Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания, она возникает вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает относиться к другому человеку, их отношения обретают ту или иную форму моральности или аморальности. С этим согласны все этические учения. Однако по вопросу происхождения морали имеются определенные разногласия.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОРАЛИ
Религиозная концепция происхождения морали утверждает, что мораль дается человеку от Бога, высшим основанием морали считает «божественный закон», имеющий вечный характер, и поэтому нравственная природа человека, согласно религиозной концепции, неизменна. Религиозная концепция морали авторитарна: моральные требования в виде Божественного закона даны человеку высшим авторитетом — Богом и сформулированы в десяти библейских заповедях. Справедливость закона должна постигаться не разумом, но безоговорочной Верой в Бога; моральный долг определяется Любовью к Богу; а потеря Надежды (на Бога) расценивается как величайший грех.
Натуралистические концепции возникновения морали утверждают, что мораль изначально заложена в человеке самой природой. Существует ряд натуралистических концепций:
– социал-дарвинизм, которыйсчитает, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе, поэтому происхождение нравственности следует искать в избирательной способности самой жизни, в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных;
– евгеника, котораяисходит из того, что социальные формы поведения, в том числе и моральные, являются свойствами, наследующимися человеком от родителей, и поэтомудобрые или злые качества прирождены ему и не поддаются изменению;
– психоаналитическая концепция морали, базирующаяся на фрейдизме и определяющая поведение личности неподвластными сознанию психическими процессами, в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения.
Социологизаторская концепция возникновения морали связывает ее существование исключительно с развитием общества: истоки нравственности она усматривает в социально-исторических и материально-экономических условиях и потребностях общества, а сама нравственность рассматривается как ответ на эти потребности (социально-исторический детерминизм), что неизбежно ведет к авторитаризму.
Культурологическая концепция морали – наиболее рациональная и современная. Для нее характерен обобщающий, интегративный подход: не отрицая ни биопсихической природы нравственности, ни роли религии в ее развитии, ни ее социальных оснований, предполагая изначальную включенность морали в исторический процесс, эта концепция связывает ее происхождение и развитие с конкретными социокультурными условиями.