Сущность, специфика и содержание морали
Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе. Специфичность морального способа регуляциизаключается в следующем:
1. Мораль заключает в себе единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека и его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями.
2. Мораль действует не в какой-то определенной области, а носит универсальный характер и пронизывает собой все без исключения сферы жизни.
3. Мораль носит подчеркнуто оценочный, а зачастую и субъективный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок.
4. Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного – морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер, что делает ее регулятором отношений человека с природой и обществом, с другими людьми, с самим собой, гарантируя оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс Я и не-Я.
Сущность и специфика морали проявляют себя в системе моральных принципов, ценностей, норм и идеалов, составляющих ее содержание.
– Моральные принципы – главный элемент в системе морали – это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали и на которых базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм,альтруизм,толерантность и др.
– Моральные нормы — конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.
– Моральные ценности – общественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий.
– Нравственный идеал – это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.
Структура и функции морали
Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения. В своем единстве и взаимообусловленности они есть способ бытия морали, воплощенный в ее структуре.
Каждый из элементов морали также имеет свою структуру.
Моральное сознание – это субъективный способ бытия нравственности, ее отражение, осмысление, прочувствование, которое является основанием и обоснованием моральных отношений и поведения. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный. Схематично структура морального сознания может быть представлена следующим образом:
моральное сознание
Эмоции знание
чувства понимание
настроение принятие
Эмоциональный уровень морального сознания – это психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроения.
· Эмоции – особые психические состояния, отражающие непосредственные оценочные реакции личности на морально значимые для человека ситуации. Разновидностью эмоций является аффект – особо сильное кратковременное переживание, не контролируемое сознанием.
· Чувства – это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание, возникающие на основе эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть – сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе и безнравственными средствами.
· Настроение – эмоциональное состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором проявляются чувства и протекает деятельность человека. Как разновидности настроения могут рассматриваться депрессии – угнетенное, подавленное состояниеи стрессы – состояние особой психической напряженности.
Рациональный уровень – способность личности к логическому анализу и самоанализу – является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итогом становится моральная компетентность личности, включающая три основных компонента.
· Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Этические знания – необходимый, но недостаточный компонент морального сознания.
· Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Для установления нравственных отношений важны как правильность, так и сходство этого понимания разными субъектами.
· Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в качестве «руководства к действию».
Моральные отношения – центральный элемент структуры морали, в которых фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.
Моральные отношения
|
|
Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма.
Я ≤ МЫ Я ≠ МЫ
Коллективизм Индивидуализм
МЫ ≠ ОНИ МЫ = ОНИ
Групповой эгоизм Индифферентность
МЫ «ОНИ Я «ОНИ
Возможны сочетания этих принципов:
– смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый групповой эгоизм, когда личность, идентифицируя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претензии, бездумно оправдывает все ее действия.
– смыкание индивидуализма и эгоизма, когда, удовлетворяя собственный интерес, человек, руководствующийся принципом индивидуализма, может нанести ущерб другим людям, эгоистически реализуя себя «за их счет».
Отношение человека к другим людям – отношение «Я – Ты» – может носить субъект-субъектный или субъект-объектный характер.
Я = ТЫ Я ¹ ТЫ
Субъект-субъектное Субъект-объектное
Альтруизм Эгоизм
Субъектный тип отношений Я к Ты характерен для гуманистической этики и проявляется в диалоге Я и Ты, когда Я подходит к Ты как к равному субъекту. Другой человек выступает для Я целью общения. Я готов принимать и уважать его право на «самость»: быть индивидуальностью, личностью, самим собой. В основе этого подхода лежат принципы альтруизма и толерантности.
Объектный тип отношений превращает Ты в объект моего воздействия, когда Другой становится средством: моего самоутверждения, удовлетворения моих интересов и потребностей и т. д. Этот подход характерен для этики авторитарной и проявляется в монологической форме общения. В его основе лежат эгоизм и нетерпимость.
Отношение человека к самому себе тесным образом связано с его самооценкой.
Адекватная Самооценка Неадекватная
высокая низкая завышенная заниженная
индивидуализм эгоизм комплекс
неполноценности
любовь к себе нелюбовь к себе
Линия водораздела здесь определяется различиями авторитарного и гуманистического подходов, особенно в понимании эгоизма, индивидуализма и любви к себе.
Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения, является итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом, если моральное сознание выступает субъективированной формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.
Мотив
Намерение
Постановка цели
Выбор средств
принятие решения
Поступок
ПОСЛЕДСТВИЯ
оценка
внутренняя самооценка внешняя оценка
(СОВЕСТЬ) (общественное мнение)
Поступок – центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Но кроме поступка нравственное поведение личности предполагает также его мотивацию и оценку (самооценку).
Мотивация играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не совпадать или не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна:
Моральная оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка и будущих действий, когда оценка выступает как способность предвидения последствий поступка и в этом качестве может одновременно служить его мотивацией.
Взаимодействие элементов морали
Рассмотрение структуры морали позволяет нам выявить механизм взаимодействия ее элементов.
1. Моральные отношения, моральное сознание и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве, взаимопроникая и обусловливая друг друга.
