Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Калуженин - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков Г. Калуги (СМ. Петров Осип). 45 страница




ЧЕРНОМОРЦЫ название, введенное в русский офици­альный обиход, для б. Днеп­ровских Казаков, после изгна­ния их из Запорожья и неза­долго до их переселения в При­азовье. Прежнее их имя Запо­рожские Казаки или Запорож­ские Черкасы было изъято из употребления, распоряжением правительства.

После падения Сичи (1775 г.) ее гарнизон в своем большин­стве ушел в Турцию. 5-6 тыс. Казаков, оказавшихся там, ос­новали Задунайскую Сич. Зем­ля, принадлежавшие Низовой республике, заняты Россией и переименованы в Новороссию. Господствовавшие раньше на своей земле, Казаки обрати­лись в народ гонимый, часть из них даже попала в крепостную зависимость от появившихся там русских помещиков; дру­гие притаились в своих селе­ниях и хуторах или разбре­лись в разные стороны, лелея смутную надежду на лучшее будущее.

Однако, правитель края ге­нерал-фельдмаршал князь По­тёмкин не захотел лишить оте­чество кадров, известных сво­ими боевыми качествами. По его докладу императрица Ека­терина II разрешила начать но­вые формирования из Казаков, смирившихся со своею уча­стью. Через 8 лет после раз­рушения Сичи, видному каза­чьему старшине было поруче­но сформировать из Запорож­цев один полк. Когда же на­чалась война с Турцией, По­тёмкин приказал расширить формирования новым набором добровольцев. С Белый собрал крупный отряд из пластунов (9681 человек), конницы (2829 человек) и соответствующей морской флотилии. Выступив на фронт борьбы, эти Казаки сумели доказать, что боевая слава их отцов гремела по все­му свету не без основания. Ви­дя их неизменную доблесть, Потёмкин осыпал их разными наградами и, желая привлечь обратно тех, которые ушли во враждебную Турцию, прави­тельство 14 января 1788 г. раз­решило возвратиться им всем без всяких опасений, а князь Потёмкин в "ордере" от 30 ян­варя того же года сообщил Ка­закам, что императрица "из­волила снизойти на пожалова­ние им земли на поселение в Керченском Куте или на Тама­ни".

16 июня С. Белый был убит в бою и место кошевого ата­мана занял, с благословения властей, избранный Казаками Захарий Алексеевич Чепега. Казакам было разрешено со­брать их семьи между Ю. Бу­гом и Днестром, на земле вновь приобретенной Русскими, с правом возродить там некото­рое подобие привычной каза­чьей общественной организа­ции. По указу от 10-го января 1790 г. эта военная община приобрела название "Верного Войска Черноморского". От­дельных Казаков стали" имено­вать Черноморцами,

Когда война с Турцией за­кончилась успешно для рус­ского оружия, Ч. начали хода­тайства о выполнении обе­щания императрицы, передан­ного им через умершего недав­но князя Потёмкина, и 1-го ию­ля 1792 г. Войсковой судья Ан­тон Андреевич Головатый, при­быв в Петербург с другими де­легатами, подучил "жалован­ную" грамоту, подписанную императрицей Екатериной II. Как бы в память того, что При­азовье некогда служило пра­родиной их предков Черных Клобуков — Черкасов, Казаки получили его в вечное владе­ние. Грамота от 30 июня того же года содержала изложение казачьих прав и обязанностей с этими правами связанных: "Верного Нашего Войска Черноморского кошевому атаману, старшинам и всему Вой­ску Нашего Императорского Величества милостивое слово. Усердная и ревностная Вой­ска Черноморского Нам служ­ба, доказанная в течение бла­гополучно оконченной с Портою Оттоманской войны, храб­рыми и мужественными на су­ше и водах подвигами, ненару­шимая верность, строгое пови­новение начальству и похваль­ное поведение от самого того времени, как сие Войско, по Воле Нашей, покойным гене­рал - фельдмаршалом, князем Григорием Александровичем Потемкиным-Таврическнм уч­реждено, приобрели особливое Наше внимание и милость. Мы потому желая воздать заслу­гам Войска Черноморского ут­верждением всегдашнего его благосостояния и доставлени­ем способов к благополучно­му пребыванию, всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение, состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, ле­жащей на правой стороне реки Кубани, от устья ея к Уеть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили гра­ницей войсковой земли. С про­чих же сторон разграничение указали Мы делать генерал-губернатору кавказскому и губернаторам Екатеринославскому и Таврическому через землемеров, обще с депутатами от Войска Донского и Черноюрского. Все состоящие на упомяну­той нами пожалованной земле всякого рода угодья, на водах же рыбные ловли, остаются в точном и полном владении и распоряжении Войска Черно­морского, исключая только мест для крепости на острове Фанагории и для другой, при реке Кубани, с подлежащим для каждой выгоном, которые для вящей Войску, и особливо на случай военной безопасно­сти, сооружены быть имеют.

