Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отечественная историография в прошлом и настоящем




Изучение данного курса призвано помочь студентам получить представление о том, что такое история, каковы методы и источники её изучения, какой предмет она изучает, в чём заключается сущность исторического знания. Понимание истории, её предмета со временем видоизменялось. В настоящее время термин «история» используется, как правило, в двух смыслах:

– во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени;

– во-вторых, когда речь идёт о науке, которая изучает этот процесс.

Неоднозначно определяется и предмет истории. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история и др. Определение предмета истории субъективно, например, учёные, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые в конечном счёте зависят от способа производства материальных благ. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены в том, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Несмотря на занимаемые полярные позиции, все историки в своих исследованиях используют научные категории: историческое движение, исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Особым типом научного познанияявляется историческое исследование, при котором используются анализ, синтез, иные традиционные средства научного поиска. При этом выводы, полученные с помощью этих и других методов (реконструкция исторического прошлого, интерпретация исторических источников, генерализация, сравнительно-исторический метод, причинно-следственный анализ, типологизация и др.), являются порой весьма размытыми, относительными и спорными. Истинными могут быть только факты истории, толкование фактов всегда субъективно. Поэтому историческое исследование предполагает многозначность оценок, дискуссионность результатов и постоянную смену общепризнанных, казалось бы, идей, свержение авторитетов, основывающихся на первоисточниках и историографических исследованиях.

Первыми письменными источниками по истории Отечества являлись летописи, представлявшие собой погодовую, достаточно подробную запись исторических событий. Мировоззрение летописцев являлось религиозным, поэтому история государства и общества истолковывалась ими как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи. Религиозная интерпретация оставалась преобладающей на протяжении длительного времени. Основой большинства русских летописных сводов являлась «Повесть временных лет», составленная в Киеве во втором десятилетии XII в. предположительно монахом Нестором.

На рубеже XV – XVI вв. старцем Псковской Елизарьевой пустыни Филофеем была сформулирована мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран, вошедшая в историю как теория «Москва – Третий Рим». В рамках данной концепции утверждалось, что существовали три мировых центра – три Рима. Первый Рим пал из-за ересей, второй Рим (Константинополь) – из-за Флорентийской унии, третий Рим (Москва) стоит вечно, а четвёртому Риму не бывать. Непосредственно связанная с процессом образования Московского государства и свидетельствовавшая об усилении его позиций и потребности в определении места среди других стран, теория, с одной стороны, возвеличивала православие и Московское государство, с другой – формировала враждебное, пренебрежительное отношение ко всему иноземному и иноверному.

В XVI в. появились «Степенная книга», в которой история страны изображалась как серия сменявших друг друга княжений и царствований, а также «Сказание о князьях Владимирских». В данных произведениях литературы прославлялась московская монархия, утверждалась идея о божественном происхождении самодержавной власти, подчёркивалась связь московских государей с родом римского императора Августа-кесаря.

В период создания империи при Петре I (1682 – 1725) возникла необходимость в обосновании сильной государственной власти, а также создании обобщающей работы по истории России. Первую попытку описать историю российскую с самых древнейших времён в 4 книгах предпринял Василий Никитич Татищев (1686 – 1750). Рассматривая исторический путь государства под углом борьбы монархии с аристократией, он убеждал читателя в благости «монаршего правления» и вреде аристократического. При этом В. Н. Татищев ввёл в научный оборот целую серию новых источников: «Русскую правду», Судебник 1550 г., ряд летописей.

Новый этап в изучении истории государства связан с творчеством историка Николая Михайловича Карамзина (1766 – 1826). В своём главном 12-томном труде «История государства Российского», доведённом до 1612 г., он сформулировал свою концепцию «государственника». С точки зрения Н. М. Карамзина, Россия – огромная страна, «мира половина», и потому её государственным строем должна быть монархия. Как доказывал Н. М. Карамзин, успехи монархической власти определяли благосостояние Руси, а периоды упадка самодержавного режима были чреваты для страны бедами.

В XVIII в. часть российских историков под влиянием западных идей перешла на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривавшей российскую историю как часть мировой. Однако в русском обществе мысль об особом, отличном от западноевропейского развитии России продолжала существовать. Споры о судьбах страны привели к появлению в 1830 – 40-х гг. т.н. «западников» – сторонников всемирно-исторической теории и «славянофилов» – сторонников локально-исторической теории.