2. Структура морали выявляет ее противоречивость. Это:
а) противоречия между отдельными элементами морали – сознанием, отношениями и поведением;
б) противоречия внутри ее отдельных элементов:
· в моральном сознании – противоречие между его рациональной и эмоциональной сторонами;
· в моральном поведении – противоречие между возможным, желаемым и должным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведения как «могу», «хочу» и «надо»;
· в моральных отношениях – противоречие между индивидуальным, групповым и общечеловеческим.
Основные функции морали
Сущность, система и структура морали определяют механизм ее действия. Не менее важным является вопрос о ее предназначении. Ответ на этот вопрос дает рассмотрение основных функций морали.
1. Гуманизирующая функция – приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми, «очеловечивающее» человека.
2. Регулятивная функция: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе во всех сферах человеческого бытия.
3. Воспитательная функция – определяется участием морали в формировании человеческой личности и ее самосознания с помощью различных приемов – от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания, соответствующих требованиям гуманистической этики.
4. Познавательная функция морали, тесно связанная с воспитательной. Давая человеку адекватное знание – необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает его «секретами» человеческого поведения.
5. Ценностно-ориентирующая функция определяется тем, что моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.
6. Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Проанализируйте и поясните представленные в тексте схемы, иллюстрирующие структуру морали. Дополните и уточните их.
2. И. Канту принадлежат знаменитые слова: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Как вы думаете, почему «моральный закон во мне» может наполнять душу таким же благоговением и удивлением, как и звездное небо?
3. Что, по Вашему мнению, побуждает человека поступать морально? И что заставляет его творить зло?
3. Какие противоречия морального сознания отражены в следующих положениях: «Вижу и одобряю лучшее, но следую худшему» (Сократ) и «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Какое место в них отводится мотивации поведения? Что больше свидетельствует о нравственном облике личности – ее поступки или мотивы этих поступков? Какую роль в нравственной оценке личности играет понимание мотивов ее поведения?
4. Как Вы думаете, что дало основание Ф. Ницше утверждать: «Жизнь в сопровождении морали невыносима»?
5. Какая моральная проблема нашла отражение в высказывании И. Бентама: «Одни мотивы, как бы они ни были достаточны, недействительны без достаточных средств»?
6. Когда-то в печати активно велась дискуссия на тему «Нужна ли ветка сирени в космосе?» – о роли чувств в эпоху научно-технического прогресса. Как бы Вы ответили на этот вопрос сегодня?
7. Если альтруист – это человек, с бескорыстной любовью и заботой относящийся ко всем людям, то какое понятие существует для обозначения его антипода?
8. Рассматривая мизантропию как противоположность альтруистической любви, Ф. Ницше замечал: «Лишь тогда говорят о том, что пресытились людьми, когда не могут их больше переваривать, хотя желудок еще заполнен ими. Мизантропия есть следствие слишком ненасытной любви к людям и «людоедства» – но кто же просил тебя глотать людей, как устриц, мой принц Гамлет?». Оцените это высказывание.
9. Сочетаниеэтического знания, его понимания и принятия в рамках рациональной стороны морального сознания может быть ситуативным. Обозначьте и рассмотрите все возможные ситуации этих сочетаний.
10. Противоречивость морального сознания была подмечена еще древнекитайскими мыслителями. Так, Лао-цзы утверждал: «Добрый человек – учитель недоброго человека»; «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем притаилось несчастье»; «Справедливость снова превращается в хитрость, добро снова превращается в зло». Объясните, как Вы понимаете эти противоречия.
11. Индивидуализм, эгоизм, любовь к себе – это одно и то же? Рассмотрите проблему, используя работу Э. Фромма «Искусство любви».
12. «Средние» молодые американцы, опрошенные российским тележурналистом М. Таратутой, на вопрос «Что такое индивидуализм?» ответили:
«Индивидуализм – это
– свобода действий и право на эту свободу;
– осознание человеком самого себя, открытость другим людям;
– когда тебе не указывают, что делать, а ты решаешь сам;
– путь к одиночеству, он порождает страх и желание заявить о себе любым способом;
– когда ты можешь жить, как хочешь, а не бояться, что тебе за это что-то будет;
– индивидуализм порождает желание что-то делать и создавать».
Выскажите Ваше отношение к мнению своих американских сверстников.
13. Можно ли быть нравственным, не имея идеала? Может ли человек быть идеалом для самого себя? Может ли вообще быть идеалом реальный человек?
14. Какие факторы, по Вашему мнению, являются необходимыми условиями терпимости? Существует ли мера толерантности, то есть должны ли мы быть терпимыми ко всем личностным и общественным проявлениям, и если нет, то чем ограничена наша терпимость?
15. Прокомментируйте данные утверждения с точки зрения структуры морали:
· английский философ Ф. Бэкон: «Мы можем столько, сколько знаем. Мы знаем столько, сколько помним»;
· французский просветитель Ж.-Ж. Руссо: «Разум указывает нам цель, а страсти уводят от нее»;
· немецкий поэт И. Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»;
· русский писатель М.М. Пришвин: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле»;
· французский писатель А.Франс: «Без известной умственной культуры не может быть и утонченных чувств».
16. Какой нравственный смысл видите Вы в следующих латинских афоризмах:
– Tempora mutantur, et nos mutamur in illis. Время течет, и мы меняемся вместе с ним.
– Vanitas vanitatum et omnia vanitas. Суета сует и всяческая суета.