Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие России в XVII веке: новые тенденции




К концу XVII в. население России насчитывало 10,5 млн человек. По числу жителей Россия в границах XVII в. занимала четвёртое место среди европейских государств (во Франции в то время жили 20,5 млн человек, в Италии и Германии – 13,0 млн человек, в Англии – 7,2 млн человек). Продолжался процесс колонизации страны. Территория России в XVII в. по сравнению с XVI столетием расширилась за счёт включения земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля. Границы страны простирались от Днепра до Тихого океана, от Белого моря до крымских владений, Северного Кавказа и казахских степей. В XVII столетии были основаны многие сибирские города-остроги – Енисейск (1618), Красноярск (1628), Братск (1631), Якутск (1632), Иркутск (1652) и др.

Территория страны делилась на уезды во главе с воеводой, количество которых достигало 250. Уезды, в свою очередь, разбивались на волости и станы, центром которых являлось село. В ряде земель, особенно из числа тех, которые недавно были включены в состав России, сохранялась прежняя система административного устройства.

Новым ударом для российской цивилизации в XVII в. явилась Смута (1598 – 1613), сопровождавшаяся частой сменной правителей на престоле (Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина), гражданской войной и польско-шведской интервенцией. Второй раз после опричнины страна погрузилась в пучину катастрофического хаоса и разрухи. Некоторые историки считают, что в Смуте от голода 1601 – 1603 гг. погибла треть населения Московского государства. Процесс выздоровления общества был начат с избрания Земским собором в 1613 г. русского царя Михаила Романова.

Однако известный русский историк С.Ф. Платонов отмечал, что Смута представляла собой особый период. С точки зрения учёного, «события Смутной поры, необычайные по своей новизне для русских людей и тяжёлые по своим последствиям, заставляли наших предков болеть не одними личными печалями и размышлять не об одном личном спасении и успокоении. Видя страдания и гибель всей земли, наблюдая былую смену старых политических порядков под рукой своих и чужих распорядителей, привыкая к самостоятельности местных миров и всей земщины, лишённой руководства из центра государства, русский человек усвоил себе новые чувства и понятия: в обществе слагалось более отчётливое представление о государстве. В XVI в. оно мыслилось как форма народного общежития, казалось вотчиной государевой, а в XVII в., по представлению московских людей, – это уже «земля», то есть государство»[28].

Разруха и разорение времён Смуты были преодолены к середине XVII в. К этому времени полностью сформировался особый тип государственно-политического строя, характеристиками которого являлись самодержавие и крепостничество. В правление первых царей династии Романовых заметно усилились тенденции перехода от сословно-представительской монархии к неограниченной.

Можно выделить следующие основания усиления самодержавной власти:

1. Увеличение представительства дворян в Боярской думе, из ведения которой был изъят ряд важных государственных дел, отнесённых к «исключительной компетенции» государя.

2. В 1653 г. прекратили деятельность земские соборы, что отстранило представителей различных сословий от участия в общественной жизни страны.

3. В 1666 г. была остановлена тенденция усиления позиций православной церкви и вмешательства её в дело управления государством.

В 1649 г. было принято Соборное уложение, отменившее урочные годыи прикрепившее крестьян к земле и землевладельцу. В результате в стране оформилось крепостное право. Подобной тенденции Западная Европа в эпоху Средневековья практически не знала. Первоначально собственностью помещика признавалось имущество крестьянина, а затем – и его личность. Кроме того, согласно Соборному уложению, до 1675 г. продажа крестьянина без земли была запрещена законом. Крепостное состояние передавалось по наследству, а государство всё менее и менее вмешивалось во взаимоотношения между крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов.

Лично свободными оставались черносошные крестьяне. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободно распоряжаться землёй при одном ограничении: после продажи или передачи её в наследство новые владельцы должны были продолжать платить налоги государству в том же объёме. В ХVII в. продолжалась передача черносошных земель в руки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились лишь в Поморье и Сибири.

Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство, однако в стране продолжало развиваться ремесленное производство, местные промыслы. Новым явлением по сравнению с предшествующим временем в развитии хозяйства было усиление его связи с рынком. В XVII в. наблюдалось повсеместное перерастание ремесла в мелкотоварное производство. К концу XVII в. в соответствии с природно-географическими условиями в основном сложились районы ремесленного производства. Развитие мелкотоварного производства подготовило базу для появления мануфактур. К концу XVII в. в России насчитывалось около 30 мануфактур. Значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, что говорило о начале складывания всероссийского рынка. Правительство поддерживало усиливавшееся купечество, исходя из философии и политики меркантилизма.