В XIX в. благодаря исследованиям Сергея Михайловича Соловьёва (1820 – 1879) русская историческая наука перешла следующий этап своего развития. Самым значительным по содержанию и обилию использованных источников являлся труд «История России с древнейших времен» в 29 томах, где развитие российской государственности рассматривалось от Рюрика до Екатерины II. При этом основной силой общественного процесса, необходимой формой существования народа С. М. Соловьёв считал государственность. В отличие от предшественников он придавал значение истории, природе, географической среде. Объясняя каждое явление внутренними причинами, историк стремился «показать связь между событиями, как новое проистекало из старого, соединить разрозненные части в одно органическое целое...»[1].

Последователем идей С.М. Соловьёва стал Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911). В пятитомном «Курсе русской истории» он первый среди российских историков отказался от периодизации по царствованиям монархов. Теоретическое построение В.О. Ключевского основывалось на следующей триаде: «человеческая личность, людское общество и природа страны». Основное место в «Курсе русской истории» занимали вопросы социально-экономической истории России, об общеисторическом процессе, в котором каждая местная история имеет своеобразие.

Волну новой интерпретации фактов русской истории вызвало распространение марксизма в конце XIX века. В этой концепции исходной точкой являлся социально-экономический детерминизм, что определило трактовку исторического процесса как смену общественно-экономических формаций, основное содержание которого – борьба классов. После Октябрьской революции 1917 г. материалистическая теория стала официальной. Марксистская концепция отечественной истории была создана большевиком Михаилом Николаевичем Покровским (1868 – 1932). Впервые она нашла отражение в работе «Русская история в самом сжатом очерке», а затем была изложена в его фундаментальном труде «Русская история с древнейших времён»[2].

Несмотря на господство в советской историографии материализма, историки плодотворно работали над проблемами этногенеза славян, зарождения и развития российской государственности, русской культуры и др. Начальные века русской истории изучали Б.А. Рыбаков, А.П. Новосельцев, И.Я. Фроянов, П.П. Толочко, Л.Н. Гумилёв; эпоху Средневековья – А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, Д.А. Альшиц, Р.Г. Скрынников, А.Л. Хорошевич; эпоху петровских преобразований – Н.И. Павленко, В.И. Булганов, Е.В. Анисимов и др.

Определённый вклад в изучение истории Отечества внесла российская эмиграция, в рамках которой получила значительное развитие локально-историческая теория, положившая начало «евразийскому направлению». Во-первых, евразийцы настаивали на особой миссии России, проистекавшей из её «месторазвития». Во-вторых, отстаивали идею о российской культуре как культуре «срединной, евразийской». В-третьих, рассматривали историю Евразии как историю многих государств, ведущую к созданию единого, большого государства.

Резкий переход в нашей стране в начале 1990-х гг. с историко-материалистической на иные теории вызвал феномен «белых пятен» в изложении истории. В конце ХХ в. вместе с оживлением интереса в обществе к русскому богословию возрождены работы авторов христианской концепции: П.А. Флоренского, А.Д. Нечволодова и других. На рубеже XX – XXI вв. в России начинает распространяться историко-технологическое направление всемирно-исторической теории, которое получило наиболее полное отражение в работах С.А. Нефёдова. Согласно взглядам приверженцев данного направления, история представляет собой динамичную картину распространения фундаментальных открытий в виде культурно-технологических кругов, расходящихся по всему миру.

Таким образом, процесс осмысления и переосмысления истории России идёт постоянно и непрерывно уже на протяжении тысячелетия. Развитие государства и накопление знаний делают процесс изучения истории интересным и многогранным.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику русским летописям как источнику знаний о прошлом. Как летописцы воспринимали историю Руси?

2. В чём сущность теории «Москва – Третий Рим»? Почему она сложилась на рубеже XV – XVI вв.?

3. Дайте характеристику исторических взглядов В. Татищева, Н. Карамзина, Н. Костомарова, С. Соловьёва, С. Платонова, В. Ключевского.

4. Марксистское понимание истории: каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки.

5. В чём сущность взглядов западников и славянофилов? Охарактеризуйте историческую позицию евразийцев.

6. Возможна ли единственная интерпретация истории? Аргументируйте свой ответ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1128 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.