Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Елизавета Евгеньевна Аничкова 25 страница




Ссыльные дети были дети особенные. Они вырастали в созна- нии своего угнетённого положения. На педсоветах и других бала- больных совещаниях о них и им говорилось, что они — дети со- ветские, растут для коммунизма и только временно ограничены в праве передвижения, только и всего. Но они-то, каждый, ощу- щали свой ошейник — и с самого детства, сколько помнили се- бя. Весь интересный, обильный, клокочущий жизнью мир (по ил- люстрированным журналам, по кино) был недоступен для них, и даже мальчикам не предстояло туда попасть (таких в армию не брали). Очень слабая, очень редкая была надежда — получить от комендатуры разрешение ехать в город, там быть допущенным до экзамена, да ещё быть принятым в институт, да ещё благополуч- но его окончить. Итак, всё, что они могли узнать о вечном объ- ёмном мире, — только здесь они могли получить, эта школа дол- гие годы была для них — первое и последнее образование. К то- му ж, по скудости жизни в пустыне, свободны они были от тех рассеяний и развлечений, которые так портят городскую моло- дёжь XX века от Нью-Йорка до Алма-Аты. Там, в метрополии, де- ти уже развыкли учиться, потеряли вкус, учились — как повин- ность отбывали, чтобы числиться где-то, пока выйдет возраст. А нашим ссыльным детям, если хорошо преподавать, то это бы- ло им единственно важное в жизни, это было всё. Учась жадно, они как бы поднимались над своим вторым сортом и сравнива-


лись с детьми сорта первого. Только в одной настоящей учёбе на- сыщалось их самолюбие.

Это всё я говорил о «русских» классах кок-терекской школы (собственно русских там почти не было, а — немцы, греки, ко- рейцы, немного курдов и чеченов, да украинцев из переселен- ческих семей начала века, да казахов из семей «ответработни- ков» — они детей своих учили по-русски). Большинство же казах- ских детей составляли классы «казахские». Это были воистину ещё дикари, в большинстве (кто не испорчен чиновностью семей) — очень прямые, искренние, с коренным представлением о хорошем и дурном. А почти всё преподавание на казахском языке было расширенным воспроизводством невежества: сперва кое-как тяну- ли на дипломы первое поколение, недоученные разъезжались с большой важностью преподавать подрастающим, а девушкам-ка- зашкам ставили «удовлетворительно», выпускали из школ и педа- гогических институтов при самом дремучем и полном незнании. И когда этим первобытным детям вдруг засверкивало настоящее учение, они впитывали его не только ушами и глазами, но ртом. При таком ребячьем восприятии я в Кок-Тереке захлебнулся преподаванием, и три года (а может быть, много бы ещё лет) был счастлив даже им одним. Мне не хватало часов расписания, чтоб исправить и восполнить недоданное им раньше, я назначал им вечерние дополнительные занятия, кружки, полевые занятия, ас- трономические наблюдения, — и они являлись с такой дружно- стью и азартом, как не ходили в кино. Мне дали и классное ру- ководство, да ещё в чисто казахском классе, но и оно мне почти

нравилось.

Однако всё светлое было ограничено классными дверьми и звонком. В учительской же, в директорской и в районо размазы- валась не только обычная всегосударственная тягомотина, но ещё и пригорченная ссыльностью страны. Среди преподавателей были и до меня немцы и административно-ссыльные. Положение всех нас было угнетённое: не упускалось случая напомнить, что мы до- пущены к преподаванию из милости и всегда можем этой мило- сти лишиться. Ссыльные учителя пуще других (тоже, впрочем, за- висимых) трепетали разгневать высоких районных начальников недостаточно высокою оценкой их детей. Трепетали они и раз- гневать дирекцию недостаточно высокой общей успеваемостью — и завышали оценки, тоже способствуя общеказахстанскому расши- ренному воспроизводству невежества. Но, кроме того, на ссыль- ных учителях (и на молодых казахских) лежали повинности и по- боры: в каждую зарплату с них удерживали по четвертной, неиз-


вестно в чью пользу; вдруг директор мог объявить, что у его ма- лолетней дочери — день рождения, и преподаватели должны бы- ли собирать по 50 рублей на подарок. Ещё всё районное началь- ство где-нибудь училось заочно, а все письменные контрольные работы за них понуждались выполнять учителя нашей школы. (Это передавалось по-байски, через завучей, и рабы-учителя даже не удостаивались увидеть своих заочников.)