Войску Черноморскому при­надлежит бдение и стража по­граничная от набегов народов закубанских.

На производство жалованья кошовому атаману и войско­вым старшинам по приложен­ной росписи, на употребляемые к содержанию стражи отряды и прочие по Войску нужные расходы, повелели Мы отпус­кать из казны нашей по 20.000 рублей в год.

Желаем Мы, чтоб земское управление сего Войска, для лучшего порядка и благоуст­ройства, соображаемо было с изданными от Нас учрежде­ниями о управлении губерни­ей; Мы предоставляем прави­тельству войсковому расправу и наказание впадающих в по­грешности в Войске; но важных преступников повелеваем, для осуждения по законам, отсы­лать к губернатору тавриче­скому.

Мы всемилостивейше пове­леваем Войску Черноморскому пользоваться свободною вну­треннею торговлею и вольною

продажею вина на войсковых землях.

Всемилостивейше жалуем Войску Черноморскому знамя войсковое и литавры, подтвер­ждая также употребление и тех знамен, булавы, перначей и войсковой печати, которые оному от покойного генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потёмкина-Та­врического по воле Нашей доставлены.

Губернатору таврическому указали Мы доставлять Вой­ску Черноморскому все исхо­дящие от нас узаконения, пред­лагать оному о нарядах на слу­жбу, по назначению военного начальства, и преподавать все нужные способствования; а потому правительство войско вое имеет относиться к сему губернатору и через каждые две недели присылать ему све­дения о всех важных проис­шествиях, какие; в течение двух недель могут приключиться, для донесения Нам.

Мы надеемся, что Войско Черноморское, соответствуя Монаршему Нашему о нем по­печению, потщится не только бдительным охранением границ соблюсти имя храбрых воинов, но и всемерно употре­бить старание заслуживать зва­ние добрых и полезных граж­дан внутренним благоустройством и распространением семейственного жития".

Дальше следовала роспись распределения жалования администрации, духовенству и всем чинам в том случае, если они наряжены на службу вне пределов Войска.

Таким образом Запорожские Казаки под новым именем Чер­номорцев были включены в политическую жизнь России. Точное значение милостиво­го слова императрицы было откровенно высказано в зако­нодательном акте от 30 сентя­бря 1824 г. (П. С. 3. т. XXXIX, № 30074). Там говорится, "что при переселении Малороссий­ских Казаков Правительство имело целью прочное обеспе­чение границ своих посредст­вом сего воинского поселения, без коего следовало бы содер­жать регулярное войско с не­малыми издержками и значи­тельною потерею людей, в кли­мате весьма вредном для не­привычных к оному".

