Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Организация Аптекарского приказа и его функции




Медицина и фармация древней Руси.

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине 9 в. В это время центрами княжеств были Новгород, Псков, Смоленск, Чернигов, Переславль. Самым большим и многочисленным городом был Киев. Границы Киевского государства доходили до бассейнов рек Оки и Волги.

На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение от отца к сыну в так называемых "семейных школах".

Большой популярностью пользовались лекарства, приготовлен­ные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, бодяги, цветков липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока и многих других народных средств врачевания.

Среди лекарств животного происхождения особое место зани­мали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, "серного камня" и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал целебные свойства "кислой воды". Ее древнее название «нарзан», сохранившееся до наших дней, в переводе озна­чает "богатырь-вода".

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен много­численными травниками и лечебниками, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства (988 г.) и распрост­ранения грамотности. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, так и более древне­го языческого периода русской истории.

Состояние медицины в Киевской Руси хорошо показано в работе Евпраксии Киевской (Зои) — внучки Владимира Мономаха, написанной ею в Византии (начало XII века). Подлинник этой книги, назван­ный Зоей «О мазях», хранится в Риме.

Центрами развития медицины на Руси являлись монастыри. Первые сведения о монастырских больницах в Древнерусском государстве относятся к 11 веку. Они были построены в Переяславле и Киеве, а позднее - в Новгороде и Смоленске. Широкой извест­ностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры - первого русского монастыря, основанного в первой половине 11 века. Монастырские хроники сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них - пришедший из Афона (Греция) "пречудный врач" Антоний, который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее "зелье"; преподобный Алимпий, излечивавший мазями прокаженных; препо­добный Агапит - ближайший ученик преподобного Антония.

При дворах князей и бояр служили светские лечцы как русские, так и иноземные, широко использовавшие в своей практи­ке опыт народной медицины. Некоторые древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи.

Монастырские хроники содер­жат первые конкретные сведения о врачебной этике в Древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до само­пожертвования, ради больного выполнять самые черные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для исцеления больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии.

В древнерусской литературе 12 века имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское госу­дарство в 10-14 веков опережало страны Западной Европы. При архе­ологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и специалистах-алхимиках, занимавшихся изготовлением лекарств. Там же были обна­ружены деревянные мостовые и водопровод, созданные в 10-11 веках (В Германии водопровод был сооружен в 15 веке, а первые мостовые были проложены в 14 веке). Неотъемлемой составной частью меди­ко-санитарного быта Древней Руси была русская паровая баня, ко­торая издавна считалась замечательным средством врачевания.

Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и "накладывали горшки", лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпиде­мий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли "мором", "моровым поветрием" или "повальными болезнями". В стремлении прекратить эпидемии народ шел на самые отчаянные ме­ры. Например, когда в Новгороде в 14 веке разразилась чума, горо­жане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Однако ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий - эпидемии уносили тысячи человеческих жизней. Самое большое число эпидемий приходится на период монголо-татарского ига (1240-1480 гг.).

Древнерусское государство просуществовало в течение 3-х столетий, а затем распалось на отдельные княжества. Русь сохранила свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы. Завоеватели, однако, не трогали уцелевшие во время нашествия монастыри и больничные палаты при них. Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Белозерский монастырь. При монастыре имелось несколько больниц, в которых полагалось иметь в качестве лекарств различные масла, пластыри, мед, сушеное зелье, сливы, вино. В стенах этого монастыря были переведены с греческого комментарии Галена к "Сборнику Гиппократа" (трактат "Галиново на Иппократа").

В 14 столетии возникли новые города, усилилась внутренняя торговля. Во главе объединения русских земель встали московские князья.