Не знаю, моя ли твёрдость, основанная на «незаменимости», которая выяснилась сразу, или уже мягчеющая эпоха, да обе они помогли мне не всовывать шею в эти хомуты. Только при спра- ведливых оценках могли у меня ребята учиться охотно, и я ставил их, не считаясь с секретарями райкома.

 

* * *

После ссылок, описанных выше, нашу кок-терекскую, как и всю южноказахстанскую и киргизскую, следует признать льгот- ной. Поселяли тут в обжитых посёлках, то есть при воде и на поч- ве не самой бесплодной. В нашем Кок-Тереке было 4 тысячи че- ловек, большинство — ссыльных, но в колхоз входили только казахские кварталы. Всем остальным удавалось или устраиваться при МТС, или кем-то числиться, хоть на ничтожной зарплате.

Ленива была в Кок-Тереке и оперчасть — спасительный част- ный случай общеказахской лени. Но главная причина их бездей- ствия и мягчеющего режима была — наступление хрущёвской эпохи. Ослабевшими от многочленной передачи толчками и колыханиями докатывалась она и до нас.

Сперва — «ворошиловской» амнистией: именно за подписью Ворошилова посмеялось над нами правительство 27 марта 1953 года. Амнистию дали шпане и бандитам, а Пятьдесят Восьмой — лишь «до пяти лет включительно». Посторонний, по нравам поря- дочного государства, мог бы подумать, что «до пяти лет» — это три четверти политических пойдёт домой. На самом деле лишь 1—2 процента из нашего брата имели такой детский срок. (Зато саранчой напустили воров на местных жителей, и лишь нескоро и с натугой пересажала милиция амнистированных бандитов опять в тот же загон.)

Интересно отозвалась амнистия в нашей ссылке. Как раз тут и находились давно те, кто успел в своё время отбыть детский пя- тилетний срок, но не был отпущен домой, а бессудно отправлен в ссылку. В Кок-Тереке были такие одинокие бабки и старики с Ук- раины, из Новгородья — самый мирный и несчастный народ. Они


очень оживились после амнистии, ждали отправки домой. Но ме- сяца через два пришло привычно жёсткое разъяснение: поскольку ссылка их (дополнительная, бессудная) дана им не пятилетняя, а вечная, то вызвавший эту ссылку их прежний пятилетний судеб- ный срок тут ни при чём и под амнистию они не подпадают… Так никто ничего от амнистии не получил. Но с ходом месяцев, особенно после падения Берии, незаметно, неширокогласно вкра- дывались в ссыльную страну истинные смягчения. Стали в близкие институты отпускать ссыльных детей. Свободен стал проезд по району, свободнее — поездка в другую область. Всё гуще шли слу- хи: «домой отпустят, домой!» И верно, вот отпустили туркменов (ссылка за плен). Вот — курдов. Волнение простёгивало, жарко

мутило ссыльных: неужели и мы стронемся? Неужели и мы…?

Смешно. Уж не верить так не верить научил меня лагерь! Да мне и верить-то не было особой нужды: там, в большой метро- полии, у меня не было ни родных, ни близких. А здесь, в ссыл- ке, я испытывал почти счастье.

Правда, первый ссыльный год душила меня смертельная бо- лезнь, как бы союзница тюремщиков. И целый год никто в Кок- Тереке не мог даже определить, что за болезнь. Еле держась, я вёл уроки; уже мало спал и плохо ел. Всё написанное прежде в лагере и держимое в памяти, и ещё ссыльное новое пришлось мне записать наскоро и зарыть в землю. (Эту ночь перед отъездом в Ташкент, последнюю ночь 1953 года, хорошо помню: на том и казалась оконченной вся жизнь моя и вся моя литература. Маловато было.)

Однако — отвалилась болезнь. И начались два года моей действительно Прекрасной Ссылки, только тем томительной, той жертвой омрачённой, что я не смел жениться: не было такой жен- щины, кому я мог бы доверить своё одиночество, своё писание, свои тайники. Но все дни жил я в постоянно блаженном, припод- нятом состоянии, никакой несвободы не замечая. В школе я имел столько уроков, сколько хотел, в обе смены, — и постоянное счастье пробирало меня от этих уроков, ни один не утомлял, не был нуден. И каждый день оставался часик для писания. А вос- кресенья, когда не гнали на колхозную свёклу, я писал на- сквозь — целые воскресенья! Начал я там и роман*, и ещё надол- го вперёд хватало мне писать. А печатать меня всё равно будут только после смерти.

