Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социология познания и массовых коммуникаций 3 страница




В таком случае, очевидно, социология познания занимается про­блемами, которые имеют длительную историю. Не случайно эта дис­циплина была основана ее первым историком — Эрнстом Грюнваль-дом1. Но нас многочисленные предшественники современных тео­рий интересуют далеко не в первую очередь. Действительно, лишь немногие современные наблюдения не нашли своего выражения го­раздо раньше в виде сжатого наводящего на размышления афориз­ма. Королю Генриху IV напоминали: «Твое желание, Гарри, было отцом этой мысли» — только за несколько лет до того, как Бэкон написал: «Человеческий разум не холодный свет, его питают воля и чувства; а это порождает желательное каждому в науке»*. И Ницше

© Перевод. Каганова З.В., 2006 В этой главе ничего не будет сказано об истории этой дисциплины. Эрнст Грюн-вальд дает очерк ранних стадий ее развития, начиная по крайней мере с так называемой эРы Просвещения (см.: Gruenwald E., Das Problem derSociologie des Wissens (AVien — Leipzig ""helm Braumueller, 1934». Что касается общего обзора, см.: Dahlke H.O., «The sociology of knowledge», in: Barnes H.E., Howard and F.B. Becker, eds., Contemporary Social Theory (New York: Appleton — Century, 1940), pp. 64—89. — Примеч. автора.

Бэкон Ф. Новый органон. — Ленинград: ОГИЗ — Соцэкгиз, Ленинградское отделение, 1935, с. 120. - Примеч. пер.


написал множество афоризмов о том, каким образом потребности определяют перспективы, через призму которых мы интерпретиру­ем мир, так что даже чувственные восприятия пропитываются цен­ностными предпочтениями. Предшественники социологии позна­ния только подтверждают одно замечание Уайтхеда, который счи­тал, что приблизиться к истинной теории и схватить, как она при­меняется, — это две совершенно разные вещи, как учит история науки. Все сколько-нибудь важное уже было сказано раньше — кем-то, кто не открывал этого.

Социальный контекст

Помимо исторического и интеллектуального происхождения, есть еще один вопрос: на чем базируется современный интерес к социо­логии познания? Общеизвестно, что в качестве отдельной дисципли­ны социология познания культивировалась прежде всего в Германии и во Франции. Американские социологи стали проявлять интерес к проблемам в этой области только в последние десятилетия. Рост ко­личества публикаций и — решающее свидетельство академической респектабельности — докторских диссертаций в этой области отчас­ти свидетельствует о возрастающем интересе.

Непосредственное и явно неадекватное объяснение этого разви­тия событий указало бы на постоянно происходящий в настоящее вре­мя перенос европейского социологического мышления в Америку теми социологами, которые недавно приехали в эту страну. Несомненно, эти ученые входили в число носителей и распространителей социологии познания. Однако это обстоятельство просто обеспечивало наличие этих концепций и не больше объясняло их действительное призна­ние, чем сам факт наличия чего-либо в любом другом примере диф­фузии культур. Американское мышление оказалось восприимчивым к социологии познания главным образом потому, что она имела дело с такими проблемами, понятиями и теориями, которые становились все более уместными в нашей современной социальной ситуации, так как наше общество обрело некоторые черты тех европейских обществ, в которых эта дисциплина развивалась первоначально. Социология познания становится уместной в определенных социальных и куль­турных условиях2. С углублением социального конфликта различия между групповыми ценностями, установками и образами мыслей до-

2 См.: Mannheim К., Ideology and Utopia, pp. 5-12; Sorokin P., Social and Cultural Dynamics, II, pp. 412—413. — Примеч. автора.


стигают такого пункта, где ориентация, которая у этих групп раньше была общей, затемняется из-за несовместимых с ней различий. Та­кое развитие событий не только создает различные дискурсивные миры, но существование любого из этих миров бросает вызов валид-ности и легитимности остальных. Сосуществование этих конфликт­ных перспектив и интерпретаций в одном и том же обществе приводит к активному и взаимному недоверию между группами. В контексте не­доверия больше никто не исследует содержание мнений и суждений, чтобы определить, валидны они или нет; больше никто не сопоставля­ет суждения с их релевантным обоснованием; зато вводится совершен­но новый вопрос: как происходит, что придерживаются именно этих взглядов? Мышление становится функционализированным; оно ин­терпретируется с позиций его психологических, экономических, со­циальных или расовых источников и функций. В общем, этот тип фун-кционализации встречается тогда, когда суждения подвергаются со­мнению, когда они кажутся так явно неправдоподобными, абсурд­ными или противоречивыми, что уже не нужно больше исследовать доказательства «за» и «против», а нужно только выяснить, почему это суждение вообще возникло3. Такие «чуждые» утверждения «объясня­ются» особыми интересами, случайными мотивами, разрушенными перспективами, социальным положением и т.д. (или приписываются им). В обыденном мышлении эта позиция влечет за собой взаимные нападки на честность оппонентов; в более систематическом мышле­нии она приводит к взаимному идеологическому анализу. На обоих уровнях она подпитывается за счет нарушений коллективной безо­пасности и подпитывает их.

