Лекции.Орг


Поиск:




Калуженин - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков Г. Калуги (СМ. Петров Осип). 42 страница




Эти предложения X. прини­мал с дипломатическим так­том, восторженно выражал свою благодарность, с оконча­тельным же ответом долго медлил.

Земля Запорожских Казаков фактически уже отделилась от Речи Посполитой, Гением гет­мана X. она обратилась в свое­го рода независимое княжест­во, причем сам X. стал его бес­сменным правителем. Соседи не отказывали ему в формаль­ном признании, вели с ним не­посредственные дипломатичес­кие сношения, а молдавский господарь породнился с ним, отдав свою дочь замуж за его сына.

Но удерживать создавшееся положение с каждым годом становилось труднее. Истоща­лись силы, терялась надежда на успешный исход борьбы, нависала угроза поражения и полного порабощения. Измен­чивый союзник, крымский хан, в конце концов заключил с Польшей сепаратный мир, на украинские полки надежда бы­ла слабая, утомленные Казаки, потеряв веру в успех, во мно­жестве уходили на Запорож­ский Низ, Донец и Дон. После поражения под Берестечком, пришлось согласиться на усло­вия предложенные Поляками и, подписав их в Белой Церк­ви 18 сентября 1651 г., отка­заться от многих преимуществ Зборовского договора.

После этого X. еще два года вёл переговоры с Москвой, стараясь подготовить достойную почву для передачи мос­ковскому царю суверенных прав своего края. Только н се­редине 1653 г., под давлением рядовых казачьих масс и стар­шинского окружения, X. начал предварительные переговоры. В Москве уже давно ожидали этого момента, но гетман и тут не спешил. До 6-го сентября 1653 г. царские грамоты адре­совались ему со старым титу­лом: "Божьей милостью коро­ля польского и вел. князя Ли­товского гетману Войска За­порожского". Собирать же войска в помощь Казакам Мо­сква стала только после того, как до неё дошли сведения, что ради мира Речь Посполитая готова пойти на уступки Каза­кам, а турецкий султан раз за разом присылает послов к гет­ману с предложением покро­вительства и военной помощи.

1-го октября 1653 г. в Моск­ве на Земском Соборе снова был поставлен вопрос о присо­единении Земли Запорожских Черкасов и решено, "чтоб ве­ликий государь царь и вели­кий князь Алексей Михайло­вич всея Русии изволил того гетмана-Богдана Хмельницко­го и всё Войско Запорожское с городами и землями принять под свою государскую высо­кую руку".

Ответа Казаков ожидали еще три месяца, во время ко­торых X. обсуждал вопрос со Старшинским Советом и пере­дал окончательное его реше­ние на рассмотрение Черной или Всенародной Казачьей Ра­ды, собранной в Переяславе.

8-го января 1654 г. судьба "Земли Запорожских Казаков от Чигорина до Конотона" была решена. Черная Рада по­становила идти "под царя во­сточного, православного". Через три недели после этого Ф. С. Куракин и Ф. Ф. Волконтский, воеводы русских войск, приготовленных к походу, по­лучили приказ двигаться на Гетманщину вместе с уведом­лением о том, что царь Алек­сей Михайлович на "прошение и моление" гетмана, полковни­ков и всяких чинов людей, "чтоб великому государю его царскому величеству ево, гет­мана, и полковников, и всего Запорожского Войска Черкас пожаловать, велел всем им со всеми черкасскими городами и с уезды быти под ево царско­го величества высокою рукою навеки неподвижно".

Казаки получили военную помощь в борьбе с Поляками, а X. повел запоздалые перего­воры об окончательных усло­виях подчинения московскому государю. До этого времени имелись только заверения по­сла В. В. Бутурлина "словом его царского величества", что Алексей Михайлович не толь­ко подтвердит "от века дан­ные" казачьи права и при воль­ностях стародавних сохранит, "но и паче еще особные свои всякого чипу людем показовати имеет милости".

