Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Елизавета Евгеньевна Аничкова 23 страница




Этот недобрый какой-то рёв добавил мраку.

И вдруг — посрамлены были скептики! посрамлены были от- чаявшиеся! посрамлены были все, говорившие, что не будет по- щады и не о чем просить. Только ортодоксы могли торжество- вать. 22 июня внешнее радио объявило: требования лагерников приняты! В Кенгир едет член Президиума ЦК!

Розовая точка обратилась в розовое солнце, в розовое небо! Значит, можно добиться! Значит, е с т ь справедливость в нашей стране! Что-то уступят нам, в чём-то уступим мы. В конце кон- цов, и в номерах можно походить, и решётки на окнах нам не мешают, мы ж в окна не лазим. Обманывают опять? Так ведь не требуют же, чтобы мы до этого вышли на работу!

Как прикосновение палочки снимает заряд с электроскопа и облегчённо опадают его встревоженные листочки, так объявление внешнего радио сняло тягучее напряжение последней недели.

И даже противные трактора, поработав с вечера 24 июня, замолкли.

Тихо спалось в сороковую ночь мятежа. Наверно, завтра он и приедет, может, уже приехал…

На раннем рассвете 25 июня в пятницу в небе развернулись ракеты на парашютах, ракеты взвились и с вышек — и наблюда- тели на крышах бараков не пикнули, снятые пулями снайперов. Ударили пушечные выстрелы! Самолёты полетели над лагерем бреюще, нагоняя ужас. Прославленные танки Т-34, занявшие ис- ходные позиции под маскировочный рёв тракторов, со всех сто- рон теперь двинулись в проломы. За собой одни танки тащили цепи колючей проволоки на козлах, чтобы сразу же разделять зо- ну. За другими бежали штурмовики с автоматами в касках. (И ав- томатчики, и танкисты получили водку перед тем. Какие б ни бы- ли спецвойска, а всё же давить безоружных спящих легче в пья- ном виде.) С наступающими цепями шли радисты с рациями. Ге- нералы поднялись на вышки стрелков и оттуда при дневном све- те ракет (а одну вышку зэки подожгли своими угольниками, она горела) подавали команды: «Берите такой-то барак!.. Кузнецов находится там-то!..»

Проснулся лагерь — весь в безумии. Одни оставались в бара- ках на местах, ложились на пол, думая так уцелеть и не видя смысла в сопротивлении. Другие поднимали их идти сопротив-


ляться. Третьи выбегали вон, под стрельбу, на бой или просто ища быстрой смерти.

Бился 3-й лагпункт — тот, который и начал. Они… швыряли камнями в автоматчиков и надзирателей, наверно, и серными угольниками в танки… Какой-то барак два раза с «ура» ходил в контратаку…

Танки давили всех попадавшихся по дороге, наезжали на кры- лечки бараков, давили там. Танки притирались к стенам бараков и давили тех, кто виснул там, спасаясь от гусениц. Семён Рак со своей девушкой в обнимку бросились под танк и кончили тем. Танки вминались под дощатые стены бараков и даже били внутрь бараков холостыми пушечными выстрелами. Вспоминает Фаина Эпштейн: как во сне, отвалился угол барака, и наискосок по не- му, по живым телам, прошёл танк; женщины вскакивали, мета- лись; за танком шёл грузовик, и полуодетых женщин туда бросали.

Пушечные выстрелы были холостые, но автоматы и штыки винтовок — боевые. Женщины прикрывали собой мужчин, чтобы сохранить их, — кололи и женщин! Раненная в лёгкое, сконча- лась член Комиссии Супрун, уже бабушка. Некоторые прятались в уборные, их решетили очередями там.

Кузнецова арестовали в бане, в его КП, поставили на колени. Слученкова со скрученными руками поднимали на воздух и бросали обземь.

Потом стрельба утихла. Кричали: «Выходи из бараков, стре- лять не будем!» И действительно, только били прикладами.