В этом социальном контексте широкое распространение получа­ет множество интерпретаций человека и культуры, которые имеют некоторые общие исходные предпосылки. Не только идеологический анализ и социология познания, но и психоанализ, марксизм, се-

3 Фрейд наблюдал эту тенденцию скорее для того, чтобы выяснить «происхожде­ние», чем для проверки валидности тех суждений, которые кажутся нам очевидно абсурдными. Предположим, например, что некто утверждает, будто центр Земли сде­лан из джема. «Результатом наших интеллектуальных возражений станет переключе­ние наших интересов; вместо того чтобы заинтересоваться исследованием, действи­тельно ли внутренность Земли сделана из джема или нет, мы начнем интересоваться, каким должен быть человек, у которого в голове имеется такая идея...» (Sigmund Freud, New Introductory Lectures (New York: W.W. Norton, 1933, p. 49). На социальном уровне принципиальное различие воззрений различных социальных групп приводит нетоль-ко к нападкам ad hominem [букв, применительно к человеку; довод, который имеет лью не доказательство правильности выдвигаемого положения, а воздействие на Увства собеседника. — Примеч. пер.], но также и к «функционализированным объяс­нениям». _ Примеч. автора.


мантический и пропагандистский анализ, концепция Парето и в ка­кой-то мере функциональный анализ имеют сходные воззрения на роль идей, несмотря на свои различия в других отношениях. С одной стороны, есть область вербализации и идей (идеологии, рационально­сти, способы выражения чувств, искажения, фольклор, словопроиз­водство), каждая из которых считается способом выражения, словоп­роизводства или обмана (себя самого или других людей) и функцио­нально связана с каким-либо субстратом. С другой стороны, имеются ставшие понятными гораздо раньше субстраты (производственные от­ношения, социальное положение, базисные импульсы, психологичес­кий конфликт, интересы и чувства, межличностные отношения и т.п.). Через все это проходит сквозная основополагающая тема — тема спонтанной детерминации идей субстратом, подчеркивающая различие между реальностью и иллюзиями, между реальностью и ви­димостью в сфере человеческого мышления, мнений и поведения. И каковы бы ни были намерения аналитиков, их анализ имеет ярко выраженную тенденцию — обвинить, секуляризировать, ироничес­ки высмеять, сатирически изобразить, сделать чуждым, лишить вся­кой ценности внутреннее содержание любого общепринятого убеж­дения или точки зрения. Рассмотрим только, какие скрытые намеки содержатся в терминах, отобранных в связи с этими контекстами при­менительно к мнениям, идеям и мыслям: ложные жизненные пред­ставления, мифы, иллюзии, словесное творчество, фольклор, рацио­нализация, идеология, вербальный фасад, псевдопричины и т.д. Об­щей для всех этих схем анализа является только практика обесцени­вания парадной стороны заявлений, мнений, идей вследствие того, что они рассматриваются в новом контексте, который позволяет раскрыть их «реальное значение». Каково бы ни было намерение аналитика, высказывания, обычно рассматриваемые с точки зрения их очевид­ного содержания, разоблачаются благодаря соотнесению этого содер­жания со свойствами того, кто делает эти высказывания, со свойства­ми общества, в котором он живет. Профессиональный бунтарь, под­готовленный разоблачитель, аналитик в области идеологии и, соот­ветственно, свойственный им образ мыслей процветают в обществе, где большие группы людей уже отчуждены от общих ценностей и где отдельные «дискурсивные миры» связаны взаимным недовери­ем. Идеологический анализ систематизирует недостаток доверия к главным символам, получившим широкое распространение; отсю­да — его уместность и популярность. Аналитик в области идеологии не создает своих последователей, так как он обращается к таким пос­ледователям, которым его анализ помогает осмыслить происходя-


щее, то есть подтверждает их опыт, который раньше не подвергался анализу4.