В Москву приехали казачьи послы Самойло Богданович и Павел Тетеря, которые привез­ли оттуда "Статьи", утвер­жденные царем и Боярской Думой 21 марта 1654 г. Эти "статьи" не предусматривали значительного числа частных вопросов, и потому в дальней­шем совместная жизнь с Московитами изобиловала различ­ными недоразумениями. Казакам и их гетману многое было не по душе, но жребий был брошей, другого выхода не представлялось.

X. оставался у власти еще около трех лет. 27 июля 1667 года он скончался от физичес­кого недуга. По другим сведе­ниям — погиб в бою с Поля­ками.

ХМЕЛЬНИЦКИЙ — 1) Тимо­фей Богданович, старший сын гетмана, смелый и авторитет­ный казачий начальник. 21 ию­ля 1652 г. женился на Домне-Розанде, дочери молдавского господаря Василия Лупула. В следующем году должен был идти с Казаками на помощь своему тестю в его борьбе с другим претендентом на мол­давский престол, Георгием Бурдузой. Осажденный вой­сками Бурдузы в Сучаве, он по­терял ногу оторванную вра­жеским ядром и вскоре умер. Для погребения его тело при­везли в Чигирин. 2) Юрий Бог­данович, второй сын гетмана, был еще при жизни отца, ото­шедшего от дел, избран "гет­маном Войска его царского ве­личества Запорожского" и сох­ранял это звание три года. Но осенью 1660 г., двинувшись вместе с Русскими во главе Ка­заков на запад, был окружен Поляками, сдался и согласил­ся подписать договор о воз­вращении казачьих земель в Речь Посполитую. Казаки в своем огромном большинстве этого соглашения не признали и выбрали нового гетмана. Тогда и польское правительст­во отказалось от его помощи. Измученный многолетней борьбой, изменчивыми настроени­ями и непрочностью отноше­ний, Ю. X. решил уйти от вся­кой политики в монастырь. Под видом паломника он от­правился в путь, но вместо ти­хой обители попал в руки та­тарского разъезда. Татары привезли его и Крым и сдали хану. Тут он был опознан и хан отослал его турецкому султа­ну в качестве ценного пленни­ка. В Турции не придали зна­чения его недавнему высокому положению, он попал там в одну из камер "семибашенного замка" и просидел в ней уз­ником много лет.

В 1676 году судьба его, вдруг, изменилась. После того как сторонник Турции, гетман Петр Дорошенко капитулиро­вал перед Русскими и перешел на их сторону, случилось то, чего потерявший уже всякие надежды Ю. X. совсем не ожи­дал. К нему в темницу явился посланный султана и объявил О его решении поручить быв­шему гетману задачу объеди­нения Казаков под властью Оттоманской империи. После некоторого колебания X. при­нял это назначение, был выпу­щен из каземата и отправлен обратно на казачьи земли с ти­тулом "князя Сарматии". Он обосновался в местечке Немирове недалеко от Брацлава и должен был заняться умирот­ворением занятых Турками областей Подольской, Брацлавской и части Киевской.

Это ему удавалось не легко, но все же около него собралось несколько тысяч Казаков, недавних сподвижников гетма­на Дорошенко. В гг. 1677-79 он участвовал с ними в "Чигиринских походах" Турок и совер­шил неудачное нападение на казачье Левобережье. Номи­нальным правителем тех же об­ластей X. оставался и после Бахчисарайского мира (1680 году), по которому Россия признала права Турции на Подолию и Брацлавщину, но осенью того же года он погиб при невыясненных для исто­рии обстоятельствах. По од­ним данным его судили по ка­кому-то обвинению и казнили сами Турки, а по другим — его убили Сичевики, при нападе­нии на Турок, строивших кре­пость в устье Днепра, где в это время оказался и X.

ХОД — раздвижной воз, ра­стянутый в длину с драбинами служит для перевозки сена и злаковых, а укороченный упот­ребляется с досками или со специальным кузеном.

ХОЛОДОК - тень от деревьев или постройки в солнечный, жаркий день.

