Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Правосознание как важнейший элемент правовой культуры




 

Среди разных форм общественного сознания (политической, моральной (нравственной), эстетической, этиче­ской, религиозной и др., важное значение имеет правосознание. Юридическая практика всегда в той или иной мере отражается в сознании людей и в результате такого отражения объективная реальность приобретает субъективную сущность. Следовательно, правосознание можно определить как воспринятая субъектом и осознанная (критически переработанная сознанием либо воспринятая как данность, без оценочных суждений) государственно-правовая действительность. Являясь отражением многообразной и противоречивой, правовой и неправовой действительности, в которой действуют (бездействуют) самые различные субъекты, правосознание представляет также объемное, динамичное, многомерное и многоуровневое явление.

Хотя о правосознании следует говорить как о рациональном явлении, но в действительности правосознание, особенно каждого отдельного человека, не лишено влияния определенных эмоциональных характеристик. Любые явления, отражаясь в его сознании, в том числе и юридические, достаточно часто вызывают определенные эмоциональные ощущения, оказывающие соответствующее влияние и на его поведение. Таким образом, правосознание не только в качестве самостоятельного компонента определяет правовую культуру и в связи с этим является ее важнейшей составляющей, но и оказывает дополнительное влияние на культуру, часто включая эмоциональное, бессознательное. В связи с этим, хотя сознательное часто и противопоставляют бессознательному, но сознательное и бессознательное находится в тесном взаимодействии, взаимовлиянии друг с другом.

Правосознание, являясь отражением права в самом широком смысле этого понятия, с одной стороны, имеет общее с правом, но, с другой стороны, будучи его отражением, вторично. Поэтому, анализируя правосознание, следует исходить из того, что оно имеет также исторический характер (одновременно с правом прошло те же стадии развития), испытывает влияние тех же объективных и субъективных факторов, как и право. Вместе с тем, будучи отражением права, таким образом преломляясь через особенности каждого субъекта, подчас приобретает специфические характеристики, связанные с этим субъектом. Именно в этом заключается основная причина того, что подчас правовая культура граждан одного государства, а иногда даже и двух близких друг к другу людей (членов одной семьи) принципиально различается. В одной и той же семье среди детей, казалось бы получивших одинаковое правовое воспитание, есть и законопослушные граждане, и преступники.

Таким образом, правосознание как форма общественного сознания, представляя собой определенную совокупность представлений о праве, имеет не только различное содержание, направленность, но и различается в зависимости от того, о правосознании какого субъекта (или каких субъектов) идет речь. В соответствии с этим принято выделять правосознание индивидуальное, групповое и общественное.

Кроме того, принято выделять и уровни правосознания. Прежде всего это обыденное правосознание, присущее рядовым гражданам, не связанным с юридической практикой и теорией как сферой своих профессиональных интересов. В отличие, например, от специализированного, которое также называют профессиональным, так как оно характеризует юристов-специалистов, независимо от того, в какой сфере юриспруденции данный человек работает. И, наконец, принято говорить о научном (теоретическом) правосознании, на котором понимание (осознание) права осуществляется на концептуальном уровне, разработки теоретических конструкций, связанных с правотворческой деятельностью и реализацией права.

Выявление содержания правосознания позволяет охарактеризовать и основные его функции. Воздействую определенным образом как составная часть правовой культуры на общественные отношения, правосознание позволяет:

а) познавать правовую реальность;

б) оценивать ее с учетом имеющихся идеальных представлений о праве;

в) регулировать деятельность отдельных субъектов и общества в целом;

г) вырабатывать определенные ценностные ориентиры.

 

 

3. Правовое воспитание: понятие, субъекты, объект

 

От того, как граждане государства относятся к государству и праву, насколько последовательно используют правовые средства, осуществляют правомерное поведение, во многом зависит не только уровень политико-правовой культуры, но и развитие экономики и качество жизни в целом. Институты государства и общества в той или иной мере стремятся влиять на сознание граждан, особенно подрастающего поколения с тем, чтобы они уважали право, требования государства. От этого в существенной мере зависит легитимность государственной власти и состояние государственного суверенитета, а также эффективность самого права, судебной и законодательной системы. В обществе всегда существует так или иначе правовая идеология и правовая психология, которые активно влияют на сознание человека.

Подобная целенаправленная деятельность государства называется правовым воспитанием. Ученый-юрист Н.Л.Гранат определяет правовое воспитание как целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Главный объект при правовом воспитании – правовое сознание граждан, коллективов и общества в целом. Особенно важно влияние на сознание подрастающего поколения. Воздействие осуществляется прямыми и косвенными субъектами. Главным прямым субъектом должны выступают органы государственной власти, должностные лица, депутаты представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые прямо заинтересованы, чтобы граждане сознательно относились к правовым нормам, не самоотчуждались от государственной власти, преодолевался правовой нигилизм и правовой инфантилизм. В качестве прямых субъектов правового воспитания выступают, как правило, юристы в целом, а особенно те, кто непосредственно работает с населением: преподаватели права в вузах, колледжах, школах, судьи, адвокаты, нотариусы, юрисконсульты. Как косвенные субъекты правового воспитания выступают семья, школа, неюридические вузы, СМИ, церковь, трудовые коллективы и др.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 885 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2498 - | 2247 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.