В обществе, где взаимное недоверие получает выражение в по­пулярном обороте «ему-то какое до этого дело?»; где слова «треску­чие фразы» и «пустословие» стали идиоматическими выражениями почти для целого столетия, а «разоблачение» — для целого поколе­ния; где реклама и пропаганда вызвали активное неприятие любо­го высказывания по его парадно-ценностной внешности; где псев­дообщественному поведению, рассматриваемому в качестве при­ема для улучшения экономического или политического положения индивида, обучают с помощью бестселлера, описывающего, как за­воевать друзей, на которых можно оказывать влияние; где соци­альные отношения все больше инструментализируются, так что че­ловек начинает думать, что другие стремятся прежде всего управ­лять и манипулировать им, эксплуатировать его; где растущий ци­низм влечет за собой прогрессирующее отчуждение от значимых групповых связей и высокий уровень отчуждения от самого себя; где неуверенность в своих собственных мотивах озвучена в нерешитель­ном обороте «я могу дать рациональное объяснение, но...*; где за­щита от болезненного разочарования может состоять в том, чтобы всегда оставаться разочарованным, не рассчитывать на честность других и заранее сомневаться в их мотивах и компетентности, — в таком обществе систематический идеологический анализ и произ­водная от него социология познания обретает социально обосно­ванную уместность и последовательность. И американские акаде­мики, которым представили аналитические схемы, по-видимому, упорядочивающие хаос культурного конфликта, подвергающего со­мнению ценности и точки зрения, быстро поняли и усвоили эти ана­литические схемы.

«Коперниканская революция» в этой области исследований со­стояла в появлении гипотезы, согласно которой не только ошибка, или иллюзия, или недостоверное мнение, но и открытие истины со­циально (исторически) обусловлено. До тех пор, пока внимание кон­центрировалось на социальной детерминации идеологии, иллюзии, мифа и моральных норм, социология познания не могла возникнуть. И без нее было совершенно ясно, что объяснение ошибочного или

4 Понятие уместности было принято марксистскими предвестниками социоло­гии познания. «Теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основы­ваются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или иным обновителем МиРа. Они являются лишь общим выражением действительных отношений происхо­дящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах историчес-ого движения» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. — K-°t- — изд. второе. — М.: 1955, — т. 4, с. 438). — Примеч. автора.


несертифицированного мнения включает в себя действие некоторых внетеоретических факторов, что иногда требуется специфическое объяснение, так как реальный объект не дает возможности объяснить ошибку. Однако в случае подтвержденного или сертифицированного познания долгое время считалось, что его можно адекватно объяс­нить с точки зрения непосредственного отношения объекта и его ин­терпретатора. Началом социологии познания послужила замечатель­ная гипотеза, согласно которой даже истины следовало считать со­циально обусловленными, связанными с историей общества, в кото­ром они возникли.

Дать краткий очерк даже основных течений социологии позна­ния — значит не дать адекватного представления ни об одном из них и исказить их все. Разнообразие формулировок — от Маркса до Ше-лера и Дюркгейма; разнообразие проблем — от социальной детерми­нации систем категорий до классового характера политической иде­ологии; огромные различия в сфере применения — от всеобъемлю­щих категорий интеллектуальной истории до социальной локали­зации мышления негритянских ученых за последние десятилетия; разнообразные пределы, приписываемые этой дисциплине — от всеобъемлющей социологической эпистемологии до эмпирических отношений частных социальных структур и идей; пролиферация концептов — идей, убеждений, позитивного знания, мышления, ис­тины, суперструктуры и т.д.; разнообразие методов обоснования — от правдоподобных, но не подтвержденных документально обвине­ний, до тщательного исторического и статистического анализа — в свете всего этого сжатое до нескольких страниц описание одновре­менно и аналитического аппарата, и эмпирических исследований должно пожертвовать деталями ради целого.