ХОЛОПЫ — в конце Средних веков и несколько позднее этим словом на Руси, обознача­лись слуги, жившие на ижди­вении своего хозяина. Такие X. находились при хозяйствах частных лиц, но могли быть и царские X., т. е. такие, которые несли обязанности служ­бы царской.

Русский историк Н. Косто­маров дает для XVI в. такое определение: "Холопами в об­ширном смысле назывались все те, которые были обязаны какой нибудь службой друго­му лицу. В этом отношении ж бояре и князья писались цар­скими холопами". Если обедневший князь шел на службу к богатому князю-вотчнику, он таким образом тоже стано­вился его холопом. "Я холоп твой" для того времени тоже самое, что недавняя вежливая форма "Ваш покорный слуга". В XVII в. слова "холоп, хо­лопство" еще употребляются, как синонимы понятий "слуга, служба". Например, в царском Указе от 10 августа 1638 г. о "черкасах", Казаках, которые переселились из Гетманщины в Белгород, сказано: "они де люди вольные и знатные" "и отбрались в наше Московское государство на вечную служ­бу, все люди лутчие и пришли под нашу царскую руку в веч­ное холопство". (Акты "Вос­соединение Украины с Росси­ей", т. I, стр. 249, М. 1954). К концу того же века слово X. окончательно заменяется обоз­начением "служилые люди", "дворовые слуги".

Служилые Казаки тоже чис­лились в Москве царскими Хо­лопами. Они получали от свое­го хозяина-государя в XVI-XVII вв. корм и жалованье. При этом, когда о них идет речь, в актах всегда подразумевается "прибор людей воль­ных и охочих", т. е. набор на службу добровольный, без прямого принуждения. В этом и заключалось основное свой­ство их служебного договора.

ХОМУТОВ Михаил Григорье­вич — первый Донской Казачий атаман назначенный не из Ка­заков. Состоял на посту от 1848 г. по 1862 г.. В 1857 г. он испрашивал разрешения воен­ного министра, "чтобы ему было предоставлено, по сно­шению с кавказским начальни­ком, не согласившихся брить бороды на службе, переводить с их семействами в Кавказское Линейное Войско, где бороды дозволяются, и о таковых доносить Военному министерст­ву, Предворным ни от казны, ни от Поиска пособия не давать, а только предоставлять двухгодичную льготу, как пе­реселенцу. Государь 3-го авгу­ста 1857 г. одобрил это пред­положение и повелел испол­нять".

ХОПЁР — левый приток До­на; берет начало в Пензенской губернии и, минуя Саратов­скую, входит в Землю Дон­ских Казаков; здесь пересека­ет Хопёрский округ и впадает в Дон между округами Верхне-Донским и Усть-Медведицким. Общая длина 910 клм.

ХОПЁРСКИЕ КАЗАКИ — Казаки проживающие от древ­них лет вдоль реки Хопёр. Пер­сидская география Х-го века (Годуд ал Алэм) указывает там христианское племя В. Н. НД. Р и рядом с ним язычников Брадас (по-видимому, Берендьяров и Бродников). Во время Золотой Орды москов­ские акты вспоминают там же христиан Сарской и Подонской епархии "в пределе Чер­вленого Яра", "по Великую Во­рону, возле Хопор, до Дону по караулам". Это "народ христи­анский воинска чина живу­щий, зовомии Козаци".

При расширении границ Мо­сковского царства "передел Червленогв Яра" пошел и Там­бовскую провинцию, а мест­ные Казаки от 1696 г. дали кад­ры Хопёрской команды, кото­рая размещалась по слободам Алфёровка, Красная, Пыховка и Градская. После восстания Булавина, в той же провинции: русское правительство присоединило земли некоторых вер­ховых казачьих городков, а на месте разрушенного Пристан­ского городка была воздвиг­нута крепость Новохопёрск. Ее гарнизон занимала Хопёр­ская казачья команда. В Пол­ном Собрании законов Рос­сийской империи статья от 2 июня 1724 г. говорит: "Кото­рые Казаки живут ныне в Но­вохопёрской крепости, а уро­женцы из Тамбовской провин­ции разных городов, и служи­ли городовую службу, и в про­шлых годах до Азовских по­ходов сошли в донские ка­зачьи городки, и с Донскими Казаками были в походе под Азовом и в разных баталиях. Шведских, и в 1717 г. с служ­бы отпущены и ведено им жить в домах до указу, а те домы ихвором Булавиным ра­зорены и. ныне они живут в оной крепости и служат конную службу".

