ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (978 1054) — киевский в. князь, сын Владимира Святославовича от его брака с Рогнедой. Будучи по поручению отца правителем Новгорода Великого, в 1015 г. отказался выплачивать ему установленный «урок» в две тысячи гривен. Оба стали готовиться к войне, но Владимир умер и киевский престол занял другой его сын Святополк. Я. М. пошел на него, победил и занял Киев, но под Лиственом в 1023 г. потерпел поражение от касажско - казарской дружины младшего брата Мстислава Храброго и должен был отказаться от всех владений Киева, расположенных на восток от Днепра. Эти земли Мстислав присоединил к своей Державе Томаторканской, вместе с Черниговом, Курском и Рязанью. После смерти Мстислава (1036 год), Я. М. все же занял приднепровские владения брата, а «овладев многими землями вдоль Днепра реки простирающимися, покорил под свою власть Касаков, которых прежде более всего опасался" (Ригельман). Его власть не распространилась на Тамань и Приазовье, которые продолжали быть самостоятельными еще долго и после прихода в наши степи Кыпчаков - Половцев (1054 г.).
ЯРУГА — обрыв, овраг.
ЯРЫГА — пьяница, пропойца.
ЯСАК — "Великие законы Чингизхана". Так же называли установленные этими законами подати натурой, которую ханы Золотой Орды взимали с населения завоеванных областей и государств, в том числе и с Руси. После завоевания Ермаком Сибири, Я. стали брать со всего ее туземного населения, уже в пользу русского царя.
ЯСНОВЕЛЬМОЖНЫЙ — почетное титулование казачьего гетмана, позаимствованное Запорожскими Казаками, как и самый титул Гетмана, от Поляков.
ЯСТИ (некр.) — есть, кушать.
ЯСЫРКА — пленница взятая на востоке; в прошлом веке так называли домашних прислуг, домработниц.
ЯСЫРЬ — военная добыча; в частности пленники взятые в набеге.
ЯТ (некр.) — взятый; "ят на войне" — взятый в плен.
ЯТНО — понятно, светло, ясно.
ЯТОВЬ — место в водном бассейне, в реке или в озере, где рыба располагается на зиму; происходит от татарского слова "ятты" (киргизского "джаты"), что означает "лёг".
ЗАПОЗДАВШИЕ МАТЕРИАЛЫ
АФАНАСЬЕВ Митрофан Михайлович (дон.) - род. 4 декабря 1900 г., ст. Котовской; доктор философии, профессор ботаники и фитопатологии (болезни растений), член Академии Наук штата Монтана. Духовную семинарию окончил на Дону, участвовал в борьбе за Казачью Идею. С 1920 г. в эмиграции. В 1927 г., вместе с дипломом Высшей Агрономической школы в Брно (Чехословакия), получил звание инженера-агронома и степень бакалавра. В 1930 г. переехал в США, где через семь лет защитил диссертацию при университете штата Небраска и приобрел степень доктора философии по специальности химика и ботаника-фитопатолога. После этого со званием приват-доцента и профессора преподавал ботанику в университете штата Монтана, читал лекции по фитопатологии и вел исследования по этой специальности. За 32 года научной деятельности проф. А. опубликовал больше ста различных работ по фитопатологии и другим отраслям ботаники, особенно по болезням сахарной свеклы, картофеля, фасоли, земляники, черешни и хлебных злаков. В отраслях своих знаний считается международным авторитетом. Был редактором «Журнала Американского Общества технологии сахарной свеклы». Состоит членом многих научных обществ и практических организаций в США и имеет несколько наград и почетных дипломов. Биография профессора А. помещена в изданиях «Американские люди науки» и «Кто есть кем на Западе».
От 1 июля 1968 г. находится в отставке со званием профессор эмеритус.
ДУБОВСКОЙ Николай Никанорович (дон.)-род. в 1859 г.; художник-пейзажист. Четыре года обучался в Российской Академии Художеств и посвятил всю свою жизнь живописи. Его картины на темы русской природы оценивались наравне с полотнами известного живописца Куинджи. Д. был деятельным членом Товарищества Передвижников и до конца оставался художником-реалистом, сторонником школы чистого искусства. Умер в 1918 году.