По мере захвата очередной группы пленных её вели в степь через проломы, через внешнюю цепь конвойных кенгирских сол- дат, обыскивали и клали в степи ничком, с протянутыми над го- ловой руками. Между такими распято лежащими ходили лётчики МВД и надзиратели и отбирали, опознавали, кого они хорошо раньше видели с воздуха или с вышек.

Убитых и раненых было: по рассказам — около шестисот, по материалам производственно-плановой части Кенгирского отделе- ния, как мои друзья познакомились с ними через несколько ме- сяцев, — более семисот *. Ранеными забили лагерную больницу и стали возить в городскую.

Рыть могилы заманчиво было заставить оставшихся в живых,

 

* 9 января 1905 года было убитых около 100 человек. В 1912 году, в зна- менитых расстрелах на Ленских приисках, потрясших всю Россию, было убитых 270 человек, раненых — 250.


но для большего неразглашения это сделали войска: человек триста закопали в углу зоны, остальных где-то в степи.

Весь день 25 июня заключённые лежали ничком в степи под солнцем (все эти дни — нещадно знойные), а в лагере был сплош- ной обыск, взламывание и перетрях. Потом в поле привезли во- ды и хлеба. У офицеров были заготовлены списки. Вызывали по фамилиям, ставили галочку, что — жив, давали пайку и тут же разделяли людей по спискам.

Члены Комиссии и другие подозреваемые были посажены в лагерную тюрьму. Больше тысячи человек — отобраны для отправки кто в закрытые тюрьмы, кто на Колыму.

26 июня весь день заставили убирать баррикады и заделывать проёмы.

27 июня вывели на работу. Вот когда дождались железно- дорожные эшелоны рабочих рук.

Суд над верховодами был осенью 1955 года, разумеется закрытый, и даже о нём-то мы толком ничего не знаем…

На могилах бывает особенно густая зелёная травка.

А в 1956 году и самую ту зону ликвидировали — и тогда тамошние жители из неуехавших ссыльных разведали всё-таки, где похоронили тех, — и приносили степные тюльпаны.

Мятеж не может кончиться удачей.

Когда он победит — его зовут иначе…

(Бёрнс)

 

Всякий раз, когда вы проходите в Москве мимо памятника Долгорукому, вспоминайте: его открыли в дни кенгирского мятежа — и так он получился как бы памятник Кенгиру.


 


 

 


 

 

Г л а в а 1

 

ССЫЛКА ПЕРВЫХ ЛЕТ СВОБОДЫ

 

Наверно, придумало человечество ссылку раньше, чем тюрьму. Изгнание из племени ведь уже было ссылкой. Соображено было рано, как трудно человеку существовать, оторванному от привыч- ного окружения и места. Всё не то, всё не так и не ладится, всё временное, ненастоящее, даже если зелено вокруг, а не вечная мерзлота.

И в Российской империи со ссылкой тоже не запозднились: она законно утверждена при Алексее Михайловиче Соборным Уложением 1648 года. Но и ранее того, в конце XVI века, ссыла- ли безо всякого Собора: опальных каргопольцев; затем угличан, свидетелей убийства царевича Димитрия. Просторы разрешали — Сибирь уже была наша. Так набралось к 1645 году полторы ты- сячи ссыльных. А Пётр ссылал многими сотнями. Елизавета заме- няла смертную казнь вечной ссылкой в Сибирь. В начале XIX ве- ка ссылалось, что ни год, от 2 до 6 тысяч человек. В конце века числилось ссыльных единовременно 300 тысяч.

Ссылка так развита была в России именно потому, что мало было отсидочных тюрем.

Подразумеваемой, всем тогда естественной, а нам теперь уди- вительной особенностью ссылки последнего царского столетия была её индивидуальность: по суду ли, административно ли, но ссылку определяли отдельно каждому, никогда — по групповой принадлежности.

А что такое была ссылка Радищева? В посёлке Усть-Илимский Острог он купил двухэтажный деревянный дом (кстати — за 10 рублей) и жил со своими младшими детьми и свояченицей, за- менившей жену. Работать никто и не думал его заставлять, он вёл жизнь по своему усмотрению и имел свободу передвижения по всему Илимскому округу. Что´ была ссылка Пушкина в Михайлов- ское, — теперь уже многие представляют, побывав там экскурсан- тами. Подобной тому была ссылка и многих других писателей и деятелей: Тургенева — в Спасское-Лутовиново, Аксакова — в Варварино (по его выбору).