В 1775 г. Хопёрская команда развернулась в. Хопёрский полк (см.).

ХОПЁРСКИЙ ОКРУГ — вдоль реки Хопёр до ее притока Бузулука; до 1920 г. администра­тивный район в Земле Дон­ских Казаков с центром в ста­нице Урюпинской. 17.200 кв. клм., свыше 300 тысяч жите­лей Казаков и иногородних в станицах: Урюпинской, Алек­сеевской, Анненской, Акишев-ской, Арженовской, Бузулуцкой, Бурацкой, Добринской, Дурновской, Зотовской, Ива­новской, Карповской, Котовской, Кумылженской, Луковской, Мартыновской, Михай­ловской, Павловской, Песковатской, Петровской, Проваторовской, Преображенской, Тепикинской, Тишанской, Усть-Бузулуцкои, Фйлоновской и Ярыженской.

ХОПЕРСКИЙ ПОЛК — в 1779 г., через четыре года пос­ле сформирования, переселен из Новохоперской крепости на Азовско-Моздоковскую Линию. Переселенцы, три тысячи душ об. пола размещены в районе г. Ставрополя, где они основа­ли новые станицы: Ставро­польскую, Донскую, Москов­скую и Северную. Военнообя­занные Казаки из этих станиц начали службу на Линии тер­риториально - полковой орга­низацией, за которой сохранялось прежнее название X. П. Полк сохранил то же название и после 1826 г., когда был при­нудительно переселен вместе с семьями ближе к горам в вер­ховьях Кумы и Кубани. Здесь полк основался в новых стани­цах: Невинномысской» Беломечётской, Суворовской, Бекешевской и Баталпашинской. В начале нашего века эти стани­цы выставляли три конных полка, один кадровый, посто­янной службы, и два запасных. 1-й X. П. на Кубани считался самым старым. По году сфор­мирования Хопёрской коман­ды (1696) стало считаться не только старшинство этого пол­ка, но и старшинство всего Ку­банского Войска. Проживая среди горских аулов, Хопёрцы во многом сблизились с Кав­казскими Горцами и по на­ружности и духовно.

В Русской армии 1-й X. П. состоял "четвертым полком" регулярной Кавказской: кава­лерийской дивизии, в составе которой проделал всю Пер­вую Мировую войну на раз­ных фронтах. В 1918 г. Казаки полки одними из первых на Кубани поднялись на борьбу против власти ленинцев в от­ряде полковника А. Г. Шкуро. Они упорно сражались против красных в составе Добрармии до ее полного поражения.

ХОР — правый приток реки Уссури; в 1920 г. на мосту че­рез X. большевики казнили пленных Казаков: выводя из вагона, разбивали им головы молотом и бросали в реку.

ХОРОНИТЬСЯ — прятаться, укрываться.

ХОРОШХИН Борис Иванович (урал.) — Уральской стани­цы, генерал-майор; в гг. 1918-1920 возглавлял объединенное Представительство Казачьих Войск при ставке адмирала Колчака. Умер эмигрантом в 1936 году.

ХОРТИЦА — остров на Днепре ниже порогов; 14 клм. длины и 3 клм. ширины; находился во владении Запорожской Низовой Казачьей республики, но после занят Русскими, ко­торые изгнали оттуда Казаков, а поселили немцев-менонитов.

