На рубеже XVI – XVII вв. в европейском обществе произошли изменения, которые привели к смене цивилизации. Первенствующее значение имели изменения социокультурного порядка, вызванные итальянским Ренессансом (XIV – XVI вв.). В других странах Западной Европы (Франции, Нидерландах, Германии, Англии, Испании) Ренессанс развернулся на столетие – полтора позднее.
Центральное положение Италии в Средиземном море способствовало тому, что страна в XII – XV вв. переживала хозяйственный, политический и культурный подъём по сравнению с другими европейскими странами. По оценке А. Тойнби, к концу XV в. итальянцы «чувствовали себя гораздо выше остальных людей Запада и... возродили понятие «варвары» для того, чтобы охарактеризовать народы, жившие по ту сторону Альп и Тирренского моря»[21].
Средиземноморское положение итальянского государства способствовало его обогащению, развитию науки, техники, в XIV – XV вв. вызвало расцвет итальянской культуры, идеалами которой стали достижения античной культуры. Обращение к древней культуре, ориентир на высокий духовный и интеллектуальный уровень античности явилось основой Ренессанса (Возрождения). Оценивая влияние Возрождения на Западную Европу, А. Тойнби отмечал, что «новая итальянская культура излучала своё влияние из стран полуострова во всех направлениях, тем самым ускоряя культурное развитие народов вокруг него»[22].
Основными чертами Ренессанса были:
1. Антропоцентризм. Ренессанс возродил античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусств в отличие от средневекового символизма. Новый мировоззренческий принцип обусловил небывалую активность человека европейского Возрождения, который осознал себя творцом, способным создавать искусственный мир вокруг себя, а также динамизм европейского общества XV – XVII вв.
2. Индивидуализм. Появилось даже понятие «persona» (личность). В античности это понятие обозначало театральную маску, в эпоху Возрождения – личность, обладавшую неотъемлемыми, прирождёнными правами на жизнь, свободу и на собственность. Индивидуализм породил стихию конкуренции, самоутверждения, которые позднее будут признаны естественным состоянием и естественным правом.
3. Гуманизм. В античную эпоху гуманизм оценивался как качество воспитанного и образованного человека, а в средневековую, наоборот, как качество греховной, порочной природы человека. В эпоху Возрождения человеческая природа стала оцениваться оптимистично; определённые стандарты воспитанности и образованности становились нормой; знание классических языков, осведомлённость в истории и литературе Эллады и Рима стали условием для занятия достойного положения в обществе.
4. Рационализм. В эпоху Ренессанса ведущее значение придавалось разуму. Не посягая на главные догматы христианства, гуманисты утверждали, что на земле человек является царём Природы, а его испытание перед вечностью заключается в том, чтобы рационально познать целесообразность природы и построить гармоничные отношения. Утверждалось, что благодаря разуму человек имеет возможность усовершенствовать всё общество. Не случайно Томас Мор(1478 – 1535)и Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) выступили с проектами построения идеального общества.
Однако Возрождение в Италии не являлось реставрацией римской цивилизации. Напротив, в XIII в. государства Северной Италии первыми в Европе освободили крестьян от крепостной зависимости, их развитие происходило благодаря техническим усовершенствованиям производства, а не за счёт использования рабского труда. Как отмечал учёный Ю.В. Емельянов, «итальянское Возрождение ознаменовало возвращение на тот путь, который был пропущен греками, римлянами и другими народами античного Средиземноморья из-за рабовладения»[23].
Историография оценивает Ренессанс по-разному. Одни историки превозносят культуру этого периода, открывшую новые идеи права, свободы, демократической организации общества. Другие, напротив, возлагают на Возрождение ответственность за разрушение устоев морали, нравственности, церкви, семьи. При всей разности взглядов учёные сходятся в том, что эпоха Возрождения была качественно иной, явилась основой для перехода к новой индустриальной цивилизации.
Мощным фактором перехода к индустриальной цивилизации стали Великие географические открытия. Причинами европейской экспансии в новые земли явились: рост населения, обострение продовольственных проблем, исчерпание собственных ресурсов золота и серебра, необходимость в рынках сбыта, монополия Османской Турции на обмен с Востоком, а также усиление эсхатологических страхов, основанных на библейских пророчествах о гибели Старого Света. Чаще всего назывался 1492 г., т.е. 7000 г. от Сотворения мира. Поэтому путешествие Х. Колумба в 1492 г. было не случайным, не случайно открытые им земли были названы Новым Светом.