 

* «В круге первом». В 60-х годах роман ходил в Самиздате, впервые напе- чатан на родине в 1990 году. — Примеч. ред.


Домик мой стоял на самом восточном краю посёлка. За ка- литкою был — арык, и степь, и каждое утро восход. Стоило ве- нуть ветерку из степи — и лёгкие не могли им надышаться. В су- мерки и по ночам, чёрным и лунным, я одиноко расхаживал там и обалдело дышал. Ближе ста метров не было ко мне жилья ни слева, ни справа, ни сзади.

Я вполне смирился, что буду жить здесь, ну если и не «веч- но», то по крайней мере лет двадцать. Я уже никуда как будто и не хотел (хоть и замирало сердце над картой Средней России). Но тревога радости и надежды подёргивала наш ссыльный покой.

Из своей чистой пустыни я воображал кишащую, суетную, тщеславную столицу — и совсем меня туда не тянуло.

А московские друзья настаивали: «Что ты придумал там сидеть?.. Требуй пересмотра дела! Теперь пересматривают!»

Зачем?.. Здесь, в моей ссыльной тишине, мне так неоспори- мо виделся истинный ход пушкинской жизни: первое счастье — ссылка на юг, второе и высшее — ссылка в Михайловское. И там- то надо было ему жить и жить, никуда не рваться. Какой рок тянул его в Петербург? Какой рок толкал его жениться?..

Однако трудно человеческому сердцу остаться на пути разума.

Трудно щепочке не плыть туда, куда льёт вся вода.

Начался XX съезд. О речи Хрущёва мы долго ничего не зна- ли, но и в простой газете довольно было мне слов: «это — пер- вый ленинский съезд» за сколько-то там лет*. Я понял, что враг мой Сталин пал, а я, значит, подымаюсь.

И я — написал заявление о пересмотре.

А тут весною стали ссылку снимать со всей Пятьдесят Восьмой.

И, слабый, покинул я свою прозрачную ссылку. И поехал в мутный мир.

 

Что чувствует бывший зэк, переезжая с востока на запад Волгу, и потом целый день в гремящем поезде по русским пере- лескам, — не входит в эту главу.

 

* ХХ съезд КПСС проходил 14 —25 февраля 1956 года в Москве. В послед- ний день работы, 25 февраля, генеральный секретарь КПСС Н. С. Хрущёв выступил на закрытом заседании (без представителей зарубежных компар- тий) с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе осуж- дался культ личности И. В. Сталина, приводились факты преступлений (террора, ложных обвинений, пыток, бессудных казней) второй половины 1930-х — начала 1950-х годов, вина за которые возлагалась на Сталина.

«Смягчённый» вариант доклада был обнародован в июне 1956 года, пол- ный текст опубликован в СССР лишь в 1989 году. — Примеч. ред.


 

 

Г л а в а 7

 

ЗЭКИ НА ВОЛЕ

 

В этой книге была глава «Арест». Нужна ли теперь глава —

«Освобождение»?

Ведь из тех, над кем когда-то грянул арест (будем говорить только о Пятьдесят Восьмой), вряд ли пятая часть, ещё хорошо, если восьмая, отведала это «освобождение».

И потом — освобождение! — кто ж этого не знает? Это столь- ко описано в мировой литературе, это столько показано в кино: отворите мне темницу, солнечный день, ликующая толпа, объятия родственников.

Но — проклято «освобождение» под безрадостным небом Ар- хипелага, и только ещё хмурей станет небо над тобою на воле. Если арест — удар мороза по жидкости, то освобождение —

робкое оттаивание между двумя морозами.

Между двумя арестами — вот что такое было освобождение все сорок дохрущёвских лет. Между двумя островами брошенный спасательный круг — побарахтайся от зоны до зоны!..

От звонка до звонка — вот что такое срок. От зоны до зо- ны — вот что такое освобождение.

Твой паспорт изгажен чёрною тушью 39-й паспортной статьи. По ней ни в одном городке не прописывают, ни на одну хорошую работу не принимают. В лагере зато пайку давали, а здесь — нет. Круг порочный: на работу не принимают без прописки, а не прописывают без работы. А работы нет — и хлебной карточки нет. Не знали бывшие зэки порядка, что МВД обязано их трудоустраивать. Да кто и знал — тот обратиться боялся: не

посадили бы…

Находишься по воле — наплачешься вдоволе.

