Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Невидимые граждане незримого общества 2 страница





Рассказанные жизни и прожитш истории


Нведение


 


уровня иерархии и общественного положения, от того, сколь щедрыми или скудными ни были бы их таланты и возможно­сти.

Все это может быть, как полагает Беккер, сумасшестви­ем, но это можно счесть и рациональным ответом на усло­вия, которых людям не дано изменить, но с последствиями которых они вынуждены мириться. Как бы то ни было, об­щество «манипулирует этим», как манипулирует оно и осоз­нанием добра и зла, но в данном случае свобода его маневра более широка, а его ответственность более серьезна, посколь­ку люди уже вкусили от Древа добра и зла, но только лишь слышали о Древе жизни, не зная вкуса его плодов.

Там, где существует употребление, есть и возможности для злоупотребления. И грань, отделяющая употребление от злоупотребления как орудия трансцендентности, была и ос­тается весьма горячо (пожалуй, даже наиболее горячо) оспа­риваемой линией из всех, когда-либо проведенных челове­ческим обществом; скорее всего, она еще долго будет оста­ваться таковой, поскольку плоды с Древа жизни пока еще не замечены на должным образом лицензированных торговых прилавках. Задачей любой экономики является управление редкими ресурсами, а судьба экономики трансцендентности со­стоит в том, чтобы предоставлять и распределять заменители очевидно отсутствующих ресурсов: управлять движением сур­рогатов, которые должны лишь представлять «настоящий товар» и делать жизнь сносной даже в его отсутствии. Глав­ное их применение состоит в том, чтобы предотвратить (или, если это невозможно, отсрочить) момент открытий, подоб­ных грустному прозрению Леонардо да Винчи, сказавшего: «Я думал, что учусь жить, а на самом деле учился умирать», - муд­рости, которая иногда может способствовать расцвету гения, но чаще приводит к параличу воли. Именно поэтому предла­гаемые и находящиеся в обороте жизненные смыслы не мо­гут быть рассортированы на «верные» или «ошибочные», ис­тинные или мошеннические. Все они дают удовлетворение, различающееся эмоциональным наполнением, глубиной и длительностью, но любому из них далеко до подлинного удов­летворения потребности.


Отсюда вытекают два следствия. Первое - это изумитель­ная изобретательность культур, «основным призванием» ко­торых являются поставки все новых, пока еще не проверен­ных и не опороченных стратегий трансцендентности, и по­стоянное воскрешение доверия к продолжающимся поискам, несмотря на то, что путь первопроходцев петляет между ра­зочарованием и отчаянием. Торговля жизненными смысла­ми - это самый конкурентоспособный из рынков, и, учиты­вая, что «предельная полезность» предлагаемых товаров вряд ли снизится, следует предположить, что спрос, диктующий конкурентоспособное предложение, никогда не исчезнет. Второе - это внушающая благоговение возможность наживать капитал на неосвоенных и неистощимых запасах энергии, ге­нерируемой постоянной и никогда не утоляемой до конца жаждой поиска смысла жизни. Эта энергия, если ею должным образом овладеть и направить в нужное русло, может найти самые разнообразные применения: благодаря своей вездесущ­ности и разнообразию она представляет собой целиком и полностью культурный «мета-капитал», материал, из которо­го могут быть построены и строятся многочисленные и раз­нообразные формы «культурного капитала». Любой вид со­циального порядка может быть представлен как сеть каналов поиска жизненных смыслов и передачи открытых формул. Энергия трансцендентности поддерживает ту оживленную де­ятельность, которая и называется «социальным порядком»; она делает его как нужным, так и достижимым.