Такая мягкость ссылки простиралась не только на именитых и знаменитых людей. Её испытали и в XX веке многие револю- ционеры и фрондёры, особенно — большевики: их не опасались.


Сталин, уже имея за спиной 4 побега, был на 5-й раз сослан… в саму Вологду.

Но даже и такая ссылка, по нашим теперь представлениям льготная, ссылка без угрозы голодной смерти, воспринималась ссылаемым подчас тяжело. Многие революционеры вспоминают, как болезнен пришёлся им перевод из тюрьмы с её обеспеченным хлебом, теплом, кровом и досугом — в ссылку, где приходится одному среди чужих измысливаться о хлебе и крове. А когда изыскивать их не надо, то, объясняют они (Ф. Кон), ещё хуже:

«ужасы безделья… Самое страшное то, что люди обречены на без- действие», — и вот некоторые уходят в науки, кто — в наживу, в коммерцию, а кто — спивается от отчаяния. Точней сказать — от перемены почвы, от сбива привычного образа жизни, от обрыва корней, от потери живых связей.

Вот это и есть та мрачная сила ссылки — чистого перемеще- ния и водворения со связанными ногами, о которой догадались ещё древние властители, которую изведал ещё Овидий.

Пустота. Потерянность. Жизнь, нисколько не похожая на жизнь…

 

* * *

В перечне орудий угнетения, которые должна была навсегда размести светлая революция, на каком-нибудь четвёртом месте числилась, конечно, и ссылка.

Но едва лишь первые шаги ступила революция своими кри- веющими ножками, ещё не возмужав, она поняла: нельзя без ссылки! Вот подлинные слова Тухачевского, народного героя, по- том и маршала, о 1921 годе в Тамбовской губернии: «Было реше- но организовать ш и р о к у ю в ы с ы л к у бандитских (чи- тай — «партизанских». — А. С.) семей. Были организованы о б - ш и р н ы е к о н ц л а г е р я, куда предварительно эти семьи заключались»*.

Уже 16 октября 1922 при НКВД была создана постоянная Ко- миссия по Высылке «социально-опасных лиц, деятелей антисовет- ских партий», то есть всех, кроме большевицкой.

Но осталась в ссыльной традиции и кое-какая помеха, имен- но: иждивенческое настроение ссыльных, что государство обяза- но их кормить. Царское правительство н е с м е л о заставлять

 

* Тухачевский. М. Борьба с контрреволюционными восстаниями // Война и революция. — М., 1926. — Кн. 8. — С. 10.


 

Глава 1 — ССЫЛКА ПЕРВЫХ ЛЕТ СВОБОДЫ 455

 

ссыльных увеличивать национальный продукт. И профессиональ- ные революционеры считали для себя унизительным работать. В Якутии имел право ссыльно-поселенец на 15 десятин земли. Не то чтоб революционеры бросались эту землю обрабатывать, но очень держались за землю якуты и платили революционерам «от- ступного», арендную плату, расплачивались продуктами, лошадь- ми. И ещё, кроме того, платило царское государство своему по- литическому врагу в ссылке: 12 рублей в месяц кормёжных и 22 рубля в год одёжных. И Ленин в шушенской ссылке получал (не отказывался) 12 рублей в месяц. Сибирские цены были в 2—3 ра- за ниже российских, и потому казённое содержание ссыльного было даже избыточным. Например, Ленину оно дало возможность все три года безбедно заниматься теорией революции, не беспо- коясь об источнике существования.

Ну разумеется, на таких нездоровых условиях не могла осно- ваться наша советская политическая ссылка. С 1929 стали разра- батывать ссылку в сочетании с принудительными работами.

«Кто не работает — тот не ест» — вот принцип социализма. Однако и при желании работать — сам тот заработок полу- чить ссыльным было нелегко. Ведь конец 20-х годов известен у

нас большой безработицей.

Приходилось крошечки со стола да сметать в рот.