Казачьи атаманы были подчинены таврическому губерна­тору и Черноморское Войско лишь отдаленно напоминало былую Низовую республику, но Казаки, после пережитых разгромов и бродячей бездомности, смирились и с таким положением. Началось их переселение. 25 августа 1792 г. первые Ч. высадились со своих морских судов-чаек на Таманском берегу, а к зиме сухим путем с семьями прибыло и много других во главе с кошевым атаманом 3. А. Чепегой. "Сурово встретил Черноморцев пустынный Кубанский край, — пишет казачий историк Л. Я. Апостолов, — вследствие недостатка продовольствия, непривычных

климата и воды развелась гро­мадная смертность, унесшая до 15% Ч-цев, и в то же время эпизоотия погубила половину всего скота, что сильно подо­рвало и без того незавидное их материальное состояние", Вместе с тем таврический губернатор требовал не только кордонной службы, но и специальных нарядов к обороне отношения не имевших. В своем рапорте ему атаман Чепега писал 13 сентября 1793 г.: "Как не безизвестно и Вашему Превосходительству, их новое переселение в пустые места, а притом и поздое пришествие сего лета от реки Днестра, так что вряд ли успеют для жён и детей на зиму и землянки построить; некоторые разъеха­лись по разным местам для покупки к прокормлению сво­их семейств и состоящих на пограничной стражи казаков хлеба; з Екатеринославского наместничества и по сие время не выпущают; с числа зимовавшихся прошлую зиму тут две тысящи состоят при реки Кубану от Устьлабынской линии даже до Черного моря по Вы­сочайшей Ея Величества гра­моте на бдителной погранич­ной страже от набегов заку­банских народов; неболшая часть остается для сбережения казенной флотилии и протчих войсковых тяжелостей; а последние распущены для виводу своих семейств на сию зем­лю, кои еще не возвратились, и заработков себе на следую­щую зиму одеяния и хлеба, ибо уже по Высочайшей грамоте сего сентября по первое число дача указанному провианту приостановилась. То по таковым обстоятельствам командировать для вышеписан­ной надобности крайне нет когв: о чей Вашему Превосходи- тельству представляя, покорнейше прошу, покудова новопереселившиеся козаки себя поисправят хлебом и всем ну­жным, о освобождении их от таковых нарядов зделать ува­жение, дабы сим через то не прийшли в крайнейшее разо­рение; ибо уже и так многие через столь понесенные в ми­нувшую с Портой Отътаманскою войны в службе подвиги и частые переселения до край­ности разорились: Атаман кошовой армии бригадир и кава­лер Захарий Чепега. № 429 1798-го года Сентября: 13: дня при Кубани".

Несмотря на большие труд­ности и постоянную стороже­вую службу, Ч. к 1794 г. постро­или город Екатеринодар и 40 куренных поселений, нынеш­них станиц, с теми же названия­ми, какие были в Запорожье, кроме двух новых Екатеринин­ской и Березанской, Кисляковская, Ивановская, Конеловская, Сергиевская, Динская, Крыловская, Каневская, Батуринская, Поповичевская, Васюринская, Незамаевская, Ирклиевская, Щербиновская, Титаровская, Шкуринская, Кореневская, Рогивская, Корсунская, Кальниболотская, Уманская, Джерелиевская, Деревянсковская, Нижестеблиевская, Вышестеблиевская, Переяславская, Полтав­ская, Мышастовская, Минская, Гимошевская, Величковская, Леушковская, Пластуновская, Дядьковская, Брюховецкая, Ведьмедивская, Платниров-ская, Пашковская, Кущевская. Эти бедные поселения из зем­лянок к нашему времени раз­рослись в цветущие и богатые станицы.

Ч. и здесь сохраняли обще­ственные и боевые традиции и навыки своих предков, Запо­рожцев. Но это им не всегда удавалось. Атаманы были вы­борными и назывались Коше­выми только пять лет после переселения. От 1797 г. их ста­ли назначать властью импера­тора и от этого времени они именовались уже Войсковыми.