ЕЛИСЕЕВ Федор Иванович (куб.)-род; 24 ноября 1892 г., ст. Кавказской; полковник, автор многочисленных брошюр по истории боевой деятельности казачьих полков. Окончил станичное двухклассное училище, успешно прошел испытания на права вольноопределяющегося второго разряда и в 1910 году поступил «охотником» в 1-й Екатеринодарский каз. полк, из которого по экзамену принят в Оренбургское каз. училище. За время пребывания в нем дважды получил золотые жетоны за джигитовку. В августе 1913 г. из взводных портупей-юнкеров произведен в чин хорунжего с назначением на службу в 1-й Кавказский каз. полк, стоявший тогда в Мерве Закаспийской области. Выступив на Кавказский фронт Первой мировой войны, за три года получил много боевых наград, а в том числе ордена св. Владимира 4-й ст. и св. Анны 4-й ст. с надписью на эфесе шашки - «За храбрость».
После Октябрьского переворота подъесаул Е. возвратился с полком на Кубань и принял участие в борьбе за Казачью Идею против нашествия ленинцев. Четыре раза ранен в конных атаках. К12 апреля 1919 г., за ранения, боевые отличия и выслугу лет был уже полковником. При катастрофическом отступлении казачьих армий к Черному морю, в средних числах апреля 1920 г., будучи начальником 2-й Кубанской каз. дивизии, полк. Е. попал в плен к красным, отбыл заключение в костромской тюрьме, но счастливо избавился от плена и бежал за границу.
Здесь зарабатывал на жизнь, выступая во главе группы джигитов и служа лейтенантом во французском Иностранном Легионе. Прибыв в США, написал и опубликовал ряд брошюр; «На берегах Кубани», «В храм войсковой славы», «Наш полк в месяцы революции 1917-1918 гг.», «На берегах Кубани и партизан Шкуро», «С Корниловским конным полком», «СХоперцами от Воронежа до Кубани», «Лабинцы и последние дни на Кубани в 1920 г.», «Рейд сотника Гамалия в Мессопотамию в 1916 г.», «Песни Кубанских Казаков», «История Кубанского Войскового гимна», «Генерал Эльмурза Асланбекович Мистулов», «Верхом по Белу свету в джигитовке», «В Индокитае против Японцев и в плену у них 1945 г.».
ЕЛИСЕЕВЫ (куб.) - казачья семья из Кавказской станицы. Ведут свой род от Даниила Елисеева, который 22 мая 1792 г. был одним из делегатов к Донскому Войсковому атаману, с протестом против оставления на Новой Кавказской линии донских полков Поздеева, Луковкина и Кошкина. За эту «провинность» его было приказано принудительно переселить со всей семьей в линейскую станицу. Его внук, Гавриил Фомич, отслужил 16 лет в Первом Кавказском полку, участвовал в Турецкой кампании 1877-1878 гг., отсиживался от Турок в Баязете, а возвратившись в станицу и принявшись за хозяйство, был убит русским офицером-охотником, защищая от него своих домашних гусей.
Его сыну Ивану от шестнадцатилетнего возраста вместе с овдовевшей матерью пришлось на полупае в четыре десятины вести хозяйство, разоренное еще и пожаром. Восемнадцати лет он женился на казачке из станицы Казанской Дарье Петровне Савеловой. Теперь он уже получал свой земельный надел в 8 десятин и вместе со вдовьим паем матери распоряжался на двенадцати десятинах. От военной службы он был освобожден, как единственный сын - «кормилец», но одиннадцать лет отбывал Майские сборы со своим конем и «при полной боевой». Был хорошо грамотным человеком и напрягаясь выше сил постановил дать образование всем детям. Из общего числа -двенадцати их выжило восемь. В 1913 году старший сын окончил специальную школу и стал железнодорожным техником; средний - Федор в том же году получил производство в чин хорунжего; младший - Георгий, во время Первой мировой войны, с правом вольноопределяющегося 1-го разряда окончил Тифлисское военное училище и в чине прапорщика вышел во 2-й Черноморский казачий полк.
После Октябрьского переворота 1917 года все мужчины семьи Е. включились в ряды борцов за Казачью Идею. Отца, Ивана Гавриловича, красногвардейцы расстреляли после неудачного казачьего восстания, а сыновья продолжали борьбу в рядах кубанских полков. Пробыв два года, на фронте, два старших брата попали под Адлером на берегу Черного моря в плен к ленинцам, а младший убит в армии ген. Врангеля. Среднему, Федору Ивановичу, удалось из плена скрыться за границу, старший, Андрей Иванович, войсковой старшина, после скитания по тюрьмам, выслан на строительство Беломорканала, отбыл десять лет, отпущен в станицу, но в один из дней схвачен властями и исчез бесследно. Из сестер - старшая застрелилась, средняя умерла на поселении в Туркестане, младшая утонула в Кубани. Мать раскулачена и выслана в Дагестан, где умерла в 1932 году.