Вот как упала русская политическая ссылка! Не оставалось времени спорить и протесты писать. И горя такого не знали: как им справиться с бессмысленным бездельем… Забота стала — как с голоду не помереть.

В первые советские годы в стране, освобождённой наконец от векового рабства, гордость и независимость политической ссылки опала, как проколотый шар надувной. Едва общественное мнение заменено было мнением организованным — и низверглись ссыль- ные с их протестами и правами под произвол тупых зачуханных гепеушников и бессердечных тайных инструкций.

Ослаблены были ссыльные и отчуждённостью от них местно- го населения: местных преследовали за какую-либо близость к ссыльным, провинившихся самих ссылали в другие места, а мо- лодёжь исключали из комсомола.

Обессиленные равнодушием страны, советские ссыльные поте- ряли и волю к побегам. У ссыльных царского времени побеги бы- ли весёлым спортом: пять побегов Сталина, шесть побегов Ноги- на, — грозила им за то не пуля, не каторга, а простое водворе- ние на место после развлекательного путешествия. Но коснеющее, но тяжелеющее ГПУ со средины 20-х годов наложило на ссыль-


ных партийную круговую поруку: все сопартийцы отвечают за своего бежавшего. И уже так не хватало воздуха, и уже так был прижимист гнёт, что социалисты, недавно гордые и неукротимые, приняли эту поруку! Они теперь сами, своим партийным реше- нием запрещали себе бежать!

Да и к у д а бежать? К к о м у бежать?..

 

————————

 

До начала 30-х годов сохранялась и самая смягчённая форма: не ссылка, а минус. В этом случае репрессированному не указы- вали точного места жительства, а давали выбрать город за мину- сом скольких-то.

Минус был булавкой: им прикалывалось вредное насекомое и так ждало покорно, пока придёт ему черёд арестоваться по- настоящему.

Ссылка была — предварительным овечьим загоном всех на- значенных к ножу. Ссыльные первых советских десятилетий бы- ли не жители, а ожидатели — вызова т у д а. (Были умные лю- ди — из бывших, да и простых крестьян, ещё в 20-е годы поняв- шие всё предлежание. И, окончив первую трёхлетнюю ссылку, они на всякий случай там же, например в Архангельске, остава- лись. Иногда это помогало больше не попасть под гребешок.)

Вот как для нас обернулась мирная шушенская ссылка. Вот чем была у нас догружена овидиева тоска*.

 

 

* Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — 17 г. н. э.) — римский поэт. В 8 г. н. э. был сослан императором Октавианом Августом на берега Чёр- ного моря, в Добруджу. Изгнание переносил тяжело, о чём свидетельству- ют его «Скорбные элегии» и «Понтийские послания», молил о помилова- нии, но ни Август, ни вслед за ним Тиберий не вернули поэта из ссыл- ки, где он и умер на девятом году изгнания. — Примеч. ред.


 

 

Г л а в а 2

 

МУЖИЧЬЯ ЧУМА

 

Тут пойдёт о малом, в этой главе. О пятнадцати миллионах душ. О пятнадцати миллионах жизней.

Конечно, не образованных. Не умевших играть на скрипке. Не узнавших, кто такой Мейерхольд или как интересно заниматься атомной физикой.

Во всей Первой Мировой войне мы потеряли убитыми и про- павшими без вести меньше двух миллионов. Во всей Второй — двадцать миллионов (это — по Хрущёву, а по Сталину — только семь). Так сколько же од! Сколько обелисков, вечных огней, ро- манов и поэм! — да четверть века вся советская литература этой кровушкой только и напоена.

А о той молчаливой предательской Чуме, сглодавшей нам 15 миллионов мужиков, — и это по самому малому расчёту и толь- ко кончая 1932 годом! — да не подряд, а избранных, а становой хребет русского народа, — о той Чуме нет книг. А о 6 миллионах выморенных вослед искусственным большевицким голодом — о том молчит и родина наша, и сопредельная Европа. На изобиль- ной Полтавщине в деревнях, на дорогах и на полях лежали не- убранные трупы. В рощицы у станций нельзя было вступить — дурно от разлагающихся трупов, среди них и младенцев. На Ку- бани было едва ли не жутче. И в Белоруссии во многих местах собирали мертвецов приезжие команды, своим — уже некому было хоронить.

