После бурных лет реформ Петра I, следующий исторический период был относительно спокойным для большинства населения, поскольку властители на троне и их окружение больше думали о своём благополучии, чем о стране и её развитии. Огромным государством управляли временщики-казнокрады, а реальная власть часто не выходила за пределы столицы и пригородных поместий. Период, продолжавшийся с 1725 по 1762 г., был назван историком В. О. Ключевским «эпохой дворцовых переворотов». В течение 37 лет после смерти Петра I трон занимали шесть монархов, получивших престол в результате сложных дворцовых интриг или переворотов, основной силой которых являлась дворянская гвардия.
В 1762 г. на российский трон была посажена Екатерина II. К правлению в форме просвещённого абсолютизма императрица переходила постепенно, под влиянием идей французских просветителей Вольтера, Дидро, Д. Аламбера и др. Однако такая политика подходила не только России, но и другим странам с относительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии: Швеции, Пруссии, Австрии и др. Таким образом, просвещённый абсолютизм был общеевропейским явлением.
«Дух времени» оказал существеннейшее влияние на формирование отношения государства к церкви, т.к. духовному сословию в будущем устройстве уже практически не было места. Европейские буржуазные революции решительно расправлялись с церковными земельными владениями, конфискуя или национализируя их. Приобщались к этому и «просвещённые монархи», преследуя иезуитов, закрывая монашеские ордена, проводя секуляризацию церковных имуществ. Дворянство сочувственно относилось к идее секуляризации, видя в этом источник пополнения запасов земель для новых пожалований. В 1764 г. Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, в результате число монастырей в России сократилось в 881 до 385[30].
В духе политики Просвещения в октябре 1765 г. было учреждено императорское Вольное экономическое общество, явившееся самым долговечным творением Екатерины: прекратило существование в 1917 г.
На общество возлагалось решение следующих задач:
– рациональная организация помещичьего и крестьянского хозяйства;
– распространение «полезных и нужных знаний», советов, способствую-щих улучшению животноводства и повышению урожайности;
– разумное использование собранного урожая.
В «Трудах» общества, выходивших регулярно с 1766 по 1855 г. (около 30 томов), помещики-рационализаторы делились опытом, печатались работы по экономике, агрономии, селекции сельскохозяйственных культур, животноводству и другим отраслям сельского хозяйства.
В 1766 г. по инициативе Екатерины II Вольным экономическим обществом был объявлен конкурс на лучшую работу по вопросу предоставления крестьянам права собственности на движимое и недвижимое имущество. Обсуждение проблемы крестьянской собственности на землю имело теоретический характер. Однако, как считают историки, это был ещё один небольшой шаг в медленном движении на пути к «европеизации» России.
В течение двух лет было получено 162 конкурсные работы, из которых только 7 принадлежало перу русских авторов, а остальные немцам (129), французам (21) и др. Авторы доказывали экономическую нецелесообразность сохранения крепостного права. Конечно, в условиях дворяновластия реального результата не получилось: работы «за ненадобностью» были сданы в архив. Однако конкурс в первую очередь был рассчитан на внешний эффект, впрочем, вполне удавшийся: престиж Екатерины за рубежом существенно усилился.
Важным звеном в екатерининской политике просвещённого абсолютизма стал пересмотр обветшавшего средневекового кодекса законов – Соборного уложения 1649 года. Над проектами нового Уложения в течение ряда лет трудились ещё елизаветинские сановники. Екатерина II придала этому мероприятию всероссийский размах, поставив его в центр внутриполитической жизни России. Внешние формы, в которые облекла Екатерина II разработку нового Уложения, напоминали созыв земских соборов. Центром работы должна была стать Уложенная комиссия (1767, 1768 гг.), депутаты которой выбирались от всей страны и получили небывалые привилегии:
– находились под «собственным охранением» императрицы;
– освобождались пожизненно от смертной казни, пыток и телесных наказаний, «в какое бы прегрешение не впали»;
– получали особые нагрудные знаки, которые впоследствии дворянские депутаты могли включать в свои гербы.
Представительство в Уложенную комиссию внешне выглядело почти всесословным: дворяне, горожане и крестьяне. Однако права выбирать депутатов, участвовать в работе комиссии не получили:
– помещичьи крестьяне (53 % всего крестьянского населения);
– дворцовое крестьянство;
– бывшие монастырские («экономические») крестьяне;
– крестьянство Прибалтики, Дона и Украины.
В результате подавляющее большинство членов Комиссии являлись представителями господствующего класса дворян и горожан, что и определило весь характер её работы.
Политическая функция Комиссии заключалась в приобщении прежде всего дворянства к проблемам государственного управления. По отношению к обществу цель работы Комиссии состояла в разработке «лучших законов». Само по себе устройство такого грандиозного общественного собрания имело весьма существенное значение для укрепления авторитета и власти самодержицы, создавало о ней благоприятное впечатление в просвещённой Европе. Наконец, благодаря работе Комиссии императрица смогла познакомиться с «состоянием умов» и расстановкой классовых сил в стране.
