Кроме различий, между честью и достоинством существует определенная связь и сложная взаимная согласованность – корреляция.
1. Потребность в чести, т. е. признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Человек с достоинством (достойный человек) должен быть честолюбивым – «любить честь».
2. Однако не обязательно, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание – почет, честь – его не только не волнует, но даже отталкивает.
3. Сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства, что ведет к образованию таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть, которые чаще всего связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности.
4. Корреляция осложняется и относительной независимостью чести и достоинства, проявляющейся, в частности, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному:
Вариант 1. Человек в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным» и, искренне считая, что действительно «недостоин», проявить смирение в своем бесчестье и начать пересмотр собственной самооценки и достоинств.
Вариант 2. Он может проявить внешнее смирение и согласие с унижением, внутренне упиваясь собственным самоуничижением и приходя к гордыне.
Вариант 3. Несмотря на унижения и оскорбления, человек принимает бесчестье с достоинством, т.е. теряя честь, сохраняет достоинство, что дает ему силы для активной защиты собственной чести. Именно сохранение собственного достоинства помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем Вы видите различие понятий Честь и Достоинство?
2. Студент А. А. не согласен с утверждением, что, унижая достоинство другого человека, ты теряешь свое собственное достоинство. Почему же тогда, спрашивает он, если ты не ответишь обидой на обиду, тебя считают человеком без собственного достоинства? И почему многие люди, добившиеся чего-то в жизни, стремятся принизить достоинство других?
3. Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка. Каким образом адекватная или неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка сказывается на чувстве собственного достоинства личности?
4. Рассмотрите различные варианты корреляции чести и достоинства и подберите жизненные примеры для их подтвердения или опровержения.
5. Является ли умение уступать другому потерей личного достоинства?
6. Студентка О. М. считает, что отсутствие в нашем языке обращений типа «спадар», «спадарыня», «господин» и др. и обращения типа «мужчина», «женщина» свидетельствуют о неразвитом чувстве собственного достоинства. Согласны ли Вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения.
7. Что значит «гражданская честь»? Что Вы понимаете под «профессиональной честью»? Как утверждать и отстаивать ее?
8. Что значит честь семьи? А честь фамилии?
9. Честолюбие – хорошо это или плохо? Гордость – это положительное или отрицательное качество?
10. У некоторых людей скромность доходит до самоуничижения, а гордость превращается гордыню. Причем то и другое смыкаются, образуя феномен псевдоскромности, который зачастую несет в себе тщеславие. Чем тщеславие отличается от честолюбия? И почему гордыня издревле считается одним из смертных грехов?
11. Оцените следующее высказывание Ф. Ларошфуко: «Признак истинного достоинства человека в том, что даже завистники вынуждены хвалить его».
12. Актуальна ли сегодня мысль Ж.-Ж. Руссо, что «утрата чести страшнее, чем смерть?»
10. Оцените следующие высказывания о чести и достоинстве. Согласны ли Вы с ними?
· Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки (Древнеинд. изречение).
· Каждому свою честь воздает потомство (Тацит, древнеримский историк).
· Какое бы высокое положение ни занимал честолюбец, он желает подняться еще выше (Д. Брюэс, французский богослов и драматург, 1640 – 1723).
· Нет человека благороднее человека честного (П. Буаст, французский лексикограф, 1765–1824).
· Человек не должен никогда сходить с широкой дороги чести. Даже под благовидным предлогом, что цель оправдывает средства (Ч. Диккенс, английский писатель, 1812–1870).
· Сначала нужно быть честным, а уже потом благородным (У. Черчиль, премьер-министр Великобритании, 1874 – 1965).
2.3.6. Смысл жизни и Счастье1
Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции – от Древней Греции до наших дней, – которые предлагали различные модели смысла жизни.
ГЕДОНИЗМ | Þ | Стремление к наслаждению |
ЭВДЕМОНИЗМ | Þ | Счастье через преодоление стремления к наслаждению |
КИНИЗМ | Þ | Борьба со страстями, победа над желаниями |
ЭПИКУРЕЙСТВО | Þ | Безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданиями |
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭТИКА | Þ | Духовное служение Богу во имя вечного спасения |
ЭТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ | Þ | Стремление к самовыражению, славе |
РАЦИОНАЛИЗМ 17-18 вв. | Þ | Познание |
Т. ГОББС (18 в.) Ф. НИЦШЕ (19 в.) | Þ | Власть человека над человеком, Индивидуальная воля к власти, могуществу, подчинению чужой воли своей |
ПРАГМАТИЗМ | Þ | Богатство, стремление к обладанию (вещами, комфортом, престижем) |
Л. ФЕЙЕРБАХ (19 в.), Э. ФРОММ (20 в.) | Þ | Любовь |
Каждая ситуация жизни несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого человека он является единственным и единственно истинным. Человек сам должен искать и находить его. Но найти смысл – это еще не все; необходимо осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла является для человека необходимостью в силу конечности, ограниченности и необратимости человеческого бытия в мире, из-за неповторимости каждой конкретной ситуации. Но, осуществляя смысл своей жизни, тем самым человек осуществляет самого себя.
Смысл, осмысленность и цель жизни – понятия не равнозначные:
Смысл – это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность – это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от ее осмысления.
Объективно смысл жизни реализуется в процессе жизнедеятельности человека, протекающей в разных сферах. Поэтому смысл жизни может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная значимость, смысл его жизни счастливо совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант – ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни – значит, найти свое «место под солнцем».
С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании человека цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождествена смыслу жизни. Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни – генеральная линия, определяющая цели. Это та общая направленность, которая сказывается на всем поведении человека, на всей его жизни. Цель жизни – впереди, это субъективное представление о будущем. Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно – стремление к высшей цели.
Сложность поиска смысла жизни:
· Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий.
· Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошибки, искаженное или неполное воплощение замыслов, конфликты несовпадения смысла жизни в общечеловеческом аспекте и индивидуальной его интерпретации.
· Глубина и сложность проблемы в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом – далеко не одно и то же.
Счастье как этическая категория тесно связано с категорией «смысл жизни». Если последняя как бы дает объективную оценку значимости существования человека, то счастье – это сопровождающееся чувством глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил человека, его стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а состояние счастья прямо противоположно состоянию безразличия, равнодушия, инертности.
Правда,если понимать счастье лишь как чувство удовлетворения, то придется признать равноценность любых переживаний удовлетворенности, а значит, и счастья: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла. Поэтому существует множество «моделей» счастья – общепризнанных и личных, в рамках которых счастье соотносится с благом – с обладанием им или созиданием его. Однако и здесь «возможны варианты».
В гуманистической этике существует мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм) – быть нравственно автономной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Счастье – это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения».
Необходимые условия счастья:
Объективные – удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Поэтому материальное благополучие и жизненный комфорт – еще не счастье, а лишь норма человеческого существования.
Субъективные – внутренняя готовность и способность личности к счастью – своего рода талант, в котором проявляется глубина и яркость личности, ее внутренняя энергия. В конечном счете, это – нормальное состояние человека. И поэтому отказ от счастья есть предательство личности, подавление в себе собственной индивидуальности, а утрата способности к счастью – показатель деградации личности, душевного хаоса, неспособности найти главную линию в жизни.