Политический режим полнее всего отражает динамику содержание конкретного государства и его соотношения с политической системой. Его изучение помогает понять, как проявляются форма правления и форма государственного устройства. Д.Истон считал, что политический режим – это «правила и цели политического взаимодействия». М.Дюверже рассматривал политический режим как совокупность, взаимовлияние политических институтов («политические режимы – это созвездия, звездами в которых являются политические институты»), тем самым учитывая нормативное (конституционное) оформление и динамику их взаимодействия. В.П.Бутенко определяет политический режим как совокупность приемов, способов и методов осуществления политической власти, определяемую, в первую очередь социальной природой общественной силы, стоящей у власти, а также общей расстановкой других сил в обществе.
Споры о характере управления, сочетания авторитарных и демократических и других методов в государстве ведутся давно. На этот счет высказывались Платон и Аристотель, Полибий и Цицерон. В знаменитой схеме Аристотеля о правильных (монархия, аристократия, полития) и неправильных (деспотия, олигархия, демократия) типах речь шла по существу о разновидностях политических режимов. Также в учении Полибия о круговороте типов правления высказывается похожая идея.
Эти споры не затихают и сейчас. Известный французский социолог Р.Арон рассматривает следующие составные элементы политического режима: 1) конституция, интерпретируемая политиками как способ правления; 2) характер партийной системы; 3) способ функционирования режима (избирательный закон, выборы, полномочия и состав парламента, отношения его с правительством); 4) роль групп давления; 5) характер политического персонала.
Для разработки проблем теории государства и права интересно определение Ю.Ирхина: политический режим – это «категория, раскрывающая способ функционирования политической системы; в самом общем виде включает в себя совокупность методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия между официальными нормами и реалиями политической жизни. В характере политического режима отражается соотношение основных компонентов государства и их опосредование политической системой.
2. Соотношение понятий «политический режим»
и «государственный режим»
В учебной и научной литературе употребляются термины «политический режим» и «государственный режим». Одни специалисты убеждены, что их можно расценивать как тождественные. Другие авторы настаивают на необходимости их различения, считая понятие «политический режим» более широким, т.к. последнее включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти государством, но и влияние на нее политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Так, например, Ю.Ирхин считает, что понятие «государственный режим» является частью характеристики формы государства наряду с формой правления, формой государственного устройства. И характеризует методы удержания государственной власти элитой, которая осуществляет эту власть, способы взаимодействия с политической оппозицией. А политический режим отражает более многообразные процессы, в том числе политического участия граждан, институтов в формировании и поддержании (отрицании) существующей расстановки политических сил. То есть политический режим больше соотносится с политической системой, а государственный режим с государством, механизмом и аппаратом, функциями государства. М.Н.Марченко отмечает, что «государственный режим является наиболее динамичной составляющей частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении социально-классовых сил».
В связи с этим вводится также понятие «государственно-правовой режим» (В.Л.Кулапов), которое выражает особенности функционирования механизма государства. Это понятие удобно в том плане, что оно дает возможность анализировать связи различных конституционно-правовых статусов государственных органов, политических партий, других субъектов политической системы. Удобно оно также для характеристики переходов к чрезвычайным режимам (режиму чрезвычайного положения, режиму военного положения, чрезвычайной ситуации, федерального вмешательства и т.п.) и возвращения к обычному государственно-правовому режиму, временных режимов в условиях конституционных кризисов и для анализа конституционного процесса в целом.
Исходя из административно-правового основания, можно выделять такие состояния государственного режима как нормальное (стабильное), чрезвычайное, военное положение, состояние государства в условиях конституционного, правительственного, парламентского кризисов. Это разделение заслуживает внимания, т.к. в условиях чрезвычайного и военного правления огранивается ряд гражданских и политических прав, существенно изменяется управление, ограничивается местное самоуправление.
В целом, следует признать научную пользу использования понятия «государственно-правовой режим». Однако в настоящее время, к сожалению, нет устойчивой типологии (классификации) государственных режимов. С этой целью часто применяют ту же терминологию, что и для разновидностей политических режимов.