Первыми осуществили покорение океанских просторов сравнительно отсталые страны приокеанской периферии: Испания и Португалия. Значительными стали открытия: в 1487 г. Бартоломео Диасом южной оконечности Африки; в 1498 г. Индии Васко да Гама; в 1492 г. Христофором Колумбом нового континента – Америки; кругосветное путешествие Магеллана(1519 – 1522), доказавшего сферичность Земли.
Географические открытия, повлиявшие на мировосприятие цивилизованных народов, изменили соотношение сил в Европе. На стартовую линию, с которой началось развитие нового этапа человеческой цивилизации, сами того ещё не осознавая, вышли страны, оказавшиеся на океанском побережье или расположенные близко от Мирового океана.
Вслед за географическими открытиями началась конкиста – завоевание новых земель. Таким образом, в XV в. возникло явление, ставшее осью мировой политики последних пятисот лет – экспансия Запада в недавно открытые страны. Португальцы устремились устанавливать своё господство в Америке, Индии, Индонезии; испанцы приступили к завоеванию Южной Америки; ФранцияиАнглия, позднее вступившие на этот путь, начали колонизацию Северной Америки.
С точки зрения учёного Ю.В. Емельянова, эти завоевания, осуществлённые за несколько десятков лет, привели к тому, что Испания и Португалия завладели осью американских цивилизаций, вышли в тыл африканским цивилизациям и открыли дорогу к покорению Индии, Китая, Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива.
В результате конкисты в страны Старого Света потекли золото и серебро (с 1503 по 1650 г. в Испанию из Америки было ввезено более 181 т золота и 16 886 т серебра), неизвестные прежде продовольственные товары: маис, картофель, какао, шоколад и другие, что позволило решить проблему голода. В то же время приток драгоценных металлов вызвал падение цен на них и одновременный резкий рост цен на другие товары. С середины XVI до середины XVII в. цены на различные товары в Англии, Нидерландах, Франции, Италии выросли в целом в 2 – 2,5 раза. Так называемая «революция цен» распространилась на Восточную Европу, Россию и Османскую империю.
Однако сильнее всего она затронула страны Пиренейского полуострова. Со второй трети XVI в. до начала XVII в. цены в Испании выросли в 3,5 – 4 раза. Это привело к разорению крестьян, ремесленников, частичному возвращению к натуральному хозяйству. Бурное процветание сменилось спадом и обнищанием. Аналогичные процессы произошли и в Португалии.
Таким образом, анализируя последствия географических открытий, многие исследователи отмечают, что они привели, во-первых, к уничтожению целых народов и их культур: ацтеков, инков, майя, а во-вторых, вызвали серьёзные экономические, социальные потрясения в странах Старого Света.
Отмечая справедливость подобной оценки, в то же время следует признать, что в результате открытий началось сближение зарождавшегося индустриального и традиционного обществ; становление мировой торговли и экономики; создание первых колониальных империй; возникновение действительно всемирной истории.
В XVI в. ещё одним фактором обновления европейского общества стала Реформация. По мнению учёных, она была вызвана Ренессансом, породившим новое рациональное восприятие мира, способствовавшее кризису католической церкви, а также географическими открытиями, разрушившими устои традиционной морали.
Обычно под Реформацией понимают изменения в церковной организации, отделение от католической церкви протестантской, по своей сути буржуазной церкви. Существуют также оценки Реформации как широкого социально-политического и экономического преобразований общества. Современные исследователи склонны воспринимать Реформацию как раннюю форму общенационального движения, объединившего патриотически настроенное дворянство, духовенство, горожан и крестьян, и проходившего под лозунгами создания национальной, независимой от Рима церкви.
Реформаторыотвергали церковную иерархию, абсолютное верховенство папы римского, требовали введения выборности священников, перевода Библиина национальные языки, признания за верующими права свободного понимания текста Священного писания и др. В результате борьбы от католичества отошли Англия, Швейцария, часть Германии, Чехии и другие страны, а духовной основой западной цивилизации стал протестантизм.
