Историю человечества можно разделить на два периода:
- первобытный;
- классово-организованный (или государственно-организованный).
Первобытнообщинный строй в своем развитии прошел три этапа:
- первобытное стадо;
- родовая община (поздний неолит, 5—-7 тыс. лет назад);
- разложение родовой общины.
Кроме того, по материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю человечества на три «века»:
- каменный век (начался около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тыс. лет до н.э.);
- бронзовый (длился более 2,5 тыс. лет);
- железный (наступил приблизительно в середине 2 тыс. до н.э. и длится по настоящее время).
Итак:
- большая часть истории человечества приходится на период первобытности;
- общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины;
- в осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом;
- эту общественную власть принято наукой называть потестарной (от лат. potesta – власть);
- это была еще не политическая власть.
Власть вообще понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально-полезных результатов.
Социальная власть существует на трех уровнях:
- семьи, отдельного коллектива и общества в целом.
Организация социального управления в первобытном обществе:
- Родовая община - старейшина и совет, на время войны избирается вождь;
- Племя - вождь, совет, старейшины, совет племени;
- Племенной союз - вождь союза, совет племенных вождей.
Признаки потестарной власти родовой организации:
- общественный характер, т.е. власть исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода);
- кровнородственный принцип как основа строения первобытной власти, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;
- отсутствие особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции;
- властные структуры не были отделены от общества); - на занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте;
- выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий.
В родовой организации, как и во всяком обществе, существовало принуждение, которое:
- носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата.
- состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины;
- выражалось в общественной форме или отсутствии особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины рода.
Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.
Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап:
- был связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию;
- получил название неолитической революции, т. к. произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы.