Поскольку капитализм является подготовительной и предшествующей стадией социализма, то правовое государство должно быть признано прямым предшественником того государства, которое осуществит социальную справедливость».- Б. А. Кистяковский.
Правовое государство - это государство с верховенством закона как главного принципа регулирование общественных отношений при разделении государственных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) в качестве необходимого условия существования данного государства.
Основной причиной возникновения этой концепции послужило извечное стремление человека к наилучшему устройству своей жизни в обществе на основе наивысшей человеческой справедливости, что и нашло отражение в его трудах.
Основатели теории правовой государственности:
- Платон: «Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях...» - Платон. Соч. Т.З. Ч. 2. М, 1972. С.188.
- Аристотель: «Кто требует, чтобы закон властвовал, требует, кажется того, чтобы властвовало только божество и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это свое требование своего рода животный элемент».- Аристотель. Политика. М., 1911. С.145.
- Цицерон: «Народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных
между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».-Цицерон. Диалоги. М., 1966. С. 20.
- Д. Локк («Свобода людей, находящихся под властью правительства заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем». - Локк Д. Избр. философ. произвед. М., 1960. С. 16);
- Ш. Л. Монтескье - первый ввел в научный оборот термин «правовое государство». («Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их». - Монтескье Ш. Л. Избр. произвед. М., 1955, С. 290);
- К. Маркс: «Юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона» - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 62;
- И. Кант: «Государство - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». - Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233.
В истории русской правовой мысли первым идею правового государства сформулировал М. М. Сперанский. В подготовленной им для Александра I записке «Введение к изложению государственных законов» подчеркивалось:
- государственная власть должна быть построена на прочной конституционной основе;
- государственная власть должна действовать строго в пределах очерченных законом;
- правовое государство - гарант безопасности, свободы гражданина;
- законы существуют для обеспечения безопасности людей, имущества. Последнее - естественное право, неотъемлемое достояние человека, входящего в общество;
- неприкосновенность человека и имущества - суть гражданской свободы, которая имеет два главных вида: свободу личную иимущественную;
- содержание личной свободы сводится к следующему: а) никто не может быть наказан; б) никто не обязан отправлять службу, иначе как по закону;
- содержание вещественной свободы состоит в том, что: а) всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону;
без суда собственности лишен быть не может; б) никто не обязан ни отправлять вещественной службы, ни платить повинностей иначе, как по закону или по условию, а не по произволу другого;
- принцип разделения властей - условие подчинения власти праву, т.е. закону («…нельзя основать правление на законе,- писал он,- если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его»);
- децентрализация законодательной власти как важнейшее условие, гарантия от произвола исполнительной власти (т. е. наряду с Государственной думой необходимо создавать и думы местные на различных уровнях).
Либеральная программа П. А. Столыпина, изложенная им 6 марта 1907 г. в большой речи в Думе. Центральное место в ней занимали следующие вопросы:
- народ должен быть достоин свободы, ее достойны только – граждане;
- религиозная терпимость и свобода совести (были разработаны регламенты перехода из одного вероисповедания в другое, создания религиозных общин и др.);
- неприкосновенность личности (арест, обыск и цензура могли иметь место только на основании судебного постановления; адвокат допускается к подзащитному на предварительном следствии);
- совершенствование системы самоуправления;
- административная реформа;
- аграрная реформа;
- совершенствование трудового законодательства (введение различных видов страхования, разрешение экономических забастовок);
- народное просвещение;
- «либеральные реформы плюс сильная власть».