В правоотношениях всегда конкретно определяются его субъекты, под которыми понимаются граждане, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, кооперативные и другие организации. Чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью.
В теории права в основном используется классификация субъектов с учетом их правоспособности и дееспособности в сфере частноправовых отношений. С учетом данного подхода субъекта частноправовых отношений можно определить как носителя субъективных прав и юридических обязанностей в лице физических и юридических лиц. Соответственно субъектов таких правоотношений можно разграничить на:
а) индивидуальных носителей субъективных прав и юридических обязанностей:
· граждане данного государства;
· иностранные граждане;
· лица с двойным гражданством;
· лица без гражданства;
· должностные лица, которые выступают от имени юридического лица;
б) коллективных носителей субъективных прав и юридических обязанностей:
· государство в целом;
· органы государственной власти и местного самоуправления;
· учреждения, предприятия и организации;
· общественные объединения;
· хозяйствующие субъекты;
· иностранные государства;
· международные организации.
Как правило, говоря о коллективных носителях субъективных прав и юридических обязанностей, используют понятие «юридическое лицо», ибо законодательством (гражданским) предусмотрена возможность их легальной деятельности в качестве таковых. Под юридическими лицами понимают субъектов гражданского права (организации, предприятия, учреждения), которые обладают такими признаками, как: обособленное имущество, организационная самостоятельность, возможность отвечать по своим обязательствам, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Кроме использованных классификаций, для характеристики субъектов правоотношений могут использоваться и иные подходы. В частности, важное значение может иметь выделение лиц с частично ограниченной дееспособностью. К таковым относят иностранных граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних граждан, иностранные организации, иностранные государства, международные организации.
Однако, если говорить о субъектах публично-правовых отношений, классификация таких субъектов приобретает иные очертания. В частности, в сфере:
· конституционного права – это человек (гражданин), народ, государство в целом, а также отдельные субъекты Федерации (в федеративном государстве), местное сообщество (муниципальное образование);
· административного права – это индивидуальные и коллективные носители субъективных прав и юридических обязанностей; в качестве которых особое место занимают такие, как: иностранные граждане и лица без гражданства, государственные служащие и выборные должностные лица, государственные и негосударственные организации и др. Названные субъекты обладают специальным административно-правовым статусом.
Правоспособность и дееспособность субъектов права.
Правосубъектность
Под правоспособностью лица принято понимать способность субъекта иметь права и обязанности. Правоспособность гражданина (иностранного гражданина, апатрида, бипатрида, физического лица и др.), как правило, определяется его правовым статусом. Правоспособность юридического лица (организации, учреждения, предприятия и др.) определяется в основном уставом такого лица (положением, другими учредительными документами).
Под дееспособностью лица (гражданина, организации и др.) понимается его способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность в соответствии законодательством. Взятые в совокупности правоспособность и дееспособность составляют правосубъектность лица и таким образом характеризуют его как участника правовых отношений.
Данные два понятия – праввоспособность и дееспособность различаются для гражданина (физического лица). Как правило, правоспособность наступает с момента рождения и прекращается моментом смерти гражданина. Наступление дееспособности определяется тем, о каких правоотношениях в каждом конкретном случае идет речь. Так, например, дееспособность в сфере гражданских правоотношений (в соответствии с российским законодательством) в общем порядке в полном объеме наступает с 18 лет, когда каждый приобретает право совершать любые гражданско-правовые сделки, если они предусмотрены законодательством, и нести соответствующую ответственность за их последствия. Но частично такая дееспособность (право совершать ограниченный круг сделок) может наступить и в более раннем возрасте. В то же время, административное право предусматривает наступление ответственности в полном объеме с 16 лет, уголовное право – в общем порядке с 16 лет, но по наиболее тяжким преступлениям – с 14 лет.
Кроме возрастного критерия наступление дееспособности определяется также психическим характеристиками человека. Как устанавливает Гражданский кодекс РФ, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Может быть также ограничен судом в дееспособности гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. В отношении последней категории лиц законодательство вводит ограничение только применительно к их праву совершения сделок, самостоятельного распоряжения собственными доходами, в то же время сохраняя за ними в полном объеме имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный ими вред.
Определенные ограничения правосубъектности могут быть предусмотрены также, например, конституционным правом. Право избирать и быть избранным в общем порядке наступает с 18 лет. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но такое ограничение может быть связано с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом специфики административно-правовых отношений трактуются понятия правоспособности и дееспособности в административном праве. Наряду с возрастом важное значение приобретают такие характеристики, как должностное положение субъекта права, административно-правовой режим, в условиях которого осуществляют деятельность субъекты (таковыми могут быть военное или чрезвычайное положение и др.).
Применительно же к юридическому лицу понятия правоспособности и дееспособности совпадают. Она обычно наступает с момента государственной регистрации такого лица и прекращается после его ликвидации.
6. Субъективные права и юридические обязанности:
Понятие и структура
Для анализа правовых отношений особое значение имеют понятия «субъективные права» и «юридические обязанности». Ибо только рассмотрение данных понятий в единстве позволяет в полном объеме раскрыть сущность правоотношений.
Субъективное право – это юридическая возможность, которая принадлежит управомоченному лицу и позволяет ему удовлетворить свой интерес. Такая мера возможного поведения лица обеспечена законом и, как правило, предполагает наступление юридических обязанностей у другой стороны.
Таким образом, юридическая обязанность выступает как необходимость определенного поведения такой (обязанной) стороны, направленного на удовлетворение интересов управомоченного лица.
Данные определения позволяют не только убедиться в тесной взаимосвязанности субъективного права и юридической обязанности, но и выявить отличительные характеристики:
· если субъективное право – это всегда мера возможного, установленная нормативных правовым актом, то юридическая обязанность – это мера необходимого поведения лица;
· если субъективное право реализуется в собственных интересах лица, то юридическая обязанность – в интересах другой управомоченной стороны;
· если субъективное право обеспечивается обязанностями другой стороны, юридическая обязанность – собственными полномочиями этой стороны, в отдельных случаях его имуществом, а также мерами государственного принуждения.
Можно говорить и о других отличиях, однако следует подчеркнуть, что наряду с различиями, можно выявить и определенное сходство: и субъективное право, и юридическая обязанность устанавливаются национальным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права. Хотя и в этом случае, следует помнить о том, что не все субъективные права могут быть урегулированы нормами права. Если в государстве, например, действует принцип «все, что не запрещено, разрешено», юридические обязанности могут возникнуть в том случае, если управомоченное лицо будет заинтересовано в реализации таких (обычно естественных, естественно-антропологических) прав.
7. Объекты правоотношений: понятие и виды
Под объектами права понимают те блага (вещи, ценности, права, интересы, социальные потребности и др.), для достижения которых лица вступают в правовые отношения. Учитывая разнообразие таких благ (и соответственно многообразие видов правоотношений), в теории права принято использовать метод классификации для их изучения.
Среди наиболее распространенных следует назвать разграничение всех благ на:
· материальные (земля, недвижимость, и др.) и духовные (знания, достоинство, авторские права и др.);
· вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальную собственность); нематериальные блага (такая более подробная классификация используется в гражданском законодательстве РФ);
· личные и общественные;
· политические, социальные, экономические, культурные (если рассматривать под такими благами интересы и потребности) и т.д.
Таким образом, объект выступает в качестве средства удовлетворения определенных интересов и в силу этого испытает на себе воздействие, с одной стороны, субъективных прав, с другой – юридических обязанностей.