Широкое распространение на Руси нашли травники, зельники, вертограды (садовые книги). Эти рукописные книги часто иллю­стрировались рисунками, нередко раскрашенными. В книгах помещены были сведения о причинах болезней, их признаках. Медицинские рукописи знакомили с аптечным инвентарем и посудой, с приемами обработкирасте­ний. В травниках и зельниках встречаются такие лекарственные формы, как порошки, пластыри, растирания, полоскания, масла и др. В рукописных лечебниках обращалось внимание на качество и подлинность лекарств. В лечебниках уделялось внимание связи доз лекарств с возрастом и крепостью больного.

Лечебники — это хранители медицинской теории и практики русского народа, поэтому они имеют большое историческое значение.

В древности русские врачи, так же как и на Западе, были одновременно и аптекарями. Разделение медицины и фармации произошло тогда, когда изготовление лекарств значительно усложнилось и потребовало специаль­ных знаний. Первые упоминания об аптекарях-специалистах на Руси относятся к XV веку, но об их деятельности сведений не сохранилось. Лекар­ства отпускались населению в основном из зелейных, москатель­ных, травяных, семенных и других лавок. Эти лавки и являлись прообразом аптеки. «Зелейни», или зеленные лавки, получили название от слова «зелье» — зеленый, т. е. травяной; впоследствии зелье стало обозначать яд, отраву, лекарство. Людей, торговавших лекарствами, называли зелейниками. В писцовых книгах ряда городов среди профессий ремесленников находятся и зелейники, например в переписи Серпухова среди 81 профессии ремесленников находим и зелейников. В писцовой книге XVI века Коломны говорится о наличии зелейных лавок.

Вплоть до конца 17 века народная медицина занимала на Руси ведущее положение. В лечебниках того времени значительное место отводилось хирургии (резанию).

Среди резальников были костопра­вы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного перед операцией при помощи мандрагоры (Мандрагора лекарственная, сем. пасленовых), мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, до­лота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, ко­нопли или тонкими кишками животных. Для извлечения металли­ческих осколков стрел применяли магнитный железняк. Славились на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Развитие торговли с соседними странами значительно расширило знания русских людей об иноземных лекарственных средствах. Так, об индийских лекарствах, например, сообщается в древне-русских травниках, повести "Александрия" (о походе Александра Македонского в Индию), путевых заметках (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина "Хождение за три моря", которые в силу большой исторической значимости были включены в русскую летопись, а также в "Вертограде" ("Сад здоровья"), переведенном с немецкого в 1534 г.

Однако заморская торговля имела и свою оборотную сторону. В средние века торговые ворота страны открывали путь эпидемиям. К концу 14 века их связь с прибытием торговых судов была очевид­на. На Руси такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород (русские летописи сообщают о 12 эпидемиях, разразившихся в них за короткий период).

Мысль о "прилипчивости" заразы привела к введению предох­ранительных мер. Сначала это выразилось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест; умерших погребали "в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет". Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота.

Карантинные меры стали приобретать государственный характер. С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов "о предосторожности от морового поветрия". Во время эпидемий на дорогах были установле­ны заставы и засеки, через которые никого не разрешалось про­пускать под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Все зараженные предметы сжигались на кострах. Письма по пути следования многократно переписывали, а подлинники сжигали. Деньги перемывали в уксусе. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал "прилипчивого" больного, он был обязан из­вестить об этом самого государя и сидеть дома "впредь до царского разрешения".

Организация Аптекарского приказа и его функции.

Начиная с конца XV века в Русском государстве появляются приказы (от слова приказывать, т.е. «поручать») — органы центрального управления, ведавшие государственными делами или отдельными областя­ми государства.

Уже при Иване III существовали такие приказы, как Разрядный, Холопий, Конюшенный. Особенно много новых приказов создал Иван Грозный — Поместный, Стрелецкий, Иноземный, Пушкар­ский, Разбойный, Посольский и др.

Хотя точная дата создания Аптекарского приказа документально не установлена, есть основания считать, что он был учрежден именно в 1581 г., когда в Москву прибыли на русскую службу английские медики и была основана царская аптека. Возглавил Аптекарский приказ особый Аптечный боярин — князь Афанасий Вяземский.