По прямому смыслу "жало­ванной" грамоты, служба им­перии заключалась только в охране прилегающей границы и в походах за Кубань. Но от 1794 года начались наря­ды полков в дальние походы. Народ, изнуренный переселе­ниями, болезнями и неурожая­ми посетившими край в пер­вые годы, с трудом переносил; такую дополнительную служ­бу, роптал, а иной раз и под­нимал бунты. С каждым годом осложнялись и отношения с Горцами, мирные вначале.

Служебные тяготы, малярия и всеобщая бедность не поме­шали трудолюбивому народу привести свои поля в культур­ное состояние; повсюду зазе­ленели сады и виноградники,

пустые закрома стали наполняться золотистым зерном. Не пренебрегали Ч. и духовными нуждами, сразу же строили школы; в первые годы воз­двигли десять церквей, хотя и под камышевыми крышами, основали монастырь с кельями для увечных и престарелых воинов. Но всё это выполня­лось с громадным напряже­нием сил. Населения для вы­полнения всех работ было ма­ло, а в строй иногда выходили малолетки 16-ти лет. В 1802 г. численный состав способных к службе исчислялся в 15.479 человек. Но пополнения стали подходить только после 1808 года, когда из Турции прибы­ло 500 живших там Запорож­цев и стал приводиться в ис­полнение "Марта 17 Высочайше утвержденный доклад Ми­нистерства Внутренних дел о переселении из малороссий­ских губерний Казаков на зем­ли Черноморского Войска". Между 1809 и 1811 гг. сюда было переселено 41.347 душ, между годами 1821 и 1825 на Кубань прибыло снова 48.822 души, а в 1848 г. еще 14.347 душ. По дороге с Днепра в Приазовье гибля тысячи пере­селенцев. По официальным данным, в первой партии умер­ло свыше семи тысяч душ, а во второй — около 3,500 душ. К переселению допускались исключительно казаки Полтав­ской и Черниговской губерний на добровольных началах, с предпочтением для тех семей "где более девок и вдов, в брак еще вступить могущих". При этом правительство ревниво следило за тем, чтобы никто кроме Казаков на их земле не селился и чтобы сами Казаки не уходили на сторону. А если между ними попадали иногородние ремесленники или рабочие, то им разрешалось там пребывать не больше пяти лет, после чего их выселя­ли прочь. Смешанные браки с ними запрещались. В Черно­морское Войско попала также часть Казаков, переселивших­ся сюда после 1832 г. по "По­ложению о переселении Мало­российских Казаков вместе с однодворцами и прочими ка­зёнными поселенцами для по­ступления в Кавказское Линей­ное Войско и полки", а также но Указу от 1-го октября след, года, когда разрешено пересе­лять туда с семьями отставных солдат" из малороссийских Ка­заков".

Таким образом, население прежних станиц пополнилось, а от 1825 г.стали возникать новые: Ахтанизовская, Елизаветинская, Марьинская, Нововеличковская, Новоджерелиевская, Новолеушевская, Ново минская, Новомышастовская, Новотиторовская, Новощербиновская, Павловская, Петров­ская, Таманская и Темрюкская. Волна переселенцев 1848 года разместилась в построенном недавно Ейском городке, в ка­честве Казаков-мещан, или в новых станицах Должанской в Камышеватской.1-го июля 1842 г., во изме­нение первого Положения от 1802 г., Высочайше утвержде­но — новое, которое вводило у жизнь формы общественной я военной организации, при­нятые в Войске Донском, с На­казными атаманами и начальниками Войскового штаба, назначенными властью императо­ра. Земля Черноморских Каза­ков поделена на три военно-административных округа: Та­манский, Екатеринодарский и Ейский, во главе с окружными штаб-офицерами, всего 60 ста­ниц с выборными атаманами. От прежнего самоуправления только они и остались.