Чтобы сделать сопоставимыми многочисленные и разнообразные исследования, появившиеся в этой области, мы должны следовать некоторой аналитической схеме. Нижеследующая парадигма задума­на как шаг в этом направлении. Она, несомненно, является частной и, будем надеяться, временной классификацией, которую со време­нем заменит лучшая, более точная аналитическая модель. Но все же она обеспечивает основание для составления полного каталога вы­дающихся достижений в этой области; для выявления противоре­чивых, контрастных и совместимых результатов; для совершенство­вания применяемого в настоящее время концептуального аппарата; для определения природы тех проблем, которые занимают ученых, работающих в этой области; для оценки данных, с помощью кото­рых они исследуют эти проблемы; для того, чтобы отыскать харак-


терные пробелы и недостатки в современных способах интерпре­тации. Классификация, составленная на основании нижеследующей парадигмы, подготовит появление зрелой теории в социологии по­знания.

Парадигма социологии познания

1. Где находится экзистенциальный базис ментальной продукции?

а. Социальный базис: социальное положение, класс, поколение, про­
фессиональные функции, способ производства, групповые структуры
(университет, бюрократия, академии, секты, политические партии), «ис­
торическая ситуация», интересы, общество, этническая принадлежность,
социальная мобильность, структура власти, социальные процессы (кон­
куренция, конфликт и т.д.).

б. Культурный базис: ценности, этос, общественное мнение, дух на­
рода, дух времени, тип культуры, культурная ментальность, мировоззре­
ние и т.д.

2. Какая ментальная продукция подвергается социологическому анализу?

а. Сферы: моральные убеждения, идеологии, идеи, категории мыш­
ления, философия, религиозные верования, социальные нормы, пози­
тивные науки, технология и т.д.

б. Какие аспекты анализируются: их выбор (на чем сосредоточено вни­
мание), уровень абстрагирования, предпосылки (что считается данными, а
что — проблемами), концептуальное содержание, модели верификации,
цели интеллектуальной деятельности и т.д.

3. Каким образом ментальная продукция связана с экзистенциальным
базисом?

а. Причинные или функциональные связи: детерминация, причина, соот­
ветствие, необходимое условие, обусловленность, функциональная взаи­
мозависимость, взаимодействие, зависимость и т.д.

б. Символические, организмические или смысловые отношения: согла­
сованность, гармония, последовательность, единство, конгруэнтность,
сочетаемость (и антонимичность); выражение, реализация, символичес­
кое выражение, взаимное структурное тяготение (Structurzusammenhang),
структурная идентичность, внутренние связи, стилистические аналогии,
логически значимая интеграция, идентичность значений и т.д.

в. Двусторонние термины, обозначающие отношения: соответствие,
отображение, быть чем-то ограниченным, быть тесно связанным с чем-
то, и т.д.

4. Явные и латентные функции, приписываемые этой экзистенционально
обусловленной ментальной продукции (ответ на вопрос «зачем?»):


а. Чтобы сохранить власть, укрепить стабильность, сохранить ори­ентацию, продолжить эксплуатацию, завуалировать действительные социальные отношения, обеспечить мотивацию, канализировать по­ведение, отвечать на критику, смягчать враждебность, обеспечивать спокойствие, управлять природой, координировать социальные отно­шения и т.д.

5. Из какого источника получены отношения, приписываемые экзистен­
циальной базе и познанию?

а. Из исторических теорий (ограниченных рамками конкретных об­ществ или культур).

6. Из общих аналитических теорий.

Существуют, разумеется, дополнительные категории для класси­фикации и анализа исследования в социологии познания, которые представлены здесь далеко не полностью. Таким образом, вечная про­блема осмысления экзистенциальных влияний на познание, позво­ляющих выяснить его (познания) эпистемологический статус, горя­чо обсуждалась с самого начала. Решения этой проблемы, которые допускают, что социология познания с необходимостью является со­циологической теорией познания, образуют широкий спектр выска­зываний, начиная с заявления о том, что «генезис мысли не связан не­обходимым образом с ее валидностью», и кончая крайне релятивистс­ким положением, согласно которому истина есть «просто» функция социального или культурного базиса, что она основывается только на социальном консенсусе и что, следовательно, любая принятая в куль­туре теория истины претендует на валидность, равную валидности любой другой теории.

Но изложенная выше парадигма позволяет организовать различ­ные подходы и заключения в этой области таким образом, что этого будет достаточно для наших целей.

Основные подходы, которые следует рассмотреть здесь, — это под­ходы Маркса, Шелера, Маннгейма, Дюркгейма и Сорокина. Текущая работа в этой области по большей части ориентируется на ту или иную из этих теорий, либо модифицируя применение их концепций, либо развивая альтернативные концепции. Другие источники исследова­ний в этой области, свойственные именно американскому мышле­нию (например, прагматизм), мы намеренно опустим, так как они до сих пор формулировались вне конкретных связей с социологией познания и не включались сколько-нибудь заметно в процесс иссле­дования.