ХОРУНЖИЙ — первый офицерский чин в Казачьей армии; от XIII века в Польше — по­мощник командира полка или хоругви, водружавшей в бою знамя своей части и обороняв­ший его от врагов; в ХVI-ХVIII веках тоже самое у Днепров­ских Казаков.

ХОТОН - татаро-монгольская родовая группа, возглавлявшаяся местным старейшиной: багадуром, сеченем или мергенем.

ХОТУНОК — татарское предместье гор. Новочеркасска.

Во второй половине XVII ст. к Донским Казакам прибился небольшой нагайский хотон. Донцы разрешили ему поселиться около своего Черкасского города. Почти через сто лет после этого А. И. Ригельман надписал в своем плане Старого Черкасска: "Базовых Татар поселение". Впоследствии, когда был основан г. Новочеркасск, этот татарский пригород переселился на его окраину и здесь его имя определили по старой памяти, как X. (уменьшительное от слова "хотон"); называли его также и "Татарской слободкой". Жители Х-ка, мастера, ремесленники и чернорабочие, Казаками не считались и в калачьих полках не служили.

ХОХЛАЧ Л. М (дон.) - спод­вижник атамана Булавина, в русских актах его имя пишет­ся как Лунька и Лучка. В нача­ле Булавинского восстания пи­сал и распространял воззвания и письма русским начальникам и воеводам. Затем успешно действовал на Волге во главе крупных отрядов, но 6 июля 1708 г. потерпел поражение под Азовом, где командовал пятитысячным отрядом в зва­нии Походного атамана. Вер­нувшись после этого в Черкасск был схвачен заговорщи­ками, противниками восстания и убит ими.

ХРАМОВЫ (дон.) — ст. Ост­ровской, старообрядческий ка­зачий род. Михаил Иванович X. выселился с хутора Радуваева и основал отдельный ху­тор Вешенский с тремя рыбными прудами и доходным са­дом. Его сын Нестор Михай­лович имел с женой Марией, Ивановной (урожд. Самохи­ной 9 сыновей и 6 дочерей. Все они при помощи отца получи­ли достаточное образование. Самый младший из них Георгий Нестерович, оставшись си­ротой, при соввласти личными трудами Добилси диплома выс­шей школы. Будучи инжене­ром-Конструктором в 1945 г. ушел в эмиграцию и благопо­лучно здравствует в США.

ХРЯК — самец - производитель у домашней и дикой свиньи.

ХРЕБТИТСЯ — хочется, желается.

ХУДОБА — рогатый скот.

ХУДОЙ — дырявый, изношенный.

ХУТИЕВ Георгий Степанович (терск.) — рожд. 1878 г., ст. Черноярской, ген. штаба полковник. В 1904 г„ окончил Тифлисское военное училище, с производством в чин хорунжего; от этого времени служил офицером в Кубанском пластунском батальоне, в составе которого отбыл боевую службу на фронте Русско-японской войны. В 1913 г. получил диплом Военной Академии и причислен к службе ген/штаба, но с началом Первой Мировой войны зачислен в ряды 2-го Кубанского пластунского батальона и, пребывая на фронте, заслужил многие боевые награды, вплоть до Владимира 4-й степени и Золотого оружия. От 1918 г. до конца Казачьей борьбы состоял началь­ником штаба Терского Казачьего Войска, в 1920 г. эмигрировал заграницу и из Сербии выехал в США. Работал в Нью-Йорке на спичечной фабрике. Умер 18 сентября 1966 г. там же.

ХУТОР — казачье поселение на отдаленных окраинах станичного земельного юрта. Население хутора выделялось из станицы, но сохраняло с нею хозяйственные и административные связи, подчиняясь станичному атаману. Его представители "десятидворные" и хуторской атаман участвовали в станичных сборах с правом решающего голоса. В старое время казачий X. назывался посёлком; это же название сохранялось до недавнего времени у Казаков Сибири и Дальнего Востока.

 

Ц

 

ЦАП — козёл.

ЦАПАТЬ — подбивать клин.