Войны между католиками и протестантами унесли тысячи жизней в Западной Европе. Нидерланды и Бельгия пережили годы репрессий герцога Альбы (1567 – 1573), во время которых были сожжены тысячи протестантских «еретиков». В XVI в. Франция пережила религиозную войну между католиками и гугенотами (1562 – 1594), одним из эпизодов которой была Варфоломеевская ночь 1572 года. В истории Англии и Испании этот век известен массовыми сожжениями на кострах «еретиков» во время правления Марии Кровавой (1553 – 1558) и Филиппа II (1556 – 1598).
Однако, несмотря на кровавые последствия, Реформация имела и положительные результаты: привела к созданию национальной государственности и соответствовавшей ей национальной церкви, к возвышению предпринимательских и производительных социальных групп, которые в отдельных государствах добились установления республиканского строя (Швейцария, Нидерланды); привела к утверждению буржуазной идеологии и морали.
Стремительная модернизация Европы в XVI – XVII вв. была бы невозможна без множества открытий и изобретений. Мощным импульсом этого процесса явился Ренессанс, а Великие географические открытия вывели на качественно новый уровень изыскания философов, математиков, естествоиспытателей. Стремления открыть законы, проникнуть за пределы очевидного проявлялись в самых разных направлениях человеческой мысли и деятельности людей.
Так, в 1543 г. Н. Коперник (1473 – 1543) впервые описал вращение Земли вокруг оси и движение её вокруг Солнца вместе с множеством других планет, А. Везалий(1514 – 1564) дал наиболее полное описание органов человеческого тела. Около 1600 г. были сделаны выдающиеся открытия почти во всех областях знания: в математике, физике, химии, теснейшим образом связанные с потребностями зарождавшейся индустрии.
Интерес к изобретениям стал отличительным признаком западного общества. В середине XV в. Иоганном Гутенбергом был придуман наборный шрифт, открывший эру книгопечатания. Изобретение революционизировало средневековое общество: появились плакаты, листовки, предшественники современных газет; ускорилось распространение информации. Давая оценку этому изобретению, учёный А.И. Уткин отмечал: «Печатный пресс сделал Библию достоянием христианской семьи, приумножил значение античного наследства, позволил заняться рациональным освоением земного пространства и мировой истории»[24].
В открытии книгопечатания и пороха О. Шпенглер увидел продолжение той культурной традиции, которая «проявилась в уходящих ввысь шпилях готических соборов, в перспективе, запечатлённой на картинах художников Возрождения, в западной органной музыке»[25].
Значительным прорывом в медицине явилось открытие кровообращения Леонардо да Винчи (1456 – 1519). Учёный О. Шпенглер отмечал, что в этом открытии «заключено глубокое сходство с открытием Колумба; это победа бесконечного над материальной ограниченностью наличного и осязаемого...»[26]. Качественно новое мировосприятие выявлялось, по оценке О. Шпенглера, и в художественном творчестве Леонардо да Винчи. Аналогичные тенденции философ обнаружил и в музыке XVI века.
Таким образом, в исторически короткое время Запад стал мировой мастерской, центром развития мировой науки, местом формирования нового индивида. Вследствие своего необычайного броска вперёд, он обозначился как авангард мирового развития, оставляя прочий мир «реагирующей» массой, направляющей все свои силы на сокращение разрыва, образовавшегося с середины XV века. В целом изменения в европейском обществе, вызванные Ренессансом, а также Великими географическими открытиями, Реформацией и революцией в естествознании, обусловили уникальность Запада, заложили основы новой индустриальной цивилизации.
Вопросы для самоконтроля
1.Назовите причины, вызвавшие Ренессанс. Почему средиземноморская цивилизация возглавила этот процесс?
2.Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.
3.Какое значение имели Великие географические открытия для западноевропейского общества? Как изменилось положение Испании и Португалии?
4.Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.
5.В чём причины проведения церковной реформации? Какова реакция церкви и общества на эти изменения?
6.Выделите положительные и отрицательные последствия процессов, приведших к появлению индустриальной цивилизации.