Экономическое развитие способствовало росту новых городов, слобод, торговых сёл, развитию и укреплению древних городов Пскова, Новгорода, Ярославля, Владимира и других. При этом основная масса городов ещё оставалась центрами феодальных и княжеских вотчин, а городское население находилось в сильной зависимости от феодальной знати. Основным центром экономического развития оставалась Москва, в которой были сосредоточены многочисленные внутренние и внешние хозяйственные связи. Она была крупным ремесленным и торговым городом. В середине XVII века в ней проживало около 100 тыс. жителей.

Торгово-ремесленное население городов именовалось посадскими людьми, т.к. жило на посадах, вне укреплённой части города. Посадские люди страдали от тяжёлого налогового бремени и фактически были закрепощены государством. Соборное уложение по требованию посада ликвидировало в городах т. н. «белые слободы», население которых, принадлежавшее боярам и церкви, не платило налоги. Включение их в тягло несколько облегчило положение «чёрных» слобожан, но теперь всё посадское население прикреплялось к своим местам проживания, им запрещалось «закладываться в холопы», переселяться в другие города. Тяглые люди, т.е. платившие налоги государству, составляли основную массу населения. К ним относились почти все группы крестьянства (9,6 млн чел. в конце ХVII в.) и посадские люди (0,5 млн чел.).

Появление новых элементов в развитии общества, сталкивавшихся с традиционными формами жизни, дестабилизировало социально-политическую обстановку. XVII в. ещё у современников получил название «бунташного». В отличие от предшествующих этапов развития Российского государства, когда большинство конфликтов происходило в верхних эшелонах власти, в XVII в. на политическую сцену всё активнее стали выходить социальные низы. Городские восстания 1648 – 1651, 1662 гг., поход Василия Уса 1666 г., выступление под предводительством С. Разина 1670, 1671 гг., стрелецкие восстания конца XVII в., как правило, заставляли правительство идти на уступки. Однако в целом государству удавалось использовать существовавшие противоречия в среде восставших и в конечном итоге добиваться усиления своих позиций.

Потребности экономического, политического и культурного развития России были тесно связаны с основными внешнеполитическими задачами страны. Во-первых, с возвращением территорий, потерянных в результате Смуты (Смоленская война 1632 – 1634 гг., русско-польская война 1654 – 1667 гг., русско-шведская война 1656 – 1658 гг.). Во-вторых, с достижением выхода к Балтийскому и Чёрному морям (Чигиринские походы русских войск и украинских казаков в 1677 и 1681 гг., Крымские походы 1687 и 1689 гг., Азовские походы 1695 и 1696 гг.). В-третьих, с дальнейшим продвижением на восток в целях эксплуатации природных богатств Сибири. Благодаря воссоединению с Украиной России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье.

Таким образом, в истории России XVII в. занимает особое место. Как считают учёные, именно в данном столетии за счёт появления новых элементов в социальной и экономической сфере, новых направлений в геополитическом аспекте предопределило дальнейшее развитие страны, наметив путь к модернизации.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему начало XVII в. в истории России называют Смутным временем?

2. Определите, к кому из русских государей относятся следующие характеристики. Согласны ли вы с ними? Дополните их новыми сведениями.

 

1) Какой я царь? Меня во всех делах

И с толку сбить и обмануть нетрудно.

В одном лишь только я не обманусь,

Когда меж тем, что бело или чёрно

Избрать я долженя не обманусь.

(А.К. Толстой)

2) Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач

Возьмёт венец и бармы Мономаха.

(А.С. Пушкин)

 

3. Некоторые из учёных считают, что в Смутное время появлялись возможности для более благоприятного развития страны, но они по ряду причин не реализовались (правление Бориса Годунова, Василия Шуйского, Лжедмитрия I, польского королевича Владислава и др.). Проанализируйте каждую из этих возможностей. Подберите факты, на основании которых можно было бы сделать вывод о том, почему не состоялась та или иная альтернатива.

4. Считается, что в XVII в. в России существовала самодержавная власть. Что в политике первых Романовых позволяет согласиться с этим утверждением, а что сомневаться?

5. «С осени 1668 г. там забросили поля, не пахали и не сеяли, по наступлении рокового 1669 г. бросили и избы. Собираясь толпами, люди молились, постились, каялись друг другу в грехах, приобщались святыми дарами, освящёнными до никоновских новшеств и, приготовившись таким образом, с трепетом ожидали архангельской трубы....При наступлении ночи ревнители старого благочестия надевали белые рубахи – саваны, ложились в долблённые из цельного дерева гробы и ждали трубного гласа». Как вы уже поняли, речь о старообрядцах. Почему они так вели себя в 60-х гг. XVII в.?

6. Каковы причины, характер, движущие силы восстания С. Разина? В чём его особенности? Могло ли оно закончиться победой? Каковы его итоги?

ТЕМА 5. ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЕВРОПЕ И РОССИИ (XVIII в.)

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2772 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.