ЦАРЁВ БОРИСОВ — город основанный Борисом Годуновым в одни из последних годов XVI в. на Донце поблизо­сти к устью Оскола. Построив укрепленный город на татар­ских "сакмах", ведущих на се­вер, царь Борис предупреждал опасность неожиданных напа­дений Крымских Татар, а од­новременно с этим избавлялся от необходимости считаться с помощью Донских Казаков, с которым у него уже давно были испорчены отношения. Ц. Б., по его словам, и был по­строен "дляобуздания Донских Казаков" (Сухорукое). Следующей мерой в этом отношении стала закрытая гра­ница между Московией и До­лом.

Основываясь на праве силь­ного, Борис Годунов не постеснялся глубоко внедриться в Старое Поле, половецко-татарские степи, которые никогда до этого Московии не принад­лежали. Одновременно с пост­ройкой нового города, он при­казал сделать роспись новозанятой земли, рек, лесов, па­шенных земель, покосов и вся­ких других угодий. Не доволь­ствуясь этим, он распорядил­ся, чтобы воеводы, как только "на том месте укрепятца и город почнут делать", тотчас призвали бы к себе с Донца и Оскола атаманов "и лучших' Казаков и "сказали" бы им "государево жалованье", что царь Борис пожаловал, Донец и Оскол со всеми речками, которые впадают вних, "велел от дать им, донецким и оскольским атаманам и казакам без данно и безоброшно, и атаманы б и казаки по Донцу и но Осколу по своим юртам жить и угодьи всякими владеть без данно и безоброшно, а государю те донецкие и оскольсие атаманы и казаки служили и вестей проведовали".

Подарив Казакам не принадлежавшую ему землю, он при­казал воеводам разузнать, где расположены их юрты "и с которого юрта атаману и казаки какими угодьи владеют".

Истории известно, как Казаки приняли все мероприятие царя Бориса, как бесправные и враждебные им действия, В ответ на них они способствовали устранению его династии московского престола и сразу после этого разрушили до основания построенный им город Ц. Б.

ЦАРИЦЫНСКАЯ ЛИНИЯ - полоса укреплений, основанная русским правительством в 1719 г. Она должна была пересекать Волго - Донской водораздел, излюбленную дорогу грабительских отрядов кочев­ников, Турок и Кубанских Та­тар для нападений на окраины России. Там воздвигли не­сколько земляных, крепостей, Донецкую, Грачи, Мечетную, Оскор, с принадлежащими им форпостами. На своей земле Донцы согласились занимать их своими гарнизонами, для чего высылали от 800 до 1200 человек. На астраханской же земле службу несло Волгское Казачье Войско.

После того как в 1777 г. ос­нована на юг от нее Азовско-Моздокская Линия, Ц. Л. уп­разднена за ненадобностью.

ЦАРСКИЙ КУС — первый улов с зимнего багрения рыбы, от­сылавшийся Уральскими Каза­ками в дар царскому двору.

ЦАРЬ — у Русских термин по­лучившийся при сокращении римско - византийского слова "цесарь"; уже в самых древних летописях встречается как ос­нова наименования г. Констан­тинополя: Цесарь-город, Царь-город, Царьград. Около ХШ в. в московских актах царем на­зываются золотоордынские ха­ны, но начиная от Ивана III (1462-1505) этим званием по­льзуются и вел. князья москов­ские; они "венчаются на цар­ство" и украшают свой титул словом Царь. До падения ди­настии Романовых оно сохра­нялось в полном титуле всерос­сийских императоров и само­держцев (царь польский).

ЦЕПИ — древний способ ох­раны водных путей от бесконтрольного прохода чужих су­дов и от морских набегов ино­племенников. Поперек входа в залив или устья реки протяги­вались на плавучих баканцах массивные стальные цепи, пе­ресечь которые на судне не представлялось возможности без большого шума. Этим способом пользовались Гре­ки, Византийцы, а после них к Турки, перегородившие цепя­ми выход из Дона. Кепы, ука­занные древними географами у входа в Фанагорийский (Та­манский) залив, вероятно, те же Цепи, славянское название, которое Греки не смогли на­чертать правильно из-за от­сутствия у них буквы Ц и обычной замены ее буквой К (как Кесария вместо Цесария, Керкеты вместо Церкеты, Кик­лады вместо Циклады).

