптекарское ученичество, с последующей сдачей экзаменов на звание аптекарского помощника. Такой была мировая практика до образования специальных учебных заведений. Веками передача профессиональных знаний осуществлялась ученичеством из поколения в поколение, чаще от отца к сыну, образуя «семейные школы», династии, сохраняя профессиональные тайны.
Позднее подготовка фармацевтических кадров осуществлялась также и на краткосрочных курсах (от 6 до 9 месяцев) при медицинских факультетах университетов в Москве, Казани, Томске.
Успешно сдавшим экзамены присваивалось звание аптекарского помощника. Аптекарские ученики, проработавшие в аптеке 3-5 лет и прослушавшие курсы лекций при высшем учебном заведении, также допускались к сдаче экзаменов. Аптекарские помощники, в свою очередь, проработав еще 2 - 3 года, допускались до экзамена на звание провизора.
Примером сказанного может служить Томский Императорский университет (основанный в 1880 году), на медицинском факультете которого с 1896 г. занимались вольнослушатели – фармацевты. Их количество колебалось от 3 до 13 человек. Все они занимались ежедневно по 3-4 часа в рамках единой дисциплины под названием «Фармация».
На занятиях студенты определяли состав измельченного лекарственного сырья и сборов, проводили качественный и количественный анализ составных частей лекарственных средств, осваивали технологию изготовления лекарственных форм и др.
Первый выпуск 3-х специалистов, удостоенных звания провизора, состоялся в 1892 году. В последующие 10 лет из стен Томского Императорского университета было выпущено 27 провизоров, еще 2 провизора получили диплом в 1904 году.
До 1885 года фармацевтическая профессия была исключительно мужской профессией. В этом году Медицинский совет признал право женщин на фармацевтическое образование, а через 2 года с этим согласилось Министерство народного просвещения. Однако только в мае 1888 г. Медицинский департамент разрешил аптекам принимать учениц. В аптекарские ученицы могли поступать лица женского пола, имеющие общее образование в объеме четырех классов мужской гимназии. Экзамены на фармацевтические звания они должны были сдавать при университете или при Военно-медицинской академии.
В 1892 г. Медицинский департамент разрешил совместное пребывание женщин и мужчин в аптеке лишь при условии, чтобы женщины жили вне аптек и приходили на работу только днем. Этим правом могли воспользоваться лишь немногие женщины. Получить высшее фармацевтическое образование женщинам было еще труднее. К слушанию лекций на провизорских курсах женщины не допускались. Сдавать экзамены разрешалось экстерном. Первыми в 1897 г. звание провизора получили А. Б. Лесневская и Э. И. Аккер, которым было разрешено в течение 2 лет слушать лекции и пользоваться лабораториями Военно-медицинской академии.
Вопрос о женском фармацевтическом образовании также неоднократно обсуждался на фармацевтических съездах. В решениях III фармацевтического съезда (1899—1900) говорилось о допуске женщин к слушанию лекций при Женском медицинском институте. К началу 1898 г. в России было всего 29 женщин-фармацевтов, в том числе 3 провизора, а я 1911 г.— 85 провизоров. Большинство женщин получило звание провизора в Московском и Харьковском университетах в 1907—1910 гг. Первой русской женщиной, сдавшей экзамен при Военно-медицинской академии (1900) на степень магистра фармации, была А. Б. Лесневская. Ей принадлежит почетное место в подготовке женщин-фармацевтов. В 1901 г. ей было выдано разрешение на открытие аптеки и управление ею. При аптеке была открыта двухгодичная фармацевтическая школа. Окончившие школу имели право сдавать экзамены на звание аптекарского помощника при высших учебных заведениях.
37. Развитие фармацевтической школы после революции 1917г. и её современное состояние.
Подобная практика не могла удовлетворять развивающееся практическое здравоохранение. Обеспечение населения и лечебных учреждений лекарственной помощью, вновь открывающиеся аптеки, организуемое аптечное производство требовало массовой подготовки кадров.
Поэтому необходима была массовая подготовка гражданских фармацевтических кадров, которая и началась с 1919 г. с созданием фармацевтических и химико-фармацевтических институтов и факультетов.
В числе первых были открыты Петроградский химико-фармацевтический институт (1919 г.) и фармацевтические институты в городах Москве (1934 г.), Перми (1937 г.) и Пятигорске (1943 г.), а также фармацевтические факультеты в городах Томске и Иркутске (оба в 1941 г.).
В 1921 г. были окончательно упразднены курсы провизоров и отменены экзамены на звание аптечных помощников. В 1926 г. на Всероссийском совещании аптечных работников было принято решение о перестройке фармацевтического образования. К октябрю 1927 г., в дополнение к уже открытым высшим фармацевтическим учебным заведениям, в России уже насчитывалось 16 техникумов, в том числе и Томская фармацевтическая школа. Интересно отметить, что большинство выпускников вузов того времени направлялись на работу на предприятия фармацевтической промышленности и лишь в последнюю очередь – в аптеки, поскольку в то время считалось, что для работы в аптеке достаточно среднего образования. Такого рода кадровая политика привела к тому, что в указанный период в аптечных учреждениях ощущалась острая необходимость в специалистах с высшим фармацевтическим образованием.
По всей вероятности, это и было причиной того, что в сентябре 1936 г. было принято Постановление СНК СССР о подготовке фармацевтических кадров с высшим образованием, определены статус провизора и система его подготовки в фармацевтических вузах и на факультетах.
В обязанности провизора входило оказание лекарственной помощи населению, управление аптечными учреждениями и предприятиями, организация сбора и переработки лекарственного растительного сырья, осуществление контроля качества лекарственных средств, разработка вопросов экономики аптечных учреждений и в отдельных случаях – работа в судебно-химических лабораториях.
К этому времени фармация сформировалась как наука и развивалась она по нескольким направлениях, которые сложились в отдельные самостоятельные дисциплины: фармакогнозия, фармацевтическая химия, технология лекарственных форм и галеновых препаратов, организация фармацевтического дела, судебная химия. С 20 марта 1937 г. правительством установлены ученые степени доктора и кандидата фармацевтических наук.
К началу Великой Отечественной войны в СССР существовало 9 фармацевтических институтов и 1 фармацевтический факультет при Львовском медицинском институте. До распада СССР было 6 самостоятельных институтов и 26 фармацевтических факультетов