К началу работы комиссии Екатериной II были подготовлены своеобразные инструкции законотворцам, получившие наименование «Наказа»[31]. В целом данный труд императрицы вполне удовлетворял задачам создания политической доктрины дворянской крепостнической монархии, оснащённой современными для той эпохи и наиболее подходящими для России постулатами Просвещения.
При этом в «Наказе» Екатерина II полностью проигнорировала:
– просветительскую теорию «естественного права»;
– теорию происхождения государства как акта «общественного договора»;
– разделение функций между членами сообщества (одним предназначена функция производительного труда, другим – функция управления и защиты общества от врагов).
С позиции Екатерины II взаимные обязательства государства и подданных могли быть воплощены только в свободном, гражданском обществе, а не в обществе, где более 90 % населения сковано крепостным правом.
Лучший способ самоорганизации общества, как считала императрица:
– монархическая форма правления, наличие «просвещённого монарха»;
– неограниченность власти самодержца. «Великая империя, подобная Рос-сии, – писала императрица, – рушится, если будет учреждено иное, кроме самодержавного,... правление… Всякая другая форма гибельна по медлительности сих действий»;
– разработка идеальной системы законов.
С точки зрения Екатерины, правительство и «средние власти» (т.е. органы государственного управления) являются прямыми исполнителями воли монарха и изданных им законов. В свою очередь «граждане» государства делятся на тех, кто повелевает, и тех, кто повинуется. Таким образом, в «Наказе» была отражена идея первенства дворянского сословия, вплоть до создания дворянского государства. Конечно, данная полярность и не позволила Комиссии подготовить новое законодательство.
Значение работы комиссии:
1. На основании 1,5 тысяч наказов с мест было получено представление о настроениях различных групп населения.
2. Деятельность комиссии способствовала укреплению Екатерины на троне. Поднесение депутатами императрице титула «Матери Отечества» являлось признанием общества её прав на трон.
3. «Наказ» способствовал распространению идей Просвещения: до 1796 г. переиздавался 7 раз тиражом около 5 тысяч экземпляров и читался в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени. В итоге идеи французского Просвещения стали находить отклик в широких кругах русского общества.
4. «Наказ» Екатерины II, материалы Уложенной комиссии определили дальнейшую законодательную практику императрицы: идеи можно проследить в «Жалованных грамотах» дворянству и городам 1785 года, в манифестах и указах, принятых до и после бунта Е. Пугачёва (1773 – 1775).
В конце 1760-х гг., следуя политике просвещённого абсолютизма, императрица инициировала «либерализацию» издательского дела, предоставив полную свободу частной инициативе. Сама Екатерина II основала сатирический журнал «Всякая всячина», в котором решила сама разоблачать пороки общества, нести свет разума «в народные массы». Всего с 1769 г. вышло около 150 номеров журнала. Сатира была легковесной: речь шла о смешных, курьёзных моментах человеческой жизни, о модниках и модницах, о суевериях и др. Однако среди десятков пустых и лёгких журнальчиков, появились журналы, развернувшие острейшую критику крепостнических порядков: «Трутень», «Смесь», «Адская почта» и «Живописец». Эпиграфом «Трутня», например, были многозначительные слова: «Они работают, а вы их труд ядите».
Таким образом, политикой просвещённого абсолютизма была создана идейно-политическая основа модернизации России. К середине 1770-х гг. наиболее крупные акты данной идеологической политики были завершены. Конечно, во всех этих конкурсах, комиссиях, дебатах, журнальных перепалках было немало шумихи, пустозвонства и откровенной демагогии. При этом «в рамках дозволенного законами» происходила неуклонная трансформация общественного мнения в сторону критического отношения к крепостным российским порядкам.
Вопросы для самоконтроля
1. Известно высказывание кардинала Ришелье: «Дворяне – главный нерв государства». Применимо ли оно к периодам дворцовых переворотов в России и правления Екатерины II?
2. Каковы главные направления правительственной политики в период просвещённого абсолютизма?
3. Сравните положение дворянства при Петре I и при Екатерине II. Укажите, что в этом положении было общим, а что – различным.
4. «Феодальная природа помещичьего хозяйства уже не соответствовала требованиям времени», – говорится в одном из текстов. Как вы понимаете это утверждение?
5. Почему крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва началась именно в 1770-е гг.? Повлияла ли на народный протест политика Екатерины II?
6. Кто из царствующих особ поддерживал борьбу против революционной Франции: а) Екатерина II или б) Павел I?
ТЕМА 6. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ: ПУТЬ К КАПИТАЛИЗМУ (XIX в.)