В 1860 г. Ч. с частью Линейцев и Закубанцев соедине­ны в одно Кубанское казачье Войско. После этого, русски­ми властями стало поощрять­ся переселение на их земли иногородних, хлынувших туда широким потоком. Имя Ч. со­хранилось только в обиходной речи, причем под ним подра­зумевались исключительно по­томки Запорожцев. Служилое старшинство их полков: Запо­рожских, Таманских, Екатеринодарских, Уманских, Черно­морских и Полтавских счита­лось от 14 января 1788 г., ко­гда "раскаявшимся" Казакам было разрешено занять земли между Ю. Бугом и Днестром.

После революции 1917 г., в борьбе с ленинцами Ч. вместе с другими Кубанцами состави­ли главную массу бойцов Добрармии. После падения "Белого Дела" их остатки по ста­ницам перенесли особенно же­стокие преследования со сто­роны новой русской власти со­ветов. Некоторые станицы от казней и голода обезлюдели совершенно и снесены с лица земли, а в другие вселено преобладающее количество пере­селенцев из Великороссии.

ЧЁРНЫЕ БОЛГАРЫ — народ смешанного племенного соста­ва, пришедший на Донец ок. 764 г. Они вспоминаются в до­говоре киевского князя Игоря с Византией (944 г.), как на­род нападающий на греческие города в Крыму. Археологиче­ские остатки обнаруженные по Донцу, в местах их расселе­ния, определяются как часть Салтово - маяцкой культуры. Персидская география X века (Гудуд ал Алэм) называет их "Срединными Болгарами" и их кочевья указывает на север от Азовского моря и на восток от Славян. "Это храбрый и воин­ственный народ, внушающий ужас". Во второй половине де­сятого века Ч. Б. были в боль­шинстве уничтожены, очевид­но, войсками киевского князя Святослава, во время его по­хода на Казар.

ЧЁРНЫЕ ВОДЫ — стоячие озёра, старицы и т. п. без вы­хода в текущие реки.

ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ — у киев­лян общее прозвище племен, прикочевавших к лесостепным границам Киевской Руси после того, как Подонские степи заняли Кыпчаки-Половцы. Русские стали так их называть но внешнему виду, чёрным вой­лочным шапкам. Летописцы часто называют их и отдель­ными племенными именами, чаще всего Торкамн и Берендеями. У Константина Багря­нородного это "Узы" (см). В летописях для Берендеев встре­чается и наименование Перендеи. Если считать, следуя рус­скому историку Татищеву, что имя Торков произошло от сар­матского "гневливый" или от скандинавского языческого бо­га Тора, то можно с уверенностью признать в имени Перендий точный перевод названия этого бога. Соответственно с понятиями славянскими, Перундив, как и скандинавский Тор, бог грома и молнии. И не случайно о таинственны» Берендеях на Руси возник ряд легенд и сказок мистического содержания. Торетов вспоминают на Кавказе самые ранние греческие географы. На Днепр они пришли с давно сложившейся бытовой культурой и, без сомнения, с сильным отпечатком долгого сожительства с Казарскими Славянами. Берендеи по имени, ближе всего к Беренджерам арабских авторов. При многоразличных "разночтениях" древних рукописей, нет ничего необычайного в том, что сами Арабы пишут это имя "Баранджер", что у Армян оно обратилось в "Варанждин" и "Варачан", у персидских ге- ографов пишется, как "В. Н. НД. Р", а в русских летописях, как Берендичи, Берендея, Перендеи.