ЦЕРКОВНО СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК — язык славянского текста Священного Писания и Богослужебных книг, первые переводы которых исполнены святыми братьями Кириллом и Мефодием, при помощи изо­бретенных ими буквенных зна­ков. Словарь Ц. славянского языка позаимствован от древ­них Македонцев и, очевидно, от Приазовских Славян; один из первых русских историков В. Н. Татищев (История Рос­сийская) подчеркивает, что "в житии Кирилла Селунского, как в римских, так и в наших написано, что Кирилл первее Казар вере Христовой учил и для них буквы сложил (а Не­стор сказует в Моравии), а потом Моравам и Болгарам сооб­щены". Изобретенные Кирил­лом и Мефодием буквы отве­чали также и требованиям фо­нетики древне - болгарского языка, может быта, потому, что Болгары пришли на Дунай после двухвекового пребыва­ния на берегах Азовского мо­ря и, следовательно, долго об­щались с теми Славянами, о которых Макарьевские Четьи Минеи говорят: "Козары были народом скифским, языка сла­вянского, а страна их лежала близ Меотийского озера"; та­кого рода Козар было там так много, что и все Хазары "из-за смешения со Славянами гово­рили по-славянски, наравне с другими народами севера" (Араб ал Бекри).

В наше время русский фило­лог-гебраист Н. А. Мещерский в своих статьях не раз выска­зывает убеждение, что самые ранние переводы на древнеславянский язык исполнены именно в Казарии, а потому в этих переводах, даже много раз переписанных русскими переписчиками "отражены ка­кие-то, оставшиеся нам неиз­вестными, связи с Хазарией". "Среди христианских поддан­ных Хазарского кагана, несом­ненно, было очень много Сла­вян, и едва ли славянский язык не был в результате этого своеобразия общим письмен­ным языком для всего населе­ния Каганата" (Византийско-славянскне литературные свя­зи. Виз. Временник, т. XVII, М.-Л. 1960).

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды пастырей и учителей Церкви со всех концов христи­анского мира для разрешения догматических и канонических вопросов веры и для иных цер­ковных дел. Их постановления имели для всех христиан не­пререкаемую обязательность. До разделения Церквей на За­падную католическую и Вос­точную православную (1054 г.) Ц. С. состояли из всех христи­анских епископий и называ­лись Вселенскими. Православ­ная Церковь признает решения семи Вселенских Соборов. Это — Никейский, Константинепольский, Эфесский, Халкедоиский, Константинопольский Второй, Константинопольский Третий и Никейский Второй. Собравшиеся после этого Ц. С. считаются Соборами По­местными, т. е. выражающими частную волю разделившихся христианских Церквей. Выс­шие духовные иерархи Казачьей Земли принимали участие во всех Вселенских Соборах; подписи епископов и митро­политов Томи и Таны (Тамани и Дона), Скифии Боспорянской и Боспора сохраняются в актах до наших дней: под ак­том. Первого Вселенского Со­бора (325 г.) подписался епи­скоп боспорский Донн, Второ­го (381) — епископ Томи и Таны Геронтий (подпись — между епископами азийскими), Третьего (431) — Тимо­фей, епископ Скифии Томитанской, Четвертого (451) — Евдоксий, епископ Боспорский и Феотим, митрополит Томитаны и прочей Скифии, Пятого (553) — епископ То- митаны Александр и митрополит боспорский Иоанн, Седьмого — подпись заместителя боспорского епископа Андрея, (в 787 г.).