В сталинские годы лучшим освобождением было — выйти за ворота лагеря и тут же остаться. Этих на производстве уже зна- ли и брали работать. И энкаведешники, встретясь на улице, смотрели как на проверенного.

Ну, не вполне так. В 1938 Прохоров-Пустовер при освобожде- нии оставался вольнонаёмным инженером Бамлага. Начальник оперчасти Розенблит сказал ему: «Вы освобождены, но помните, что будете ходить по канату. Малейший промах — и вы снова окажетесь зэ-ка. Для этого даже и суда не потребуется».


Таких оставшихся при лагере благоразумных зэков, добро- вольно избравших тюрьму как разновидность свободы, и сейчас ещё по всем глухоманям, в каких-нибудь Ныробских или Нарым- ских районах — сотни тысяч. А на Колыме особенного и выбора не было: там ведь народ держали. Освобождаясь, зэк тут же под- писывал добровольное обязательство: работать в Дальстрое и дальше (разрешение выехать «на материк» было на Колыме ещё трудней получить, чем освобождение).

Пишут так: «В лагере был один день Ивана Денисовича, а на воле — второй».

 

* * *

Как одно и то же заболевание протекает у разных людей по- разному, так и освобождение очень по-разному переживается нами. И — телесно. Одни положили слишком много напряжения для того, чтобы выжить свой лагерный срок. Они перенесли его как стальные: десять лет не потребляя и доли того, что телу надо, гну- лись и работали; полуодетые, камень долбили в мороз — и не простуживались. Но вот — срок окончен, отпало внешнее нече- ловеческое давление, расслабло и внутреннее напряжение. И та- ких людей перепад давлений губит. Гигант Чульпенёв, за 7 лет лесоповала не имевший ни одного насморка, на воле разболелся

многими болезнями.

Как давно говорилось: в чёрный день перемогусь, в красный сопьюсь. У кого все зубы выпали за один год. Тот — стариком стал сразу. Тот — едва домой добрался, ослаб, сгорел и умер.

А другие — только с освобождения и воспряли. Только тут-то помолодели и расправились. Вдруг выясняется: да ведь как же легко жить на воле! Всё, что кажется вольняшкам неразрешимо мучительным, мы разрешаем, единожды щёлкнув языком. Ведь у нас какая бодрая мерка: «было хуже!»

Но ещё определённее прочерчивает новую судьбу человека тот душевный перелом, который испытан им при освобождении. Этот перелом бывает разный очень.

Выявляются человеческие характеры в лагере — но выявляют- ся ж и при освобождении! Вот как расставалась с Особлагом в 1951 Вера Алексеевна Корнеева, которую мы уже в этой книге встречали: «Закрылись за мной пятиметровые ворота, и я сама се- бе не поверила, что, выходя на волю, плачу. О чём?.. А такое чувство, будто сердце оторвала от самого дорогого и любимого,


 

Глава 7 — ЗЭКИ НА ВОЛЕ 485

 

от товарищей по несчастью. Закрылись ворота — и всё кончено. Никогда я этих людей не увижу, не получу от них никакой вес- точки. Точно на тот свет ушла …»

На тот свет!.. Освобождение как вид смерти. Разве мы осво- бодились? — мы умерли для какой-то совсем новой загробной жизни. Немного призрачной. Где осторожно нащупываем предме- ты, стараясь их опознать.

Однако люди — разны. И многие ощутили переход на волю совсем иначе: ура! свободен! теперь один зарок: больше не попа- даться! теперь — нагонять и нагонять упущенное!

Кто нагоняет в должностях, кто в званиях, кто в заработках и сберегательной книжке. Кто — в детях. Кто… Кто нагоняет в еде, в мебели, в одежде. Опять приятнейшим занятием становит- ся — покупать.

И как упрекнуть их, если правда столько упущено? Если вы- резано из жизни — столько?

Соответственно двум разным восприятиям воли — и два раз- ных отношения к прошлому.

Вот ты пережил страшные годы. Кажется, ты ведь не чёрный убийца, ты не грязный обманщик, — так зачем бы тебе старать- ся забыть тюрьму и лагерь? Чего тебе стыдиться в них? Не доро- же ли считать, что они обогатили тебя? Не вернее ли ими гордиться?