И трубы не будят нас встрепенуться. И на перекрёстках про- сёлочных дорог, где визжали обозы обречённых, не брошено даже камешков трёх.

 

————————

 

С чего это всё началось?

Все 20-е годы открыто козыряли, кололи, попрекали: кулак! кулак! кулак! Приуготовлялось в сознании горожан, что жить с

«кулаком» на одной земле нельзя.

Истребительная крестьянская Чума подготовлялась, сколько можно судить, ещё с ноября 1928 года. А в начале 1930 возгла- шено публично (постановление ЦК ВКП(б) от 5 января об уско-


рении коллективизации): партия имеет «полное основание перей- ти к политике ликвидации кулачества как класса».

Хорошо понятен принцип «раскулачивания» на детской доле. Вот Шурка Дмитриев из деревни Маслено (Селищенские казармы у Волхова). В 1925 году, по смерти своего отца Фёдора, он остал- ся тринадцати лет, единственный сын, остальные девчонки. Кому ж возглавить отцовское хозяйство? Он взялся. И девчонки, и мать подчинились ему. Теперь как занятой и взрослый раскланивался он со взрослыми на улице. Он сумел достойно продолжить труд отца, и были у него к 1929 году закрома полны зерна. Вот и кулак! Всю семью и угнали!..

Адамова-Слиозберг рассказывает о встрече с девочкой Мотей, посаженной в 1936 году в тюрьму за самовольный уход — пеш- ком две тысячи километров! спортивные медали за это надо да- вать — из уральской ссылки в родное село Светловидово под Та- русой. Малолетней школьницей она была сослана с родителями в 1929 году, навсегда лишена учёбы. Учительница ласково звала её

«Мотя-Эдисончик»: девочка не только отлично училась, но имела изобретательский склад ума, она какую-то турбинку ладила от ручья и другие изобретения для школы. Через семь лет потянуло её хоть глянуть на брёвна той недостижимой школы — и полу- чила за то «Эдисончик» тюрьму и лагерь.

Дайте-ка детскую судьбу такую из XIX века!

Под раскулачивание непременно подходил всякий мельник — а кто такие были мельники и кузнецы, как не лучшие техники русской деревни?

Да у кого был дом кирпичный в ряду бревенчатых или двух- этажный в ряду одноэтажных — вот тот и кулак, собирайся, сво- лочь, в шестьдесят минут! Не должно быть в русской деревне до- мов кирпичных, не должно двухэтажных! Назад, в пещеру! Топись по-чёрному! Это наш великий преобразующий замысел, такого ещё в истории не было.

Но главный секрет — ещё не в том. Иногда кто и лучше жил, — если быстро вступал в колхоз, оставался дома. А упорный бедняк, кто заявленья не подавал, — высылался.

Ни в каком не «раскулачивании» было дело, а в насильствен- ном вгоне в колхоз. Никак иначе, как напугав до смерти, нельзя было отобрать у крестьян землю, обещанную революцией, — и на эту же землю их же посадить крепостными.

И вот по деревне, уже много раз очищенной от зерна, снова шли грозные вооружённые активисты, штыками искалывали зем-


лю во дворах, молотками выстукивали стены в избах — иногда разваливали стену — и оттуда сыпалась пшеница. Уже для напу- га больше вспарывали ножами и подушки. Хозяйская малая де- вочка подпырнула отбираемый мешок и отсочила себе пшенич- ки, — «воровка!» — закричала на неё активистка и сапогом вы- била, рассыпала пшеницу из девочкиного подола. И не дала со- бирать по зёрнышку.

Это была вторая гражданская война — теперь против кресть- ян. Это был Великий Перелом, да, только не говорят — ч е г о п е р е л о м?

Русского хребта.

 

————————

 

Нет, согрешили мы на литературу соцреализма — описано у них раскулачивание, описано — и очень гладко, и с большой симпатией.