ЦЕРКОВЬ — собрание ве­рующих, объединенных един­ством религиозной идеологии. Казаки принадлежат к древней Греческой Церкви в ее двух от­ветвлениях: Русском Правос­лавии и Старообрядчестве. Са­мые старинные христианские общины на нашей земле со­ставляли часть Церкви Гречес­кой с епископами и митропо­литами Томи, Таны и Скифии Боспорянской. На эти кафед­ры их назначали Константино­польские патриархи, хотя не­которые из них рукоположе­ны Грузинскими католикоса­ми.

Во время власти Золотой Ор­ды, христианские приходы кочевой степи находились в ве­дении епископов Сарайских, которые подчинялись тому же Константинопольскому патри­арху, но уже через митрополи­тов Московских, хотя им и бы­ли предоставлены широкие автономные права. На севере До­на, "передел Червленого Яра" тоже крепко держался Сарайской епархии. Там уже в деся­том веке проживало какое-то христианское племя В. Н. НД. Р., вкотором можно угады­вать Берендеев русских лето­писей. Московские митрополи­ты, начиная от Петра (1308-1326) безуспешно пытались изъять этот "передел" при ре­ках Вороне и Хопре из веде­ния епископов Сарайских и Подонских, чтобы передать его в епархию Рязанскую. Тог­да там проживал "народ хри­стианский воинска чина (....) зовомии Козаци", имевшие "чудотворные иконы в церк­вах своих". По словам А. И. Ригельмана об этом известно из Краткой Московской летописи. Об этом же свидетель­ствуют Вкладные книги Дон­ского монастыря в Москве и часовни на Лубянке там же.

Во время развала Золотой Орды, управление церковными делами Казаков перешло к ми­трополитам Крутицким, носив­шим также прежний титул епи­скопов Сарайских и Подон­ских и считавшимся замести­телями митрополитов Москов­ских. От 1613 г., со времени царя Михаила Федоровича, связь Казаков с духовным гла­вой, Московским патриархом, была установлена через По­сольский Приказ. Днепровские же Казаки в эту эпоху имели верховными владыками Киев­ских митрополитов, поставлен­ных Иерусалимским или Кон­стантинопольским патриархом. Церковные реформы Московского патриарха Никона вначале не отразились на духовной жизни Казачьей Церкви. Днепровские Казаки, вообще, стояли в стороне от московских событий и церковных разногласий, а все другие — оставались при старом обряде и при прежних Богослужеб­ных книгах. Кандидаты в свя­щенники указывались Круга­ми, которые одновременно по­сылали патриарху их характе­ристику: "духовен, смирен и неупоен и нам Казакам он угоден". После этого патриар­ху оставалось только утвер­дить и благословить нового ие­рея. Роль духовенства своди­лась исключительно к религи­озному "окормлению" паствы, без права мешатся в полити­ческую жизнь края.

Такую условную автокефа­лию Казачьей Церкви в 1718 г. уничтожил император Петр I, подчинивший ее общины бли­жним русским архиереям. До­ном и Тереком ведали еписко­пы Воронежские, которые од­нако еще сто лет после этого имели много хлопот с казачь­им духовенством. Казачьи ба­тюшки оставались тесно свя­занными со своими станицами и в церковных делах прежде всего считались с казачьим на­чальством, Кругами и атамана­ми. "Даже в конце XVIII века Синод получал жалобы Воро­нежского епископа на то, что Войсковой атаман А. И. Ило­вайский запрещает ему в от­дельных случаях вмешиваться в духовные дела казачьих при­ходов, а причты их по преж­нему определяются с утверж­дения "казачьего круга и стар­шин" (А. П. Пронштейн, Зем­ля Донская в XVIII веке).

Для того чтобы прекратить постоянные пререкания между атаманами и русскими еписко­пами, Указами 14 марта и 3 ап­реля 1829 г. на Дону была уч­реждена своя Новочеркасская епископская кафедра с подчи­нением ей приходов Сев. Кав­каза. От этого времени атама­ны и станицы могли разре­шать все церковные дела на месте, а Старообрядчество во многих случаях изжито при по­мощи миссионерской деятель­ности русского духовенства, компромисной формой Единоверчества и некоторого давления свыше.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

1312 - | 1083 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.