Но столь же многие (и такие не слабые, такие не глупые, от которых совсем не ждёшь) стараются — забыть! Забыть как можно скорей! Забыть всё начисто! Забыть, как его и не было!

«Забыть, как сон, забыть, забыть видения проклятого лагер- ного прошлого», — сжимает виски кулаками Настенька Вестеров- ская, попавшая в тюрьму не как-нибудь, а с огнестрельной раной, убегая. Почему филолог-классик А. Д., по роду занятий своих ум- ственно взвешивающий сцены древней истории, — почему и он велит себе «всё забыть»? Что ж поймёт он тогда во всей челове- ческой истории?

Евгения Дояренко, рассказывая мне в 1965 году о своей по- садке на Лубянку в 1921, ещё до замужества, добавила: «А мужу покойному я про это так и не рассказывала, забыла». Забыла?? Самому близкому человеку, с которым жизнь прожила? Так ма´ло нас ещё сажают!!

А может быть, не надо так строго судить? Может быть, в этом — средняя человечность? Ведь о ком-то же составлены пословицы:


 

Час в добре пробудешь — всё горе забудешь. Дело-то забывчиво, тело-то заплывчиво.

Заплывчивое тело! — вот что такое человек!.. Но как это — забывают? Где б научиться?..

«Нет! — пишет М. И. Калинина, — ничто не забывается… в сердце точит и точит что-то, и бесконечная усталость. Я надеюсь, вы не напишете о людях, которые освободились, что они всё забыли и счастливы?»

Тамара Прыткова: «Сидела я двенадцать лет, но с тех пор уже на воле одиннадцать, а никак не пойму — для чего жить? И где справедливость?»

Какие разные борозды на наших душах от жизни: один- надцать лет ничего не забыть — и всё забыть на другой день… Иван Добряк: «Всё осталось позади, да не всё. Реабилитиро- ван, а покою нет. Редкая неделя, чтобы сон прошёл спокойно, а

то всё зона снится».

Ансу Бернштейну и через одиннадцать лет снятся только ла- герные сны. Я тоже лет пять видел себя во сне только заключён- ным, никогда — вольным, а нет-нет — и сегодня приснится, что я зэк (и во сне нисколько этому не удивляюсь).

В годовщины своего ареста я устраиваю себе «день зэка»: от- резаю утром 650 граммов хлеба, кладу два кусочка сахара, нали- ваю незаваренного кипятка. А на обед прошу сварить мне балан- ды и черпачок жидкой кашицы. И как быстро я вхожу в старую форму: уже к концу дня собираю в рот крошки, вылизываю мис- ку. Возощущения встают во мне живо!

А ещё вывез и храню свои лоскуты-номера. Да только ли я?

Как святыню покажут тебе их — в одном доме, и в другом.

В наше время, если получишь письмо совсем без нытья, на- стоящее оптимистическое, — то только от бывшего зэка. Ко все- му на свете привыкшие, ни от чего они не унывают.

Горжусь я принадлежать к могучему этому племени! Мы не были племенем — нас сделали им! Нас так спаяли, как сами мы, в сумерках и разброде воли, где каждый друг друга трусит, ни- когда не могли бы спаяться. Нам не надо сговариваться поддер- живать друг друга. Нам не надо уже испытывать друг друга. Мы встречаемся, смотрим в глаза, два слова — и что ж ещё объяс- нять? Мы готовы к выручке. У нашего брата везде свои ребята. Дала нам решётка новую меру вещей и людей. Сняла с на- ших глаз ту будничную замазку, которой постоянно залеплены

глаза ничем не потрясённого человека.


 


 

 


 

 

Г л а в а 1

 

КАК ЭТО ТЕПЕРЬ ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО

 

Конечно, мы не теряли надежды, что будет о нас рассказано: ведь рано или поздно рассказывается вся правда обо всём, что было в истории. Но рисовалось, что это придёт очень нескоро, — после смерти большинства из нас. И при обстановке совсем изменив- шейся. Я сам себя считал летописцем Архипелага, всё писал, писал, а тоже мало рассчитывал увидеть при жизни.

Ход истории всегда поражает нас неожиданностью, и самых прозорливых тоже. Не могли мы предвидеть, как это будет: безо всякой зримой вынуждающей причины всё вздрогнет и начнёт сдвигаться, и немного, и совсем ненадолго бездны жизни как буд- то приопахнутся — и две-три птички правды успеют вылететь прежде, чем снова надолго захлопнутся створки.