Выше мы предположили, что отделение «верных» жиз­ненных смыслов и формул от «ошибочных» представляет собой задачу, которая не только сомнительна, но и, в случае попытки решить ее, обречена на провал. Это, однако, не оз­начает, что все предлагаемые жизненные смыслы равноцен­ны; из того, что ни один из них не попадает точно в цель, не следует, что все отклоняются от нее одинаково далеко. Каж­дая культура живет изобретением и передачей из поколения в поколение смыслов жизни, и всякий порядок держится на манипулировании стремлением к трансцендентности; одна­ко порождаемую этим стремлением энергию можно употреб­лять (или злоупотреблять ею) по-разному, а выгоды от каж-


Рассказанные жизни и прожитые истории


дого ее применения непропорционально распределять сре­ди «клиентов». Можно сказать, что сущность «социального порядка» заключена в перераспределении, в дифференциро­ванном размещении ресурсов и стратегий трансцендентнос­ти, произведенных культурой, а задача всех социальных по­рядков состоит в регулировании доступности этих ресурсов и в превращении ее в главный фактор стратификации и важней- шую меру социально обусловленного неравенства. Обществен­ная иерархия со всеми ее привилегиями и лишениями выстра­ивается из различных систем оценки жизненных формул, опи­сывающих те или иные способы человеческого бытия.

Именно в сфере регулируемого обществом перераспре­деления капитализированной «энергии трансцендентности» можно попытаться разумно поставить вопрос об истинности и ложности смыслов жизни и получить на него правильный ответ. Энергия может быть «злоупотреблена», что и случается, когда возможности осмысленной жизни ограничиваются, утаиваются или представляются искаженными, а энергия на­правляется в сторону от их обнаружения. Общественная ма­нипуляция жаждой трансцендентности неизбежна, если ин­дивидуальная жизнь должна быть прожита, а коллективная жизнь - продолжиться; но существует тенденция к излишней манипуляции, скорее уводящей в сторону от предлагаемых жизнью возможностей, нежели приближающей к ним.

Эта излишняя манипуляция особенно порочна, когда воз­лагает вину за несовершенство вырабатываемых культурой жизненных формул и за порождаемое обществом неравенство распределения ресурсов их материализации на тех мужчин и женщин, для которых все это и предназначено. Здесь нахо­дит свое воплощение один из тех случаев, когда (пользуясь вы­ражением Ульриха Бека) институты, признанные преодолевать проблемы, превращаются в институты, их порождающие [4]; «человека, с одной стороны, заставляют принять на себя весь груз ответственности, а с другой - ставят в зависимость от условий, которые ему не подвластны» [5] (а в большинстве случаев даже неведомы); в таких условиях «жизнь конкрет­ного человека становится биографическим решением системных противоречий» [6]. Снятие вины с институтов и возложение


ее на отдельных лиц, объявляемых неадекватными, помога­ет либо рассеять потенциально разрушительное раздраже­ние, либо трансформировать его в стремление к самоцензу­ре и самобичеванию, а иногда даже перенаправить на муче­ние и истязание собственного тела.

Вколачивание в сознание мысли о том, что «в обществе нет больше спасения», и превращение этой мысли в расхо­жее правило житейской мудрости (а это легко можно разгля­деть на поверхности современной жизни) приводит к тому, что коллективные, общественные орудия трансцендентнос­ти отрицаются, прячутся на «второе дно», и человек остает­ся наедине с той задачей, решить которую самостоятельно большинство людей не имеет никакой возможности. Нарас­тающая политическая апатия и заполнение публичного про­странства интимностью личной жизни; «крах общественно­го человека» Ричарда Сеннетта; стремительное угасание ста­рого искусства укрепления и упрочения социальных связей; шизофреническое желание самостоятельности и одновремен­ная боязнь быть всеми забытым (вечное колебание между «дайте мне больше пространства» и макбиловским «я так ус­таю от самой себя»); раскаленные добела страсти, сопровож­дающие отчаянный поиск новых сообществ и расщепление уже найденных; неослабевающий спрос на новые и усовер­шенствованные карательные режимы, с помощью которых подвергается пыткам чье-то отданное на заклание тело (что парадоксально сочетается с культом тела как «последней ли­нии обороны», которую надо отстоять в борьбе не на жизнь, а на смерть, и в то же время как источника бесконечной се­рии, все более и более приятных ощущений, возникающих в результате провоцируемых возбуждений, не говоря уже об устойчиво растущей популярности снадобий, беспрестанно производимых химическими, электронными или социальны­ми способами, чтобы в различные моменты жизни то обо­стрять ощущения, то понижать их тонус, а иногда и вовсе по­давлять их) - все это может иметь общие корни, уходящие ко «второму дну».

