Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этика ненасилия основывается на ряде аргументов




Во-первых, отвечая на зло насилием, мы не побеждаем зло, так как не утверждаем добро, а напротив, увеличиваем количество зла в мире.

Во-вторых, ненасилие разрывает «обратную логику» насилия, порождающего эффект «бумеранга зла» (Л. Толстой), согласно которому содеянное тобой зло обязательно вернется к тебе.

В-третьих, требование ненасилия ведет к торжеству добра, поскольку способствует совершенствованию человека.

В-четвертых, не отвечая на зло насилием, мы противопоставляем злу не бессилие, а силу, ибо «подставить щеку» гораздо трудней, чем просто «дать сдачи».

Таким образом, ненасилие не поощрение зла и не трусость, но способность достойно противостоять злу и бороться с ним, не роняя себя и не опускаясь до уровня зла.

Сторонники насильственной формы борьбы со злом, не считая насилие позитивным явлением, приводят тем не менее свои аргументы.

Во-первых, насилие они расценивают, скорее, как вынужденную необходимость, чем как желаемое состояние. Главный их аргумент в защиту насилия – безнаказанность зла в условиях ненасилия.

Во-вторых, недостаток этики ненасилия ее противники видят в ее слишком идеализированном, на их взгляд, представлении о человеке.

Теория и практика ненасилия действительно акцентирует внимание на присущем человеку стремлении к добру, однако в основе концепции ненасильственной борьбы лежит признание моральной двойственности природы человека единства в нем и доброго, и злого начал.Это предполагаетопределенную стратегию и тактику борьбы со злом, цель которой – усиление и приумножение добра. Насилие направлено на подавление или уничтожение противника, оно лишь временно заглушает конфликт. Стратегия и тактика ненасильственной борьбы направлена на устранение самой основы конфликта, что предполагает перспективу развития взаимоотношений. Сторонники ненасилия принимают на себя ответственность за зло, против которого борются, и приобщают «врагов» к тому добру, во имя которого ведется борьба.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Существует ли абсолютное Добро? А абсолютное Зло? Что означает выражение «из двух зол выбирать меньшее»? Что значит меньшее или большее добро?

2. Опираясь на приводимую ниже схему, раскройте сущность и содержание основных характеристик Добра и Зла.

 

Основные характеристики Добра и Зла

 

 

                       
           
 

 


3. В чем суть этики непротивления злу насилием? Способны ли Вы подставить левую щеку, если Вас ударили по правой? В чем нравственный смысл такого поступка?

4. В чем заключается смысл борьбы добра со злом? Как Вы относитесь к мысли о том, что «добро должно быть с кулаками»? Можно ли бороться со злом при помощи зла?

5. Герой романа П. Уоррена «Вся королевская рать» говорит: «Ты должен сделать добро из зла, потому что сделать его больше не из чего». Какие свойства добра и зла обыгрываются автором в этой фразе?

6. Пользуясь древнекитайскими символами ян и инь, проясните диалектику взаимосвязи и борьбы добра и зла.

Студентка И.Б. утверждает, что преимущество добра или зла обеспечивается за счет расширения, разбухания «зародышей» добра в зле и зла в добре, которые тем самым поглощают своих антагонистов. Студент К.У. считает, что победа одного над другим происходит за счет увеличения «количества» одного, перемещения в результате этого диафрагмы и вытеснения тем самым другого. А как думаете Вы?

7. Что, на Ваш взгляд, гуманнее: поддерживать жизнь мучительно умирающего или обеспечить ему безболезненный уход из жизни (эвтаназию)? Сохранять жизнь неполноценному новорожденному или нет? Где здесь добро и зло?

8. Смертная казнь в обществе – добро или зло? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

9. Существует мнение, что развитие цивилизации и культуры несет с собой зло и беды для человечества. Согласны ли Вы с этим?

10. Какое понимание добра заключено, на Ваш взгляд, в словах А. Швейцера: «Я жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить»?

11. «В политике, как и в морали, неделание добра уже является большим злом» (Ж.-Ж. Руссо). Почему?

12. Возможны ли добродетели без пороков?

13. Американский философ Б. Данэм считает, что добрым является поступок, отвечающий одному или нескольким из следующих определений: 1) приятный для меня; 2) приятный для большинства людей; 3) одобряемый мной; 4) одобряемый обществом; 5) соответствующий моральному закону; 6) соответствующий идеалу; 7) означающий что-то, но мы не можем сказать, что именно; 8) ничего не означающий. Выберите определения, соответствующие Вашей точке зрения.