Сколько моих предшественников не дописало, не дохранило, не доползло, не докарабкалось! — а мне это счастье выпало: в раствор железных полотен, перед тем как снова им захлопнуть- ся, — просунуть первую горсточку правды.

И как вещество, объятое антивеществом, — она взорвалась тотчас же!

Она взорвалась и повлекла за собой взрыв писем людских — но этого надо было ждать.

Когда бывшие зэки из трубных выкликов всех сразу газет узнали, что вышла какая-то повесть о лагерях* и газетчики её на- перехлёб хвалят, — решили единодушно: «Опять брехня! спрово- рились и тут соврать».

Когда же стали читать — вырвался как бы общий слитный стон, стон радости — и стон боли. Потекли письма.

Эти письма я храню.

«Правда восторжествовала, но поздно!» — писали они.

И даже ещё поздней, потому что нисколько не восторже- ствовала…

Ну да были и трезвые, кто не подписывался в конце писем или сразу, в самый накал газетного хвалебствия, спрашивал:

«Удивляюсь, как Волковой дал тебе напечатать эту повесть?

 

* «Один день Ивана Денисовича» в ноябрьском номере журнала «Новый мир» за 1962 год. — Примеч. ред.


Ответь, я волнуюсь, не в БУРе ли ты?..» или: «Как это ещё вас обоих с Твардовским не упрятали?»

А вот так, заел у них капкан, не срабатывал. И что ж при- шлось Волковы´ м? — тоже браться за перо! тоже письма писать. Или в газеты опровержения.

Из этого второго потока писем мы узнаём и как их зовут-то, как они сами себя называют. Мы всё слово искали, лагерные хо- зяева да лагерщики, нет — практические работники, вот как! вот словцо золотое!

Пишут:

 

«К Шухову не испытываешь ни сострадания, ни ува- жения».

(Ю. Матвеев, Москва)

 

«Шухов осуждён правильно… А что ´ зэка зэка делать на воле?»

(В. И. Силин, Свердловск)

 

«А насчёт норм питания не следует забывать, что они не на курорте. Должны искупить вину только честным тру- дом. Эта повесть оскорбляет солдат, сержантов и офице- ров МВД. Народ — творец истории, но как показан этот народ..? — в виде „попок”, „остолопов”, „дураков”».

(старшина Базунов, Оймякон, 55 лет, состарился на лагерной службе)

 

«Солженицын так описывает всю работу лагеря, как буд- то там и партийного руководства не было. А ведь и ра- нее, как и сейчас, существовали партийные организации и направляли всю работу согласно совести. И почему наши Органы разрешают издеваться над работниками МВД?.. Это нечестно!»

(Анна Филипповна Захарова, Иркутск. обл., в МВД с 1950, в партии с 1956)

 

Это нечестно! — вот крик души. 45 лет терзали туземцев — и это было честно. А повесть напечатали — это нечестно!

 

«Эту книгу надо было не печатать, а передать материал в органы КГБ».

(Аноним, ровесник Октября)


 

Глава 1 — КАК ЭТО ТЕПЕРЬ ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО 491

Да короче:

«Повесть Солженицына должна быть немедленно изъята изо всех библиотек и читален».


Так и сделано постепенно*.


(А. Кузьмин, Орёл)


И наконец — широкий философский взгляд:

«История никогда не нуждалась в прошлом (?), и тем более не нуждается в нём история социалистической культуры».

(А. Кузьмин, Орёл)

 

История не нуждается в прошлом! — вот до чего договори- лись Благомыслы. А в чём же она нуждается? — в будущем, что ли?.. И вот они-то пишут историю…

И что можно сейчас возразить всем им, всем им против их слитного невежества? И как им сейчас можно объяснить?

Долгое отсутствие свободного обмена информацией внутри страны приводит к пропасти непонимания между целыми группа- ми населения, между миллионами — и миллионами.

Мы просто перестаём быть единым народом, ибо говорим действительно на разных языках.

 

————————

 

Нет, — прах мы есть! Законам праха подчинены. И никакая мера горя не достаточна нам, чтоб навсегда приучиться чуять боль общую. И пока мы в себе не превзойдём праха — не будет на земле справедливых устройств — ни демократических, ни авторитарных.