Однако тенденция остается общей на обоих уровнях: ус­ловия, в которых люди конструируют свое индивидуальное су-


Рассказанные жизни v прожитие истории


Введение


 


ществование и которые определяют диапазон и последствия их выбора, выходят (или выводятся) за пределы их сознатель­ного влияния, в то время как упоминания этих условий либо вымарываются, либо уводятся на нечеткий и редко использу­емый задний план историй, которые люди рассказывают о своей жизни, пытаясь найти или придумать логику этих ис­торий, позволяющую превратить их в понятные символы межличностного общения. Как упомянутые условия, так и сами повествования претерпевают процесс непрекращаю­щейся индивидуализации, хотя суть этого процесса в каждом случае различна: «условия», какими бы они ни были, - это то, что случилось с кем-то, что пришло без приглашения и не уходит, как бы ты этого ни желал, в то время как «жизнеопи­сания» - это истории, которые сами люди рассказывают о собственных свершениях и упущениях. Иными словами, мож­но говорить о разнице между чем-то, принимающемся за дан­ность, и чем-то, по поводу чего возникают вопросы «почему» и «как». Это, так сказать, семантические различия в терми­нах. Момент же наибольшей социологической значимости состоит в том, как раскрываются термины в процессе вер­бального оформления рассказа, то есть в том, как и где по ходу повествования проводится граница между деяниями человека и условиями, в которых он действовал (и, конечно, не мог действовать иначе).

Марксу принадлежит знаменитое изречение о том, что люди делают историю, но делают ее в обстоятельствах, кото­рых не выбирают. Мы можем перефразировать этот тезис, как того требует «политика жизни», и сказать, что люди сами определяют свой образ жизни, но в условиях, которые не за­висят от их выбора. Как в оригинальной, так и в обновлен­ной версиях этот тезис можно понимать так, что сфера усло­вий, не зависящих от нашего выбора, и область действий, бла­гоприятных для расчетов, оценок и решений, разделены меж­ду собой и остаются таковыми; что, хотя их взаимодействие и создает проблемы, сама существующая между ними грани­ца несомненна: она объективна и не подлежит обсуждению.

Между тем предположение о «заданности» границы само по себе оказывается важным, если не решающим фактором,


делающим «условия» тем, чем они являются: ограничениями, которых не выбирают. «Условия» лимитируют человеческий выбор, поскольку оказываются внешними по отношению к жизненным играм с их целями и средствами, иммуноустой-чивыми к человеческим предпочтениям. Как выразился У.И.Томас, то, что люди полагают истинным, имеет тенден­цию становиться истинным именно вследствие этого (точнее, это становится совокупным результатом индивидуальных дей­ствий). Когда люди говорят, что «варианту 'ж ' нет альтерна­тивы», 'х ' автоматически перемещается из арены действий на территорию задающих их «условий». Когда люди говорят, что сделать уже ничего нельзя, они действительно больше ничего не смогут сделать. Процесс индивидуализации, воз­действующий как на условия, так и на повествования о жиз­ни, нуждается в двух опорах для своего продвижения: силы, устанавливающие диапазон выбора и отделяющие реалисти­ческие сценарии от досужих мечтаний, должны быть четко отнесены к сфере «условий», в то время как жизнеописания должны ограничиться хождением на цыпочках от одного предлагаемого варианта к другому.