Страна, горы и реки в райо­не Терека, где вначале прожи­вали Беренджеры, носили их имя. Иногда в источниках оно заменяется названием Басилы, в котором не трудно узнать Базилеев древности. В стране Береаджер христианство гос­подствовало уже в VII в. По Плинию там же когда-то жили Удзы. Все они могли быть и Туранцы и Кавказские Славя­не и туранославянской сме­сью. Но в годы 721-37 Арабы уничтожали их во множестве, топили в реках или просто убивали. Части же их удалось скрыться на север. Во всяком случае, Ибн Фадлан в 922 г, ви­дел в Камском Булгаре пять тысяч Баранджеров, а персид­ские географы того же столе­тия знали христиан В.Н.НД.Р. на Верхнем Дону, южнее Ок­ских Угро -Финнов, Маджар. Как они попали на Дон, рас­сказывает Константин Багря­нородный. Ему они были из­вестны под общим с Торками именем Узов (см. УЗЫ). В 948 году он писал: "Пятьдесят лет назад, так называемые Узы договорились с Казарами; сообща с ними побили Печенегов в сражении и изгнали их из их собственной страны, которую так называемые Узы занимают до сих пор". О том, где до этого времени жили Печенеги, Татищев говорит: "Оные преж­де жили между Дона и Волги, до Яика, а последи до Дунаяраспространился''. Это же подтверждает и археология, Следовательно, после изгнания Печенегов и до прихода в наши стели Половцев (1060 год), Ч. К., Торки и Берендеи, проживали между Верхним Доном и Волгой и ниже по Дону, где персидская география (Гудуд ал Алэм) указывает В.Н.НД.Р., два племени Б. Радас (Бродников) и Казарскнх Печенегов. Все эти выходцы с Кавказа, несомненно, находились и в державе Томаторканской, где составляли кадры касажской и хазарской дружины Мстислава Храброго. После же того, как Половцы заняли наши степи, они ушли от них на запад и оказались при границах Киевской Руси. После этого Ч. К. почти два века находились в состоянии непримиримой вражды и непрерывной войны с Половцами. Поэтому видеть между ними какие-либо родственные связи немыс­лимо.

В. Н. Татищев, ранний русский историк, составил подробный летописный свод, для ко­торого имел возможность использовать и списки, после бесследно исчезнувшие из архивов. В летописях, по его словам, "их историки разно имянуют, яко торки, печенеги, козары, черники, клобуки и бе­рендеи, мню, что разные смешаны были" (История России- екая, т. 1, примечание к главе 26). "И было их войско нема­лое, иногда козарами прозванное, иногда же поршане или поросяне от реки" (там же том П, примечание к гд, 5-й и 6-й). "Они их разно имяновали. Вид­но ж, что в одном месте у одно­го торки иди козары, у друго­го берендеи» у третьего черные клобуки" (там же той IV, при­мечание к главе 11).

Наряду с туранскими имена­ми их вождей: Моначкж, Сатмаз, Каракозь, Мнюз, Карас, Кокей, в летописях обнаруживаются и имена со звучанием алан» - скандинавским: Чекоман, Тошман, Кулдьяр, Кондувдый, Тудор. Вообще, Ч. К,. стали народом, пережившим основательную метисацию. По данным археологии: "Торки, прошедшие по южнорусским степям, были настолько сме­шаны с другими народами и, в частности, с Печенегами, что выделить их памятники на этой территории не представ­ляется возможным" (С. А. Пле­тнева, МИА 62, стр. 165).

Попав в непосредственное соседство с Киевской Русью, Ч. К. заняли положение, изве­стное в истории под термином "федераты" (см.). Они участвовали в ее политической жиз­ни и в княжеских междоусо­биях, помогали в борьбе со степными кочевниками. По словам Татищева, их пребыва­ние там каждый князь потому "видел за полезнейшее, что в Черных клобуках много было мужей искусных и храбрых, понеже непрестранно себя обо­роняя или исча прибытка, в войне пребывали". Значение их в политической жизни древней Руси было подобно тому, какое позднее выпало на до­лю их потомкам, Казакам, в Литве и в России.

С крупными и малыми вла­детелями на Руси Ч. К. заклю­чали договоры в своих собст­венных интересах и без всяко­го принуждения с их стороны. Одним ив многих примеров по­добного соглашения приводит Ипатьевская летопись под го­дом 1159; племенные вожди Берендеев и Торков послали к Мстиславу предложение "Аще ны хощеши любити, яко же ны есть любил отец твои н по городу ны даси по девшему, то мы на тон отступим от Изяслава: Мстислав рад был речи той... и яся им по всю волю их". Они жили в отданных им на ко­рмление городах, между Русами, но основали и несколько своих; Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и др.