Только не описано, как в длинном порядке деревни — и все заколочены окна. Как идёшь по деревне — и на крылечке видишь мёртвую женщину с мёртвым ребёнком на коленях. Или сидяще- го под забором старика, он просит у тебя хлеба — а когда ты идёшь назад, он уже завалился мёртвый.

Нам только тех узелков малых не покажут, с которыми до- пускают семью на казённую телегу. Мы не узнаем, что в доме Твардовских в лихую минуту не оказалось ни сала, ни даже пе- чёного хлеба, — и спас их сосед, Кузьма многодетный, тоже не богач, — принёс на дорогу.

А саму д о р о г у, сам путь этот крестный, крестьянский, — уж этот соцреалисты и вовсе не описывают. Погрузили, отправи- ли — и сказке конец.

А грузили их: хорошо, если по тёплому времени в телеги, а то — на сани, в лютый мороз и с грудными детьми, и с малы- ми, и с отроками. Через село Коченево (Новосибирской области) в феврале 1931, когда морозы перемежались буранами, — шли, и шли, и шли окружённые конвоем бесконечные эти обозы, из снежной степи появляясь и в снежную степь уходя. И в избы вой- ти обогреться — дозволялось им только с разрешения конвоя, на короткие минуты, чтоб не держать обоза. Все тянулись они в на- рымские болота — и в ненасытимых этих болотах остались все. Но ещё раньше, в жестоком пути, околевали дети.

С тех пор как Ирода не стало — это только Передовое Уче-


ние могло нам разъяснить: как уничтожать до младенцев. Гитлер уже был ученик, но ему повезло: прославили его душегубки, а вот до наших нет никому интереса.

Знали мужики, что´ их ждёт. И если счастье выпадало, слали

их эшелонами через обжитые места, то своих детей малых, но уже умеющих карабкаться, они на остановках спускали через око- шечки: живите по людям! побирайтесь! — только б с нами не умирать.

(В Архангельске в голодные 1932—33 годы нищим детям спецпереселенцев не давали бесплатных школьных завтраков и ордеров на одежду, как другим нуждающимся.)

В эшелоне с Дона, где баб везли отдельно от казаков, одна баба в пути родила. А давали им стакан воды в день и не всякий день по 300 граммов хлеба. Фельдшера? — не спрашивай. Не ста- ло у матери молока, и умер в пути ребёнок. Где ж хоронить? Два конвоира сели в их вагон на один пролёт, на ходу открыли дверь — и выбросили трупик.

В эту жестокость трудно верится: чтобы зимним вечером в тайге сказали: вот здесь! Да разве л ю д и так могут? А ведь ве- зут — днём, вот и привозят к вечеру. Сотни-сотни тысяч именно так завозили и покидали, со стариками, женщинами и детьми.

От всех предыдущих и всех последующих советских ссылок мужицкая отличалась тем, что их ссылали ни в какой населённый пункт, ни в какое обжитое место, — а к зверям, в дичь, в пер- вобытное состояние. Нет, хуже: и в первобытном состоянии на- ши предки выбирали посёлки хотя бы близ воды. Сколько живёт человечество — ещё никто не строился иначе. Но для спецпосёл- ков чекисты выбирали места (а сами мужики не имели права вы- бирать) на каменистых косогорах (над рекой Пинегой на высоте 100 метров, где нельзя докопаться до воды и ничего не вырастет на земле). В трёх-четырёх километрах бывала удобная пойма — но нет, по инструкциям не положено близ неё селить! Оказыва- лись сенокосы в десятках километров от посёлка, и сено приво- зили на лодках… Иногда прямо запрещали сеять хлеб. (Направ- ление хозяйства тоже определяли чекисты.)

Много таких спецпосёлков вымерло полностью. И теперь на их местах какие-нибудь случайные перехожие люди постепенно дожигают бараки, а ногами отшвыривают черепа.

Никакой Чингиз-хан не уничтожил столько мужика, сколько славные наши Органы, ведомые Партией.