Поэтому жизни прожитые и жизни рассказанные тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно сказать, что, как это ни парадоксально, истории, рассказанные о жизни, вме­шиваются в прожитую жизнь еще до того, как она прожива­ется и о ней становится возможным рассказать... Как это вы­разил иными словами Стюарт Холл, «по причине нежелания до бесконечности расширять территориальные притязания наших рассказов, представления о вещах, равно как 'механи­ка' и режимы формирования этих представлений, играют в культуре конституирующую, а не просто рефлексивную, пост­событийную роль» [7]. Повествования о жизни якобы дикту­ются скромным желанием внести («на основе ретроспектив­ного взгляда», «учитывая усвоенные уроки») некую «внутрен­нюю логику» и смысл в жизнь, которую они описывают. На самом же деле свод правил, которые осознанно или неосоз­нанно соблюдаются при таком повествовании, не менее силь­но влияет на жизни, о которых рассказывается, чем на само повествование и на выбор злодеев и героев. Человек прожи-


Рассказанные жизни и прожитые истории


Введение


 


вает свою жизнь, как историю, которой предстоит быть рас­сказанной, но способ, каким история будет соткана, опреде­ляет технику свивания нити самой жизни.

Можно утверждать, что рубеж между «фоном» и «действи­ем» («структурой» и «институтами», pasceih и poiein) являет­ся наиболее горячо оспариваемой границей, определяющей контуры карты Lebenswelt (жизненного пространства) и, кос­венно, траектории жизненных путей. На этом рубеже идут самые ожесточенные идеологические бои; вдоль этой грани­цы зарываются в землю бронемашины и самоходные орудия, принадлежащие враждующим идеологиям, - и все это, чтобы сформировать «воображаемое», «здравый смысл», то есть «запретную для перехода линию», защищенную от выпадов мысли и заминированную на случай забредшего воображения. Несмотря на всю серьезность усилий, эта граница постоян­но перемещается; в общем, это странный рубеж, поскольку сомнение в нем оборачивается наиболее эффективной фор­мой возражения. «Вещи не таковы, какими кажутся», «они не таковы, какими вы их считаете», «не так страшен черт, как его малюют» - подобных воинственных кличей защитники этой границы вполне резонно боятся более всего, как боятся их и ораторы, толкующие со своих кафедр о божественных вердиктах, законах истории, потребностях государства и за­поведях разума, с немалым трудом постигнутых ими. Разра­батывая практическую и теоретическую стратегию культуро­логических исследований, составивших впечатляющий бри­танский вклад в ту часть современного обществоведения, ко­торая имеет дело с проблемами познания, Лоуренс Гроссберг предположил, что концепция «артикуляции» («процесса, ус­танавливающего связь между практическими шагами и их ре­зультатами и в то же время предусматривающего, что дей­ствия могут иметь иные, нередко непредсказуемые послед­ствия») наиболее удачно схватывает стратегическую логику битв, идущих на рассматриваемом рубеже:

«Артикуляция представляет собой конструирование одно­го набора отношений из другого; она зачастую приводит к раз­рыву либо нечеткости одних связей ради установления или под­черкивания других. Артикуляция - это непрерывная борьба за


изменение композиции действий в пределах меняющегося ба­ланса сил ради переосмысления возможностей посредством изменение контекста, то есть самого определения сферы от­ношений, в которую заключена практика» [8].

Артикуляция - это такая деятельность, в которую все мы, вольно или невольно, вовлечены; без нее никакой опыт не воплотится в рассказе. Однако еще не было случая, чтобы артикуляция делала такие крупные ставки, как претензия на создание всеобъемлющей истории жизни. В этом случае было бы поставлено на карту оправдание (либо, что тоже возмож­но, неоправдание} колоссальной ответственности, посред­ством неотвратимой «индивидуализации» возлагаемой на чьи-то плечи, на чьи-то персональные плечи, и только на них. В нашем «обществе индивидов» все неприятности, которые только могут случиться с человеком, подразумеваются само­навлеченными, а та обжигающе горячая вода, под которую он неожиданно может попасть, объявляется им самим вски­пяченной. За все то доброе или злое, что наполняет жизнь человека, он может благодарить или, напротив, винить толь­ко себя и никого другого. И то, как рассказываются «исто­рии всей жизни», возводит это предположение в ранг ак­сиомы.