КАБАЕВ (урал.) - подвижник Христов, старообрядец, фанатически веровавший, что против исчадий Антихриста, безбожных ленинцев, надо идти не только с оружием, а с крестом и молитвою. Во время борьбы за Яикушку старик на белом коне разъезжал по фронту с большим восьмиконечным крестом на груди и в критические моменты спешил к боевым сотням, не считаясь с пулями и снарядами, ободрял Казаков словами и пением псалмов, воодушевляя их к дальнейшему сопротивлению. Раненый в обе ноги К. эвакуирован на излечение к Англичанам, но не захотел у них оставаться долго и отпросился в Крым. Там в 1920 году он попал на расправу к большевикам.
КУНДРЮЦКОВ Борис Александрович (дон.) - рожд. 1904 г., ст. Новочеркасской; высоко одаренный поэт, энтузиаст казачьего национального Движения, которому посвятил все свое творчество. Поэтому его произведения сохранились только в вольно-казачьей прессе. Попав в эмиграцию молодым юношей, он умер в Сербии 15 декабря 1933 г. в то время, когда его талант достиг полного расцвета.
КУРГАНСКИЙ Павел Иванович (куб.) - род. в 1879 г., ст. Новодеревянковской; председатель Кубанского Правительства. Окончив Кубанскую Войсковую гимназию в Екатеринодаре, поступил вначале в Одесский Новороссийский университет на математический факультет, но вскоре перешел на юридический факультет Харьковского университета. По его окончании начал государственную службу и был назначен судебным следователем в один из городов Западной Сибири. Через несколько лет, по собственному желанию переведен на Кубань, где и служил судебным следователем по важнейшим делам при Екатеринодарском Окружном суде. Незадолго перед революцией 1917 года был избран директором и председателем Правления Черноморско-Кубанской железной дороги и государственную службу оставил. После Октябрьского переворота и самоопределения Кубани избран членом Краевой и Законодательной Рад. Кубанский атаман полковник Филимонов пригласил его на пост Председателя Правительства. Этот пост К. занимал до казни деникинцами священника Кулабухова, после чего немедленно подал в отставку. Рада избрала его кубанским войсковым контролером. В апреле 1920 г. вместе с кубанскими войсками и Радой отступил к Черному м. и в Грузию, откуда переехал в Крым. После эвакуации Крыма остался в эмиграции, проживал в. Белграде (Югославия) и служил в дирекции Югославских железных дорог. Одновременно принимал деятельное участие в политической и общественной жизни кубанских эмигрантов. С 1925 г. состоял бессменным атаманом станицы имени Сидора Белого в Белграде. Уволен со службы, когда Югославию оккупировали Немцы, а после прихода советских войск отправлен в концентрационный лагерь. Через 10 месяцев был освобожден и жил в Белграде до самой смерти, последовавшей 31 августа 1957 года. Похоронен на Белградском кладбище.
МАСЯНОВ Леонтий Лукьянович (урал.)-род. в 1894 г., ст. Чижинскои; офицер, художник. После окончания Уральского Войскового реального училища решил посвятить себя искусству и два года учился живописи в петербургской студии профессора Кордовского. Призванный в армию 1 сентября 1917 года произведен в офицеры из Оренбургского казачьего училища и вскоре поступил в ряды бойцов за Казачью Идею. Два года бился с красными ленинцами, совершил Ледяной поход на форт Александровск, а потом с атаманом Толстовым пробился в Персию. Став эмигрантом, до 1923 г. проживал в Харбине (Китай), затем во Франции, где не чуждался общественной деятельности и был атаманом станицы; составил также коллекцию гравюр по казачьим сюжетам. В 1956 г. прибыл в США и эту коллекцию вместе со своими работами поместил в Музее Кубанского Войскового дома (Астория, шт. Нью-Йорк). В 1963 году издал сборник «Гибель Уральского Казачьего Войска».
СИДОРИН Леонтий Леонтиевич (дон.) - же рожд. ок. 1860 г., ст. Есауловской; генерал от инфантерии. На фронт Первой мировой войны вышел в чине генерал-лейтенанта на посту командира Сибирского корпуса. Пользовался большим авторитетом как военный начальник и выдающийся знаток Сибири. На Дон возвратился в начале 1918 г., отправился на богомолье в Аксайскую станицу к особо чтимому образу Божьей Матери и там 15 февраля того года зверски убит матросами из отряда ленинца Мокроусова тремя выстрелами и несколькими штыковыми ударами.