Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формы возникновения государства




1. Западная форма (или европейский путь):

- классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным развитием частной собственности на землю, скот, рабов и т.п., было главным в данной форме системно образующим фактором;
- от человека как собственника, личности, гражданина к формированию политической власти общества;

- защита гражданских нрав и свобод — главная задача го­сударства;

- гражданин и государство — равные партнеры.

Разновидности западного пути возникновения государства:

а) афинский или классический («чистый») - (см. диалектику возникнове­ния государства). В данном случае государство возникает из расслоения общества и классовых противоречий, без вмешательства каких-либо дополнительных факторов и появляется в виде полисов;

б) римский (вышеуказанные причины + борьба пле­беев, живших вне римских городов, против патрициев, т. е. го­рожан, знати);

в) древнегерманский (государство возникает в результате насилия, завоевания дикими германскими племенами (варвара­ми) римского государства).

2. Восточная форма (или азиатский путь):

- являлся одним из основных путей возникновения государства;

- устойчивые, традиционные социально-экономические отношения и структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность – здесь оказались важнейшими причинами развития первобытнообщинного строя по данному историческому направлению;

- управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества;

- здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения;

- значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

- общинная или коллективная собственность на землю, ко­торая, минуя частную, переходит в собственность государства;

- деспот (тиран) как источник и носитель государственной власти;

- полная зависимость жителей от государственной власти, тирана.

Восточные государства:

- заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего;

- были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство выступало организатором производства.
Разновидности восточного пути возникновения государства:

а) египетский;

б) китайский;

в) персидский и др.

3. Смешанная форма возникновения государства:

- является сочетанием западного и восточного путей возникновения государства (примером являются такие государства как Русь и Германия);

- при таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений «сразу» к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно;

- община сохраняется из-за внешней угрозы;

- рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности;

- верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путём военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается, таким образом, зависимой. В некоторых случаях на процесс образования государства оказывает решающее воздействие внешняя агрессия;

- идёт активное заимствование государственности у других народов (Русь - Византия, Германия - Рим).

Особенности возникновения Древнерусского государства:

- миновало период рабовладельческого строя;

- высокий уровень развития производительных сил (орудий труда) у восточных славян позволяло достигать больших результатов при меньших затратах человеческих сил;

- климатические условия, которые делали невыгодным содержание рабов;

- более позднее, по сравнению с другими народами, разложение родового строя (задержка во многом обусловлена последствиями ледникового периода);

- наличие верви - крестьянской общины, сплоченной очень тесными внутренними связями, которая вытесняла рабский труд.

Таким образом:

- общей или единой формы возникновения политической власти (государства) не было и не могло быть;

- комплекс объективных и субъективных факторов (природных, географических, исторических, политических, национальных, личностных) в каждом конкретном случае порождал специфику в той или иной форме государства.

- процесс возникновения государства характеризовался рядом типичных черт и стадий, которые и формируют институт государства как особого социального феномена. При этом у многих народов наблюдались существенные отклонения от "типовой" модели формирования государства, что можно рассматривать как особенности возникновения государства на различных территориях

Причины возникновения права:

- экономические (появление частной собственности, разделения труда и т.п.);

- социально-политические (классовое расслоение членов общества, развитие политических отношений и т. п.);

- духовные (духовное развитие человека, общества).

Право невозможно без государства, потому что:

- право – продукт жизнедеятельности общества, результат конфликта интересов людей. Основа права складывается в процессе отношений людей, а государство лишь санкционирует правила или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к совершению тех или иных действий.

- государство - творец права, т.е. преобразование обычаев в правовые нормы, «открытие» права как такового невозможно без деятельности государственного аппарата;

- без государственного обеспечения правовые нормы теряют смысл.

Основные теории происхождения государства и права:

1. Патриархальная (Аристотель, Р.Филмер, Н.Михайловский, Конфуций):

- государство это естественный результат исторического развития семьи,

форма социальной жизни;

- государство в лице монарха есть продолжение отцовской власти в семье (если отец в семье - глава для членов своей семьи, то монарх - глава государства, «отец» для своих подданных, которые обязаны подчиняться его воле);

- власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином.

2. Теологическая (Ф. Аквинский, Заратустра, св. Августин, А. Мень, официальная доктрина Ватикана и Русской Православной Церкви):

- это одна из древних теорий происхождения государства;

- государство – это воплощение божественной воли на земле, результат божественного промысла;

- только то государство имеет будущее, где соблюдаются христианские заповеди;

- государство вечно, как и сам Творец, поскольку божественный разум управляет миром, лежит в основе природы, общества, мирового порядка.

3. Договорная или естественно-правовая (Г.Гроций, Б.Спиноза, Т. Гоббс, Ж. Руссо, Д. Локк, Д. Дидро, Гольбах, А.Н. Радищев):

- государство и право — продукты человеческого разума;

- народ является источником государственной власти, носителем суверенитета;

- права и свободы человека носят неполитический характер;

- государство не имеет права отменять естественные права и свободы человека, оно обязано их охранять;

- в целях выживания люди объединяются в государственный союз, поручая ему ряд функций, поэтому государство — это результат соглашения между людьми о правилах совместного общежития;

- в основе этих правил или общественного договора лежит народный суверенитет, главенствующий над суверенитетом государства;

- если правители нарушают общественный договор, то народ, как единственный источник власти в государстве, имеет право на их свержение и установление нового политического режима.

4. Органическая (Платон, Аристотель, Г. Спенсер):

- государство должно быть подобно здоровому человеческому организму, имеющему свои «руки», «ноги», «сердце» «голову» т.д.;

- каждая из отдельных частей государства самостоятельно существовать не может;

- государство должно соответствовать (не противоречить) общественному организму;

- если государство «здоровое», то и все его «клетки» функционируют нормально. И напротив, «болезнь» отдельных частей государства отрицательно сказывается на состоянии всего государственного организма в целом.

5. Теория насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский):

- государство возникает в результате завоевания одних племен другими;

- насилие составляет первооснову государства;

- в ходе эволюции выживают только сильнейшие государства.

6. Материалистическая или классовая (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин):

- государство возникает в результате развития экономических (материальных) отношений, которые обусловливают:

а.) общественное разделение труда;

б) появление прибавочного продукта;

в) возникновение частной собственности на орудия и средства производства;

г) раскол общества на антагонистические классы.

- «Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим».- К.Маркс.

- «государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим».- В.И.Ленин.

7. Психологическая (З.Фрейд, Д.Фрейзер, Л.Петражицкий, Н.М.Коркунов):

- государство – это результат особых переживаний, психобиологических влечений, инстинктов человека;

- основа государства лежит в свойствах человеческой психики;

- государство необходимо для подавления природных, агрессивных влечений человека;

- закономерности развития государства адекватны общим законам психологии.

8. Расовая (Ж..Гобино, Ф.Ницше):

- люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы;

- высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами;

- высшие расы являются создателями государства как организации управления низшими расами.

10. Патримониальная (Галлер):

- государство произошло от права собственника на землю (патримониум);

- из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. Так складывается феодальный сюзеренитет.

11. Ирригационная (К.Витфогель):

- возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы;

- государство выступает как организатор масштабных общественных работ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1143 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2250 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.