Любая артикуляция открывает одни определенные воз­можности и закрывает некоторые другие. Отличительная чер­та рассказываемых в наши дни историй состоит в том, что они описывают индивидуальные жизни в манере, исключающей либо подавляющей (т. е. мешающей артикуляции) возможнос­ти отслеживания связей, соединяющих судьбы отдельных лю­дей с путями и средствами функционирования общества как целого; более того, она отрицает саму необходимость обраще­ния к этим путям и средствам, уводя их на задворки жизнен­ных устремлений личности и представляя в качестве «чистых фактов», которые рассказчики историй не могут ни оспорить, ни подвергнуть обсуждению независимо от того, действуют ли они в одиночку, группой или коллективно. Если же стоящие над индивидом факторы, формирующие течение личной жиз­ни, невидимы и непостижимы, сложно уловить выгоду «объе­динения сил» или «действий плечом к плечу», а побуждение


Рассказанные жизни и прожитые истории


Введение


 


участвовать (не говоря уж о серьезном вовлечении) в том, как формируется человеческое состояние, как складываются кол­лективные межличностные отношения, слабо или же вовсе от­сутствует.

В последнее время многое делается в области исследова­ний так называемой «рефлексивности» современной жизни; по сути дела, все мы - «индивиды по установлению», являю­щиеся скорее «политиками от жизни», чем членами полити­ческого целого, - становимся рассказчиками вынужденно и лишь редко (если вообще) находим для наших историй более-интересные темы, нежели мы сами, чем наши эмоции, чув­ства и переживания. Дело, однако, в том, что наша игра в жизнь, основными элементами которой выступают наши са­морефлексии и рассказы, протекает так, что правила самой игры, набор карт и манера перетасовки колоды лишь изред­ка подвергаются оценке, гораздо реже становятся предметом изучения, и почти никогда - темой серьезного обсуждения.

Молчаливое согласие продолжать игру, исход которой может быть предрешенным (хотя это невозможно утверждать наверняка), равно как и отсутствие видимого интереса к тому, почему и как перевес оказывается не на стороне игроков, представляется многим проницательным умам настолько странным и противным разуму, что они перебирают одно за другим все разновидности зловещих сил и противоестествен­ных обстоятельств, стремясь объяснить, как подобное может происходить в столь крупных масштабах. Странное поведе­ние показалось бы менее необычным и более объяснимым, если бы актеры были вынуждены капитулировать - ввиду при­нуждения или под угрозой насилия. Но упомянутые актеры суть «индивиды по установлению», обладающие свободой вы­бора; кроме того, как мы все знаем, можно завести лошадь в воду, но нельзя силой заставить ее пить. В такой ситуации ищутся иные объяснения, которые якобы находятся в «мас­совой культуре»; при этом «средства массовой информации», обвиняемые в специализации на «промывании мозгов» и под­мене серьезных размышлений дешевой развлекаловкой, и «рынок, ориентирующий на потребление», в вину которому ставится приверженность обману и соблазнам, выдаются за


главных злодеев. Иногда «массы» выступают объектом сочув­ствия как злосчастные жертвы заговора рынка и средств ин­формации, иногда их обвиняют в слишком активном непро­тивлении заговорщикам, но так или иначе предполагается некое коллективное умопомрачение; попадание в западню не может быть сочтено «соответствующим разуму».