14. На семинарском занятии развернулась дискуссия вокруг утверждения Сократа о том, что причина зла – в невежестве. Но студент Е. Р. считает, что многие просвещенные люди сознательно творят зло, следовательно, причина – не в невежестве. Более того, творящий зло может быть глубоко уверен в своей правоте, добавила И. Д. И вообще, невежественный человек счастлив в своем неведении, а образованный осознает свое ничтожество. Тогда является ли знание добром? – спросил А. П. Кто же прав: студенты или Сократ? На чьей стороне Вы?

15. Как Вы объясните такое понимание диалектики добра и зла Ф. Ницше: «Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного»?

16. Может ли такое зло, как смерть, быть во благо?

17. Что побуждает человека делать зло?

18. «Я считаю, что добро и зло будут всегда в равных количествах», – утверждает студентка М. Т. А как считаете Вы?

19. Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают насильно?

20. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь...» Всегда ли правда – добро, а ложь – зло? И что означают слова Петрарки: «Важнее желать добра, чем знать истину»?

21. «Пусть раньше все базировалось на страхе, но народ точно знал, что плохо и что хорошо. Сегодня же в условиях свободы он растерян», – считает студент П. К. Можно ли точно знать, что хорошо и плохо? И для чего в таком случае человеку свобода?

22. «Неужели Дон Кихот с его бестолковыми поступками может быть идеалом борьбы со злом?» – спросила у группы студентка В. З. Что бы ответили ей Вы?

23. «Возможна ли победа добра над злом? Ведь всегда и везде мы сталкиваемся с торжеством зла», – утверждает студент П. К. А как считаете Вы?

24. «Можно ли воровать у вора, если воруешь не для себя?», – спрашивает студент Б. К. Что ответите Вы?

25. Как Вы объясните с позиций гуманистической этики следующее утверждение Горация: «Кто спасает человека против его воли, поступает не лучше убийцы»?

26. «Что лучше, – спрашивал в свое время Микеланджело, – зло, приносящее пользу, или добро, приносящее вред?» Ответьте и Вы на этот вопрос.

27. Предлагаем Вашему вниманию формулы соотношения добра и зла, выведенные студенткой БКИУ Е. Малой на основе изучения «этики жизни» Е.П. Блаватской. Поскольку добро и зло в этой этике отрицают друг друга, но вместе с тем образуют «единственное существование», то, очевидно, что увеличение (уменьшение) зла вызывает уменьшение (увеличение) добра, которые распределены неравномерно, но гасят друг друга в сумме, считает студентка. Математически она записывает это следующим образом: , где .

Безусловно, эти формулы противоположны гуманистическим взглядам Т. Блаватской. Следовательно, эти две категории взаимодействуют каким-то иным образом, делает вывод Е. Малая.

Существует и другая концепция, согласно которой зло есть лишь отсутствие добра. Отсюда следует, что существование «антикатегории» не предполагается, закон единства и борьбы противоположностей не срабатывает, а концепция не объясняет взаимодействия добра и зла. В данном случае (суммарное количество добра установлено свыше) или же (добро есть результат жизнедеятельности человеческого общества). Если же представить зависимость этих величин как , то . И тогда становятся понятными евангельские заветы от Луки (гл. 6: 35-38). Согласны ли Вы с рассуждениями студентки и выведенными ею формулами? Что, на Ваш взгляд, в последней формуле означает «k» и каким образом эта формула разъясняет евангельские заветы?

28. Оцените следующие высказывания выдающихся людей о добре и зле. Согласны ли Вы с ними?

· Добро, рожденное пороком, если и бывает добром, то только самой низкой пробы (Л. Вовенарг, французский писатель, 1715–1747).

· Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский, русский историк, 1841–1911).

· Первый шаг к добру – не делать зла (Ж.-Ж. Руссо, французский философ, 1712–1778).

· Зло – стремление к утверждению себя за счет остальных и всего остального (Д. Андреев, русский писатель, 1906–1959).

· Только страх и корысть делают человека злым (Г. Рейналь, аббат, французский историк и теолог, 1713–1796).

· Зло подкрадывается, как болезнь; добро прибегает, запыхавшись, как врач (Г. Честертон, Английский политик, писатель, 1874–1936).

2.3.3. Страдание и Сострадание1

Во всех религиозных и философских учениях понятия «страдание» и «сострадание» определяются более или менее одинаково. Под страданием понимается физическая или нравственная мука, боль. Сострадание определяется как жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем, муками другого человека. Однако вопрос о причинах и жизненном смысле этих состояний всегда был проблемным полем горячих споров и дискуссий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3211 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2414 - | 2126 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.