необходимости принятия в исполнении
Основные «свойства» долга:
1. Добровольность. В зависимости от степени осознания необходимости, справедливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Подлинно моральным долгом является свободное следование общественно-необходимым требованиям или личным обязательствам, независимое от каких-либо внешних и внутренних принуждений.
2. Активная гражданская позиция. Люди нравственного долга активны, деятельны, они не проходят равнодушно мимо морального или иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у такого человека чувство личной сопричастности всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело.
3. Множественность долгов. Существует сложная «иерархия» долгов: долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед друзьями, перед самим собой. Это порождает определенные трудности, связанные с необходимостью выбирать, какой из долгов надлежит выполнить в первую очередь, особенно если они противоречат друг другу.
Совесть – «другая сторона» долга, еще более личностный и сильный «внутренний голос» нравственного действия. Совесть – способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Она помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям. Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтомусовесть действует в качестве внутреннего регулятора.
СУЩНОСТЬ СОВЕСТИ
|
|
| ||||||
| ||||||||
Совестьпроявляет себя а) как побудитель, направляющий нас на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку; б) как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждающий нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; в) как корректирующий фактор вo время действия; г) как оценивающий фактор, содержащий в себе моральную оценку наших поступков.
ФУНКЦИИ СОВЕСТИ
| |||||||||
|
| ||||||||
до поступка во время поступка после поступка
Основные «свойства» совести:
«Интимный» характер совести. В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим найти себе оправдание – так сложились обстоятельства. Но ведь обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служит совесть.
3. Совесть как стыд за совершенное, как форма раскаяния. В этом качестве совесть являет себя в одном из наиболее мучительных своих обличий: она выступает как угрызения совести, муки совести – как осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий. Мера переживаний, степень «мук совести» зависит от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать собственное поведение и поведение других. Моральным результатом этих переживаний является раскаяние, нравственный смысл которого – гармонизация отношений между Долгом и Совестью.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВЫБОР ПОСТУПОК СОВЕСТЬ
“себя ведать”
моральный компромисс “себя знать”
самооценка бескомпромиссность
стыд за совершенное,
угрызения совести за то, что хотел совершить,
за последствия совершенного
РАСКАЯНИЕ
Взаимосвязь совести и долга:
1. С одной стороны, долг и совесть образуют единый морально-психологический механизм регуляции поведения личности, в котором совесть выступает в качестве основания для выполнения долга.
2. С другой стороны, между совестью и долгом могут возникать конфликты, порождаемые, как правило, несовпадением целей и интересов личности и общества. Вопрос о правоте совести и долга зависит от обстоятельств, от правильного или неправильного понимания долга.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Всегда ли долг положительно сказывается на выборе человека? Есть ли такие ситуации, в которых нужно или можно «обойти» долг стороной?
2. Как Вы считаете, есть ли такие люди, которые всегда следуют долгу?
3. Г. Белинский писал: «Совесть никогда не бывает во вражде с убеждением, будет ли оно истинным или ложным». Прав ли он?
4. Попробуйте рассмотреть события повести С. Лема и фильма А. Тарковского «Солярис» с точки зрения нравственных категорий. Каких? Как они действуют?
5. Что, на Ваш взгляд, явилось для Раскольникова подлинным наказанием за совершенное им преступление?
6. Какой из следующих «вариантов» исполнения долга представляет, на Ваш взгляд, «высшую» и «низшую» его форму:
– из боязни осуждения за его невыполнение;
– с целью заслужить общественное признание;
– в результате понимания необходимости;
– по внутренней потребности?
7. Каково соотношение между необходимостью, свободой и долгом?
8. «Хочу» и «должен»... Неизбежно ли противоречие между ними?
9. Каково соотношение долга и совести? В каких ситуациях возникают конфликты между ними? В чем противоречивость самого долга?
10. Совесть и стыд. Что чему предшествует?
11. Студент А. Т. интересуется: совесть – это то, что не допускает, или то, что позволяет? Может ли наша совесть: а) не позволить позволительное; б) позволить непозволительное?
12. Студент А. Х. поставил перед аудиторией вопрос: «Долг солдата, присягнувшего на верность Родине, – выполнять приказ командира. Как быть со своей совестью, если этот приказ заставляет его стрелять в мирных жителей?»
13. «Не бывает людей без совести, – считает студентка Е. В. – Если человек действует не по совести, то он либо сознательно идет на это, либо психически болен». Согласны ли Вы с ней?
14. «Откуда берется совесть? Она воспитывается у ребенка родителями или заложена природой?» – интересуется студентка A. T. Как бы Вы ответили ей?
15. Как Вы считаете, имеет ли под собой реальную основу высказывание «совесть есть порождение страха»?
16. В чем, на Ваш взгляд, заключается «сыновний долг»? Предполагает ли он необходимость жертвовать ради родителей своими интересами?
17. Писатель И.А. Гончаров утверждал, что «не полюбивши долг, нельзя его исполнить». Согласны ли Вы с этим?
18. Расшифруйте следующее утверждение Л. Фейербаха: «Нечистая совесть – это только ущербленное (мною) стремление к счастью другого человека, скрывающееся в глубине моего собственного стремления к счастью».
19. «Получается, что человек, отрицающий свой долг (“я никому ничего не должен”), добровольно отказывается от своей свободы», – с удивлением воскликнул студент Ю. П. Согласны ли вы с его выводом?
20. Студент С. С. считает: «Долг перед самим собой – основание всех других видов долга». Выскажите Ваше отношение к его позиции.
21. Что имел в виду Ф. Ницше, говоря: «Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести»?
22. Оцените следующие высказывания выдающихся людей о долге и совести. Согласны ли Вы с ними?
· Долг – это очень личная вещь! Она проистекает из ощущения необходимости что-то сделать, а не только из необходимости побудить других людей к каким-то действиям (Мать Тереза, монахиня, 1910–1997).
· Когда глупый человек делает что-то, чего он стыдится, он всегда заявляет, что повинуется долгу (Б. Шоу, английский драматург, 1856–1950).
· Надо считать за удовольствие свой долг (Фридрих Великий, германский король).
· Долг – это то, что ждешь от других и не делаешь сам (О. Уайльд, английский писатель, 1856–1900).
· Угрызение совести – это больной зуб, растущий из самой глубины отчаявшегося сердца (Э. Долберг, америк. писатель, историк, философ, 1900–1977).
· Бог каждого человека – его совесть (Менандр, древнегреч. поэт, драматург).
· Совесть обычно мучит не тех, кто виноват (Э. М. Ремарк, немецкий писатель, 1898 – 1970).
· С совестью можно заключить перемирие, но прочный мир – никогда (А. Онсеншерн, шведский канцлер, 1583–1651).
2.3.5. Честь и Достоинство
Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Честь и достоинство – категории комплементарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга.
ЧЕСТЬ ¹ ДОСТОИНСТВО
Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.
Достоинство – это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся всопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.
Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания; честь – это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться. Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит.
Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию. Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Поэтому независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Достоинство – это объективная ценность личности, которая может быть не связана с ее признанием или осознанием: достоинство принадлежит человеку по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство).
Итак, честь – это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство – это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Поэтому чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.