Несколько более льстят человеческим существам трактов­ки, допускающие присутствие разума на сцене: да, люди пользуются своими умом, навыками и немалой профессио­нальной осведомленностью, пытаясь выйти из положения, но знания, которые им предлагаются, исходят от мошенни­ков, вводят в заблуждение и дают мало шансов понять под­линные причины их мытарств. Не то чтобы людям недоста­ет разума и здравого смысла; скорее, реальность, с которой они вынуждены всю жизнь иметь дело, обременена первород­ным грехом фальсификации истинно человеческого потен­циала и ограничивает возможности эмансипации. Люди не иррациональны и не одурманены, но как бы прилежно они ни изучали жизненный опыт, вряд ли они найдут стратегию, которая была бы в состоянии помочь изменить правила игры в их пользу. Таково, вкратце, то разъяснение, которое осно­вывается на [концепции] «идеологической гегемонии». Со­гласно ему идеология не столько представляет собой четко выраженное кредо, набор утверждений, требующих постиже­ния и веры, сколько инкорпорирована в образ жизни людей, пропитана теми путями, какими люди действуют и какими они соотносятся между собой. После обретения гегемонии наме­ки и подсказки, уводящие в неверном (с точки зрения инте­ресов действующих лиц) направлении, густо разбрасывают­ся по всему тому пространству, на котором совместно живут эти действующие лица, и их уже нельзя ни избежать, ни ра­зоблачить, пока люди строят свои «жизненные планы» и пла­нируют собственные действия, руководствуясь лишь своим жизненным опытом. Не требуется никакого промывания мозгов - погруженность в повседневную жизнь, определяе­мую заранее установленными и предписанными правилами, оказывается вполне достаточной, чтобы удерживать действу­ющих лиц в рамках обозначенного курса.


Рассказанные жизни и прожитые истории


 


Введение


 


Идея «идеологии» неотделима от идеи власти и господ­ства. Она является неотъемлемой частью концепции, соглас­но которой идеология отвечает чьим-то интересам; правите­ли (правящий класс, элиты) - вот кто обеспечивает свое гос­подство посредством идеологической гегемонии. Но для до­стижения этого необходим «механизм», который иногда от­крыто, но по большей части скрытно начинал бы культурные крестовые походы, утверждающие господство того вида куль­туры, который способен подавить волнения и удерживать подчиненных в повиновении. Идеология без культурного «крестового похода», ведущегося или еще только планирую­щегося, стала бы похожей на ветер, который не дуст, или на реку, которая не течет.

Однако крестовые походы, как и иные войны, да и вооб­ще все стычки, в том числе и самые жестокие, являются (как отметил Георг Зиммсль) формами социального общения. Борьба предполагает противостояние, «битву», и тем самым означает взаимное участие воюющих сторон, взаимодействие между ними. «Культурные крестовые походы», прозелитизм, обращение в свою веру, очевидно, предполагают такое учас­тие. Это заставляет человека заинтересоваться, не потеряла ли сегодня «идеологическая гегемония» как средство объяс­нения популярности неадекватных артикуляций своей убеди­тельности, независимо от того, обладала ли она таковой при других, ныне исчезнувших обстоятельствах.

[Подошли к концу] времена прямого общения между «гос­подствующим» и «подчиняющимся», воплощенного в систе­ме постоянного контроля и ипдоктринации, теперь они, ка­жется, заменены (или заменяются) более аккуратными, утон­ченными и гибкими экономическими средствами. Именно распад прежних тяжелых конструкций и отмена жестких и строгих правил обрекли людей на ощущение ненадежности их положения и породили всеобщую неуверенность в действи­ях, сделали излишними неуклюжие и дорогостоящие методы прямого контроля. Когда, по выражению Пьера Бурдье, 1а precarite est partout (нестабильность наблюдается повсюду), паноптикумы с их обширным и неуправляемым штатом над­смотрщиков и контролеров могут быть закрыты и расфор-


мированы. В той же мере можно обойтись и без проповедни­ков с их нравоучениями. Риск более совершенен в их отсут­ствие. Ощущение риска оказывается новой, более надежной гарантией подчинения, поскольку в условиях, когда люди по­ставлены перед необходимостью справляться со своими про­блемами собственными силами, к сожалению, недостаточны­ми для установления контроля над нынешней ситуацией, труд­но предположить возможность возникновения у них мыслей о будущих изменениях своего положения. Разъединение ста­ло в наши дни самой привлекательной и широко практикуе­мой игрой. Быстрота действий и особенно скорость ухода от опасных последствий, прежде чем они будут обнаружены, -это самые популярные ныне приемы власти.