Во всяком случае, можно утверждать, что Аптекарский приказ был основан в 80-х годах XVI в.; созданный вначале как чисто дворцовое ве­домство, очень скоро он расширил компетенцию за пределы Кремля и включил в сферу своей деятельности, помимо забот о здоровье царского се­мейства, еще и заботу о придворных царя, ближних боярах, военачальни­ках, а затем и обо всем царском войске, и еще многое другое.

«Пионер» Аптекарского приказа и незаурядный специалист, доктор Якоби сумел приобрести благосклонность Ивана Грозного и даже, по некоторым источ­никам, стать его любимцем.

Роберт Якоби родился в Лондоне, обучался в Кембридже, став бакалавром (1569) и магистром (1573). Стал доктором меди­цины и много занимался медицинской практикой. В 1579 г. он возвратил­ся в Кембридж, где быстро завоевал себе известность, а вскоре стал лич­ным врачом королевы Елизаветы: она высоко ценила его советы и считала выдающимся доктором, дав ему звание «домашнего врача». Когда Иван Грозный снова попросил прислать ему хорошего врача, королева Елизаве­та выбрала доктора Якоби.

После смерти Ивана Грозного в 1584 г. доктор Якоби и аптекарь Френчем возвратились в Англию.

Царь Федор Иоаннович, преемник Ивана Грозного, отнюдь не мог похвастать добрым здоровьем. Так описывал нового царя, которому шел тогда 32-й год, англий­ский посол Флетчер. Нездоровый, хронически больной человек, царь Фе­дор Иоаннович уважительно относился к медицине, к докторам.

Разумеется, Федор Иоаннович, как и Иван Грозный, ценивший анг­лийских медиков, стремился, чтобы придворными врачами Аптекарского приказа были наиболее известные доктора, такие, например, как доктор Хамей.

Болдуин Хамей, по происхождению голландец, ро­дился в 1568 г. Родители послали его изучать меди­цину в Лейденский университет: окончив этот университет, он вскоре пол­учил степень доктора медицины «с отличием». В течение долгих пяти лет служил доктор Хамей в Аптекарском при­казе, был врачом царя, выполняя нелегкие и ответственные обязанности, делая все, чтобы удовлетворить своего августейшего пациента, не отличав­шегося, как известно, хорошим здоровьем.

Одновременно в Москве некоторое время работал итальянский врач Павел Миланский. Позднее королева Елизавета направила в Россию док­тора Марка Ридли. Произошло это в 1594 г. После предварительных переговоров, в кото­рых принимали участие Борис Годунов (видный боярин, брат царицы Ирины Федоровны, будущий русский царь: в то время он возглавлял Аптекарский приказ), королева Елизавета от­правила доктора Марка Ридли служить при дворе царя Федора Иоанновича. Королева рекомендовала Ридли как высокообразованного в своей обла­сти человека, достойного служить монарху.

Марк Ридли был выпускником Кембриджа, имел 35 лет от роду и звание доктора медицины; он был избран членом королевского колледжа врачей за один год до того, как под эгидой Московской кампании отпра­вился в Москву, чтобы в качестве врача обслуживать русского царя, а так­же английских купцов.

За 5 лет, которые Ридли провел в России, он стал любимцем царского двора. Когда пришло время его отъезда, Годунов, который именно в это время вступил на трон после смерти Федора Иоанновича, последовавшей в январе 1598 г., написал королеве Елизавете: «Мы возвращаем его Вашему Величеству с нашим царским благорасположением и похвалой за то, что он служил нам и нашему предшественнику верой и правдой».