Экзистенциальный базис

Центральным пунктом, с которым согласны все подходы в соци­ологии познания, является тезис, утверждающий, что мышление име­ет экзистенциальный базис, поскольку оно не детерминировано им­манентно и поскольку тот или иной из его аспектов можно вывести из внекогнитивных факторов. Однако это чисто формальное согла­сие, позволяющее развивать самые разнообразные теории относитель­но природы экзистенциального базиса.

В этом отношении, как и во всех остальных, основным очагом дискуссий в области социологии познания является марксизм. Не входя в обсуждение проблемы интерпретации и точной идентифика­ции марксизма (нам нужно только помнить слова Маркса: «Я ни в коем случае не марксист»), мы можем набросать его основные фор­мулировки прежде всего по работам Маркса и Энгельса. Какие бы изменения ни происходили в их теории на протяжении полувека их деятельности, они постоянно придерживались тезиса, гласившего, что «производственные отношения» образуют «реальный базис» для над­стройки идей. «Способ производства материальной жизни обуслов­ливает социальный, политический и духовный процессы жизни во­обще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их обще­ственное бытие определяет их сознание»5. Пытаясь придать идеям функциональный характер, то есть связать идеи индивидов с социо­логическими основаниями, Маркс локализирует их в классовой струк­туре. Он не столько полагает, что другие влияния вообще не оказыва­ют никакого воздействия, сколько то, что именно класс является пер­вичной детерминантой и в качестве таковой — единственным и са­мым плодотворным исходным пунктом анализа. Эта мысль получает ясное выражение в его первом предисловии к «Капиталу»: «...здесь дело идет о лицах лишь постольку, поскольку они являются олицет­ворением экономических категорий, носителями определенных клас­совых отношений и интересов»6. Абстрагируясь от других перемен­ных и рассматривая людей в их экономических и классовых ролях, Маркс предполагает, что эти роли являются первичными детерми­нантами, и, таким образом, оставляет открытым вопрос: в какой мере они дают адекватное объяснение мышления и поведения в каждом кон-

5 Маркс К. К критике политической экономии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. —
изд. второе. — М.: 1959, —т. 13, с. 7. — Примеч. автора.

6 Маркс К. Капитал. — Т. 1. Предисловие к первому изд. — К. Маркс и Ф. Эн­
гельс. Соч.— изд. второе. — М.: I960, — Т. 23, с. 10. Ср. с. Маркс К. и Энгельс Ф.
Немецкая идеология. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. — изд. второе. — М.: 1955. — Т.
3, а также с: Weber M., Gesammehe Aufsatze zur Wissenschhaftslehre, s. 205. — Примеч.
автора.


кретном случае. Фактически одно из направлений развития марксиз­ма, начиная с ранней работы «Немецкая идеология» и вплоть до пос­ледних работ Энгельса, представляет собой попытку определить, в какой мере производственные отношения действительно обусловли­вают познание и формы мышления.

Однако как Маркс, так и Энгельс неоднократно и все более на­стойчиво подчеркивали, что идеологию социальной страты не нужно выводить только от тех личностей, которые объективно включены в эту страту. Уже в «Коммунистическом манифесте» Маркс и Энгельс указывали: когда начинается разложение господствующего класса, его «небольшая часть... примыкает к революционному классу... Как преж­де часть дворянства переходила к буржуазии, так теперь часть буржу­азии переходит к пролетариату, именно — часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понимания всего хода исто­рического движения»7.

Анализируя свои перспективы и предпосылки, определяя, каким образом конструируются их проблемы, идеологии социально ограни­чены точкой зрения того или иного класса. Мышление не локализу­ется чисто механически, просто благодаря установлению классового положения мыслителя. Тот или иной образ мыслей свойствен такому классу, для которого он «подходит», чью социальную ситуацию с ее классовыми конфликтами, устремлениями, страхами, ограничения­ми и объективными возможностями в рамках данного социоистори-ческого контекста он выражает. Самая ясная формула Маркса по это­му поводу гласит:

Не следует только впадать в то ограниченное представление, будто мелкая буржуазия принципиально стремится осуществить свои эгоис­тические классовые интересы. Она верит, напротив, что специальные ус­ловия ее освобождения суть в то же время те общие условия, при кото­рых только и может быть спасено современное общество и устранена классовая борьба. Равным образом не следует думать, что все предста­вители демократии — лавочники или поклонники лавочников. По сво­ему образованию и индивидуальному положению они могут быть дале­ки от них, как небо от земли. Представителями мелкого буржуа делает их то обстоятельство, что их мысль не в состоянии преступить тех гра­ниц, которых не преступает жизнь мелких буржуа, и потому теорети­чески они приходят к тем же самым задачам и решениям, к которым мелкого буржуа приводит практически его материальный интерес и его общественное положение. Таково и вообще отношение между поли-

7 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. — К. Маркс и Ф-Энгельс. Соч. — изд. второе. — М.: 1955. — Т. 4, с. 433—434. — Примеч. автора.


тическими и литературными представителями класса и тем классом, ко­торый они представляют8.

Но если мы не можем вывести идеи из объективного классового положения их носителей, то это оставляет широкий простор для ин­детерминизма. Кроме того, возникает еще одна проблема — раскрыть, почему одни идентифицируют себя с типичными воззрениями того социального слоя, к которому они принадлежат объективно, тогда как другие принимают исходные предпосылки иного, чем их собствен­ный, социального слоя. Эмпирическое описание факта не служит адекватной заменой его теоретического объяснения.

Рассматривая экзистенциальный базис, Макс Шелер обычно про­тивопоставляет свою собственную гипотезу другим распространенным теориям9. Он проводит различие между социологией культуры и тем, что он называет социологией реальных факторов (RealsoziOlogie). Дан­ные, относящиеся к культуре, являются «идеальными» и находятся в царстве идей и ценностей; «реальные факторы» ориентированы на эф­фективные перемены в реальной природе или реальном обществе. Пер­вые определяются идеальными целями или намерениями; последние выводятся из «структуры влечений» (Triebstructur, то есть пола, голода, власти). Фундаментальная ошибка всех натуралистических теорий, считает он, состоит в том, что они утверждают, будто реальные фак­торы — будь то раса, геополитика, структура политической власти или экономические производственные отношения — однозначно опре­деляют царство осмысленных идей. Он отвергает также все идеоло­гические, спиритуалистические и персоналисте кие концепции, ошиб­ка которых состоит в том, что они рассматривают историю экзистен­циальных условий как однолинейное развертывание истории духа. Он приписывает этим реальным факторам полную автономность, непос­ледовательно утверждая при этом, что их развитие направляется и управляется ценностно-нагруженными идеями. Идеи как таковые

8 Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. — К. Маркс и Ф. Энгельс.
Соч. — изд. второе. — М.: 1957 — т. 8, с. 148. — Примеч. автора.

9 Это соображение базируется на наиболее тщательно продуманной дискуссион­
ной работе Шелера «Проблема социологии знания» (Probleme einer Sociologie des
Wissens), помещенной в его книге Die Wissensformen und die Gesellschaft (Leipziig: Der
Neue — Geist Verlag, 1926), ss. 1 —229. Этот очерк представляет собой расширенный и
переработанный вариант очерка, входящего в его книгу: Versuche zu einer Sociologie des
Wissens
(Miinchen: Duncker und Humblot, 1924), ss. 5—146. Что касается последовав­
шего за этим обсуждения идей Шелера, см.: Schillp P.A., «The formal problems of
Schheler's Sociology of knowleedge», The Philosophical Review, March, 1927, 36, pp. 101 —
20; Becker H. and Dahlke И.О., «Max Scheler's sociology of knowledge», Philosophy and
Phenomenological Research,
2, pp. 310—322, March, 1942. — Примеч. автора.


первоначально не имеют социальной эффективности. Что касается динамического воздействия на общество, то чем идея «чище», тем меньше ее потенциал. Идеи не находят своего реального осуществле­ния и своего воплощения в истории культуры до тех пор, пока они каким-либо образом не окажутся связанными с интересами, влече­ниями, эмоциями или коллективными склонностями и не будут вме­сте с ними инкорпорированы в институциональные структуры10. Толь­ко тогда и только в этом ограниченном аспекте натуралистические теории (то есть марксизм) получают свое оправдание, которое состо­ит в том, что они оказывают определенное влияние. Если бы идеи не имели основания в поступательном развитии реальных факторов, они были бы обречены оставаться чисто утопическими.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 278 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2261 - | 2183 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.