Ч. К. получили у Русов на­именование по внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Оно возникло в народе, но так же их называли и летописцы., С развитием же русской науч­ной мысли, составители лето­писных сводов не удовлетворились таким примитивным прозвищем и обратили внимание, что эти народы, как вы­ходцы из страны Черкасии, должны называться общим именем Черкасов. Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется: "Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы". Несколько позднее такое же поясне­ние помещено и в Воскресен­ской летописи.

На основании всех этих ле­тописных данных, русский ис­ториограф Н. М. Карамзин и делает свой вывод (см. Карам­зин), что имя Казаков древнее Батыева нашествия (1237 г.) и принадлежало Торкай и Береадеям, которые у Русских на­зывались н Черкасами, т. е. так же как и Казаки в официаль­ных актах.

От XIII в. прозвище Ч. К., во­обще исчезает из летописей, в хрониках и актах появляются их имена — Черкасы и Казаки.

ЧЁРНЫЕ ЛЮДИ (некр.) — простой народ, народные мас­сы, то же что у Запорожцев "чернь".

ЧЕРНЬ — 1) у Днепровских Казаков так назывались рядо­вые народные массы, в отли­чие от старшины у знатных войсковых товарищей. Назва­ние Ч. не имело у них обидно­го смысла, как у Русских, и вошло в обиход по аналогии с "чернью" пчелиного роя; 2) черные рисунки орнаментации врезной насечке на серебре.

ЧЕРПАЛО — рыболовный сачок.

ЧЕРСЕЛ (некр.) — пояс, ку­шак.

ЧЕРТЕНСКИЙ Смага — Донской атаман от 1605 по 1622 г, онже Смага Степанов. "В Туле — май, июнь 1605 г. — Самозванец, принимая главнейших представителей боярства, признавших, наконец, его ца­рем, демонстративно "преже московских бояр" принял Дон­ских атаманов и Казаков, со Смагою Чертенским во главе" (Сватиков). В его время на Дон прибыло официальное по­сольство польского короля Сигизмунда Ш-го, а грамоты из Москвы адресовались: "От ца­ря и великого князя всеа Руси на Дон, в нижние и верхние юрты, атаману Смаге Степано­ву и всем атаманам и Казакам и всему Великому Войску".

ЧЕРЬГА — войлочная полость, то же самое что и сибирская кошма.

ЧЕРЯЧУКИН Александр Васильевич (дон.) — рожд. 1872 г., ст. Богоявленской; генерал-лейтенант царского производ­ства, атаман Зимовой станицы от В. Войска Донского к пра­вительству гетмана Скоропадского на Украине. Окончил Донской кадетский корпус, Михайловское артиллерийское училище и Академию Гене­рального штаба. После произ­водства в чин хорунжего начал службу в Лейб-гв. 6-й Дон. каз. батарее; на фронт Первой Ми­ровой войны вышел команди­ром 11 Дон. каз. полка; с 1915 года командовал 2-й Заамурской конной бригадой уже в чине генерал-майора, некото­рое время был начальником штаба IV-го Кавалерийского корпуса, а с производством в чин генерал-лейтенанта, назна­чен начальником 2-й Сводной каз, дивизии. Награжден боевыми орденами св. Георгия 4 ст., св. Владимира 8 ст. и Зо­лотым оружием. В конце ноя­бря 1917 г. прибыл с дивизи­ей на Дон, и, после ее демоби­лизации, стал во главе Запад­ного фронта обороны Ново­черкасска от красных ленив­цев. При атамане Краснове был послан с Зимовой станицей в Киев полномочным представи­телем Дона, добился там со­глашения с Украиной по во­просам снабжения Донской ар­мии оружием и утверждения границ между этими государ­ственными образованьями. Его стараниями 25-го июля 1918 г. Украина признала суверенность Всевеликого Войска Донского на незыблемых началах взаим­ности и равенства, а на следу­ющий день был подписан до­говор между Доном и Украи­ной, закрепивший дружеские отношения. Воспоминания ге­нерала Ч. об этом времени опубликованы в 3-м томе Дон­ской Летописи под заглавием: "Донские делегации на Украи­ну и в Берлин в 1918-1919 гг.". При атамане Богаевском ген. Ч. стал директором Донского кадетского корпуса, с кото­рым при эвакуации Дона вы­ехал в Египет. От конца 1923 года проживал в Париже и ра­ботал на автомобильном заво­де. Умер во время Второй Ми­ровой войны.