Царь Борис Годунов был умным и проницательным человеком, высо­ко ценил и приглашал к своему двору образованных людей, в том числе медиков: к медикам он благоволил еще и потому, что был раньше Аптеч­ным боярином. При царе Борисе Годунове штат Аптекарского прика­за значительно возрос за счет новых придворных врачей, призванных, прежде всего, заботиться о его здоровье (известно, что Борис Годунов стра­дал подагрой). «Царь держал их всех для того, чтобы они ухаживали за его персоной, — свидетельствовал Конрад Буссов.- Они не имели права лечить кого-либо другого, даже кого-либо из вельмож, если только тот не пойдет на поклон к его величеству и не испросит его позволения».

Логично предположить, что услуги придворных медиков оплачива­лись достаточно высоко, о чем можно судить по бюджету.

В функции Аптекарского приказа входило"бережение Москвы от заразы", "отвращение всяких чар и злой порчи" (поручение Годунова), заведывание всеми делами врачей и аптекарей и непосредственное заведывание аптеками.

В Аптекарском приказе хранились книги, в которых велась роспись жалованию врачам, сюда направлялись все царские приказы о выдаче врачам подарков по различным поводам, о выдаче им "свидетельствованных" и других грамот, об удовлетворении различных просьб по их челобитным и т. д.

Все приезжие врачи и аптекари должны были являться в Аптекарский приказ, где предъ­являли свои дипломы, рекомендаций и "свидетельствованные грамоты". Если Приказ находил все это недостаточным, то подвергал их экзамену, часто в при­сутствии царя.

В Аптекарском приказе экзаменовались ученики, которые по­давали челобитные с перечислением своих знаний и заслуг. Царь приказывал освидетельствовать его дохтурам, искусен ли он лекарскому делу или "будет ли его с аптекарское дело". В присяге поступившие на службу должны были обещать "государя своего ничем в питье и в явстве не искормити и зелья и коренья лихова ни в чем не давати и никому дати не велети". Для свобод­ного приезла в Россию и следования до Москвы выдавалась "опасная грамота".

Аптекарский приказ служил местом обучения лекарских и аптекарских уче­ников. В ведении Аптекарского приказа была сосредоточена судебно-медицин­ская и всякая другая врачебная экспертиза. Сюда направлялись раненые и больные воины и прочий служилый люд для освидетельствования и лечения.

Для производства судебно-медицинской экспертизы в Аптекарский приказ посылались травы и лекарства, состав которых был неизвестен. Так, например, в 1664 г. "по сыскному делу из Челобитного приказу обыскивано на дворе патриарша сына боярского Дмитрия Володимерова бсяких писем на его Дмит­риеве дворе взяты и в сенной вышке травы, а какие те травы не ведомы, и великий государь царь великий князь Алексей Михайлович указал те травы отослать в Аптекарский приказ к тебе, боярину Илье Даниловичу, и к дьяку Ивану и допросить про те травы аптекарем, какие те травы и не будет ли от них каково худа".

В 1662 г. допрашивался в Аптекарском приказе "Хамовной слободы тяглец Федька" о том, "который корень давал он, Федька, принимать топя в молоке, чего ради его принимать давал, и почему он тот корень знает и где тому лекарственному делу учился, и прежде сего сим он корнем лечил ли кого именем, и от какой болезни боярину Борису Ивановичу тот корень давал".

Аптекарский приказ заведывал делом сбора, закупки и разведения лекар­ственных трав, руководил "помясами" (травниками) и их деятельностью, на­блюдая за качеством лекарств, чтобы "никакого внешнего, ни внутреннего зла, ни смерти ни навести и ни осквернуть". При Аптекарском приказе имелось книгохранилище не только медицински, но и общей литературы.

Совершенно особое место в деятельности Аптекарского приказа занимали "водочные изделия", т.е. загоговка и продажа водки, вина, пива и меда. Про­изошло это, повидимому оттого, что в деле врачевания и изготовления лекарств водка занимала очень большое место. Она отпускалась и для всяких других нужд.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1541 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2357 - | 2221 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.