В наше время власти предержащие не желают впутыва­ться в проблемы и неприятности управления и контроля; еще более не хотят они брать на себя обязательства, вытекающие из долгосрочных установок и соглашений, заключенных до того момента, «пока не разлучит нас смерть». Они возвысили до ранга наивысшей заслуги атрибуты мобильности и гибко­сти, легкости передвижений, быстрого решения проблем и непрерывных перевоплощений. Имея в своем распоряжении массу ресурсов, соответствующую диапазону выбора, они счи­тают новую легкость не иначе, как плодотворным и потому весьма радостным обстоятельством. Однако эти атрибуты, превращаясь в отсутствие выбора, в обязательные каноны все­общего поведения, порождают массу человеческих страда­ний. В то же время (и тем же манером) они лишают игру воз­можных осложнений и тем самым страхуют ее от всякой кон­куренции. [Всеобщность] риска и принцип TINA* идут по жиз­ни рука об руку. И лишь вместе они могут уйти из нее.

Почему же все мы, побуждаемые к действию неудобства­ми и рисками, присущими самому нашему образу жизни, так часто переключаем свое внимание и направляем свои усилия на объекты и цели, явно не связанные с реальными источ-

Аббрениатура, составленная автором из первых букв английских слов there is no alternative' (альтернативы не существует). - Прим. ред.


Раюсазанные жизни и прожитые истории


Введение


 


       
   
 
 

 

никами этих неудобств и рисков? Как получается, что наша энергия, энергия разумных существ, каковыми мы являемся, порожденная жизненными неприятностями, не направляется на «разумные дели» и используется скорее для сохранения, чем для устранения причин существующих проблем? В частности, каковы причины того, что истории, которые мы сегодня рас­сказываем и которые с удовольствием выслушиваем, редко, если вообще когда-нибудь, выходят за пределы узкого и упор­но ограждаемого круга частной жизни и собственной субъек­тивности? Эти вопросы в последние годы стали (пора в этом признаться) мучительными для меня. Предлагаемое собрание лекций и очерков, прочитанных и написанных за последние три года, выступает свидетельством этих мучений.

Перечисленные выше вопросы - это тот единственный элемент, который объединяет темы этой книги, которые в иной ситуации остались бы разрозненными и мало относя­щимися друг к другу. Поиск ответа на них был моим основ­ным мотивом, а приближение с разных сторон к ускользаю­щему, нельзя не признать, ответу было моей главной целью. Я уверен, что активное участие в продолжающихся усилиях по переосмыслению того меняющегося состояния, в котором оказываются «все более индивидуализируемые индивиды», борющиеся за внесение смысла и цели в свои жизни, являет­ся при нынешних обстоятельствах (которые я попытался вкратце обрисовать в своей книге «Растекающаяся модерни-ти») главнейшей задачей социологии.

Эта задача не состоит (и не может состоять) в «корректи­ровке здравого смысла» и утверждении истинного подхода к социальной реальности взамен расхожих представлений, свой­ственных досужему знанию. Суть задачи не в том, чтобы зак­рыть прения, а в том чтобы открыть их; не в выборе человеком достойных реализации возможностей, а в предотвращении от­каза от их анализа, в противостоянии их подмене или просто­му уводу из поля зрения. Призвание социологии заключается в наши дни в сохранении и расширении той части человеческо­го универсума, которая является предметом дискурсивного изу­чения, и тем самым в спасении ее от закоетенения, от превра­щения в состояние, когда выбирать становится не из чего.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 341 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.