ЧЕСТНЫЕ ЛЮДИ (некр.) — особы уважаемые, почитаемые.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДОН. КАЗАЧИЙ ПОЛК — в Русской императорской и в Донской армия полк действительной службы сформированный на кадрах прежнего Дон, каз. № 22 полка; награжден Георгиевским знаменем и белевыми петлицами. Вечный шеф -— Донской атаман граф М. И. Платов.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДОН. КАЗАЧИЙ ПОЛК — постоянный полк действительной службы сформированный на кадрах прежнего Дон. каз. № 26 полка: награжден Георгиевским знаменем за подвиги в Пер­сидскую и Турецкую кампа­нии. Вечный шеф — атаман Ефремов.

ЧЕТЬИ МИНЕИ — церковная книга, содержащая жития свя­тых, творения Учителей Церк­ви, их толкование и т. п.; раз­делены на 12 частей по числу месяцев в году, из которых ка­ждая часть даёт очередные чте­ния на всякий день. Великие Ч. М. составил Московский митрополит Макарий (1542-1564) на основании греческих и русских источников, а их краткая редакция исполнена Казаком, епископом св. Дими­трием Ростовским (1651-1709). А. И. Ригельман в одной из своих книг приводит выдерж­ку из Великих Ч.М. в чтениях на день 11 мая, касающуюся наших предков: "Козары, коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский, языка славянского, страна же их была близ Меотического озера" (Азовского моря).

ЧЕЧЕКАТЬ — во время каза­чьего танца, танцор в такт дви­жениям произносит сквозь зубы, подобно испанским каста­ньетам: "чи-чи-чи-чи-чи!". От этого — название танца "че­чётка".

ЧЕЧЕНЦЫ — русское назва­ние кавказской народности, на­селявшей от скифских времен область, лежащую между Те­реком, Кумыкской плоско­стью и Андийским хребтом. Сами себя они называют име­нем "Нахчий". Во время борь­бы за независимость Кавказа свободолюбивые и воинствен­ные Ч., вместе с соседними Ин­гушами были наиболее преданными сторонниками имама Шамиля; после покорения вы­селены к горам, а их равнин­ные земли заняты под казачьи и русские поселения. Когда со­вершилась, русская революция 1917 года, Ч. участвовали в со­здании "Союза Горцев Север­ного Кавказа", через год ликвидированного войсками Деникина. В СССР на их земле бы­та образована Чечено - Ингушская автономная ССР, став­ная очагом постоянного противодействия соввласти. Во время Второй Мировой войны за открытые восстания все Ч. и Ингуши объявлены изменниками и "врагами социалистической родины". В конце февраля 1944 г. они все без исключения выселены в Среднюю Азию. После смерти Сталина реабилитированы; в 1957 г. их остаткам разрешено возвратиться в прежнюю область на Кавказе, где была номинально возрождена и Чечено - Ингуш­ская АССР.

ЧИВОЙТА (среднедон.) — что такое, что то.

ЧИГА — в Средние века назва­ние какого-то причерноморского племени: упоминается в "Слове о полку Игореве". Это имя до наших дней сохраня­ется в названии города Чиго­рина и в насмешливом прозва­нии Казаков Русскими. Южные Донцы применяют его в том же значении к своим Верхо­вым: "Чига лыко драла, чига лапти плела.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.