 

* А окончательно — секретным приказом Главного Управления по охране Государственных тайн в печати № 10 ДСП от 14.2.1974 — изъять и истребить «Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» и другие опубликован- ные рассказы (подпись Романов).


 

 

Г л а в а 2

 

ПРАВИТЕЛИ МЕНЯЮТСЯ, АРХИПЕЛАГ ОСТАЁТСЯ

Надо думать, Особые лагеря были из любимых детищ позднего сталинского ума. После стольких воспитательных и наказательных исканий наконец родилось это зрелое совершенство: эта однооб- разная, пронумерованная, сухочленённая организация, психологи- чески уже изъятая из тела матери-Родины, имеющая вход, но не выход, поглощающая только врагов, выдающая только производ- ственные ценности и трупы. Трудно даже себе представить ту ав- торскую боль, которую испытал бы Дальновидный Зодчий, если бы стал свидетелем банкротства ещё и этой своей великой систе- мы. Она уже при нём сотрясалась, давала вспышки, покрывалась трещинами — но, вероятно, докладов о том не было сделано ему из осторожности. Система Особых лагерей, сперва инертная, ма- лоподвижная, неугрожающая, — быстро испытывала внутренний разогрев и в несколько лет перешла в состояние вулканической лавы. Проживи Корифей ещё год-полтора — и никак не утаить было бы от него этих взрывов.

 

[ Автор называет 1955 —1956 годы — роковыми годами Архипелага.

«Не тогда ли было и распустить его?» Однако между ХХ и ХХII пар- тийными съездами (1956 —1961) Хрущёв вновь укрепляет лагеря. В главе даётся слово новым свидетелям Архипелага послехрущёв- ской эпохи: снова голод, снова Особый режим, полосатый. Писа- тель рассказывает о своих походах в январе 1964 года в комиссию Верховного Совета и к министру внутренних дел с ходатайствами о современном Архипелаге. Но — ]

 

Не бывает историй бесконечных. Всякую историю надо где-то оборвать. По нашим скромным и недостаточным возможностям мы проследили историю Архипелага от алых залпов его рождения до розового тумана реабилитации. На этом славном периоде мяг- кости и разброда накануне нового хрущёвского ожесточения ла- герей и накануне нового Уголовного кодекса сочтём нашу исто- рию оконченной. Найдутся другие историки — те, кто, по не- счастью, знают лучше нас лагеря хрущёвские и послехрущёвские. Да они уже нашлись и будут ещё всплывать во множестве,

ибо скоро, скоро наступит в России эра гласности!


 

 

Г л а в а 3

 

ЗАКОН СЕГОДНЯ

 

[ В главе рассказано о Новочеркасском восстании 1—2 июня 1962 года и расстреле рабочей толпы. О волнениях в Александрове и Муроме. О силовом «диалоге» с Церковью. Указ о «тунеядцах». Рассказано о ненаказуемости лжесвидетелей; о том, что у нас за- кон имеет обратную силу. Приводится много примеров несправед- ливости и нарушений закона в 60-х годах. ]

 

Много издано и напечатано Основ, Указов, Законов, противоре- чивых и согласованных, — но не по ним живёт страна, не по ним арестовывают, не по ним судят, не по ним экспертируют. Лишь в тех немногих (процентов 15?) случаях, когда предмет следствия и судоразбирательства не затрагивает ни интереса государства, ни царствующей идеологии, ни личных интересов или покойной жиз- ни какого-либо должностного лица, — в этих случаях судебные разбиратели могут пользоваться такою льготой: никуда не зво- нить, ни у кого не получать указаний, а судить — по сути, доб- росовестно. Во всех же остальных случаях, подавляющем числе их, уголовных ли, гражданских — тут разницы нет, — из одного по- койного кабинета в другой звонят, звонят неторопливые, негром- кие голоса и дружески советуют, поправляют, направляют — как надо решить судебное дело маленького человечка, на ком схлест- нулись непонятные, неизвестные ему замыслы возвышенных над ним лиц. И маленький доверчивый читатель газет входит в зал суда с колотящейся в груди правотою, с подготовленными разум- ными аргументами и, волнуясь, выкладывает их перед дремлю- щими масками судей, не подозревая, что приговор его уже напи- сан, — и нет апелляционных инстанций, и нет сроков и путей исправить зловещее корыстное решение, прожигающее грудь не- справедливостью.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 403 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2310 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.