Вот — Васюганская трагедия. В 1930 году 10 тысяч семей (значит, 50—65 тысяч человек, по тогдашним семьям) прошли че-


рез Томск, и дальше погнали их зимою пеших: сперва вниз по Томи, потом по Оби, потом вверх по Васюгану — всё ещё зим- ником. (Жителей попутных сёл выгоняли потом подбирать трупы взрослых и детей.) В верховьях Васюгана и Тары их покинули на релках (твёрдых возвышенностях средь болот). Им не оставили ни продуктов, ни орудий труда. Развезло, и дорог ко внешнему миру не стало, только две гати: одна — на Тобольск, одна — к Оби. На обеих гатях стали пулемётные заставы и не выпускали никого из душегубки. Начался мор. Выходили в отчаянии к заста- вам, молили — тут их расстреливали.

Вымерли — все.

И всё-таки — сосланные жили! По их условиям поверить в это нельзя, а — жили.

Иногда случалось, что отвозили раскулаченных в тундру или тайгу, выпускали — и забывали там: ведь отвозили их на смерть, зачем учитывать? Не оставляли им и стрелка — по глухости и дальности. И от мудрого руководства наконец отпущенное — без коня и без плуга, без рыбной снасти, без ружья, это трудолюби- вое упорное племя, с немногими, может быть, топорами и лопа- тами, начинало безнадёжную борьбу за жизнь в условиях чуть по- легче, чем в Каменный век. И наперекор экономическим законам социализма посёлки эти вдруг не только выживали, но крепли и богатели!

В таком посёлке, где-то на Оби, и не рядом, значит, с судо- ходством, а на боковом оттоке, вырос Буров, мальчиком туда по- пав. Он рассказывает, что как-то уже перед войной шёл мимо ка- тер, заметил их и пристал. А в катере оказалось районное началь- ство. Допросило — откуда, кто такие, с какого времени. Изуми- лось начальство их богатству и доброденствию, какого не знали в своём колхозном краю. Уехали. А через несколько дней приеха- ли уполномоченные со стрелками НКВД и опять, как в год Чумы, велели им в час всё нажитое покинуть, весь тёплый посёлок — и наголe´, с узелками, отправили дальше в тундру.

Не довольно ли этого рассказа одного, чтобы понять и суть

«кулаков», и суть «раскулачивания»?

Что´ ж можно было сделать с этим народом, если б дать ему вольно жить, свободно развиваться!!

 

————————

 

Нет, не перемёрла обречённая порода! И в ссылке опять-таки рождались у них дети — и так же наследственно прикреплялись


к тому же спецпосёлку. («Сын за отца не отвечает», помните?) Выходила сторонняя девушка замуж за спецпереселенца — и включалась в то же крепостное сословие, лишалась гражданских прав. Приезжала ли дочь к отцу — вписывали и её в спецпере- селенцы, исправляли ошибку, что не попала раньше.

До 50-х годов, а где и до смерти Сталина, не было у спец- переселенцев паспортов.

Но вот — пережившие двадцатилетие чумной ссылки, осво- бождённые из-под комендатуры, получившие гордые наши пас- порта, — кто ж они и что ж они внутренне и внешне? Ба! — да кондиционные наши граждане! Да точно такие же, как параллель- но воспитаны рабочими посёлками, профсоюзными собраниями и службой в Советской армии. Они так же вколачивают свою недо- черпанную лихость в костяшки домино (не старообрядцы, конеч- но). Так же согласно кивают каждому промельку на телевизоре. В нужную минуту так же гневно клеймят Южно-Африканскую Республику или собирают свои гроши на пользу Кубе.

Так потупимся же перед Великим Мясником, склоним головы и ссутулим плечи: значит, прав оказался он, сердцевед, заводя этот страшный кровавый замес и проворачивая его год от году? Прав — морально: на него нет обид! При нём, говорит на- род, было «лучше, чем при Хруще»: ведь в шуточный день 1 ап- реля, что ни год, дешевели папиросы на копейку и галантерея на

гривенник.

И тем более прав — государственно: этой кровью спаял он послушные колхозы. Нужды нет, что через четверть века оскуде- ет деревня до последнего праха и духовно выродится народ.

До смерти звенели ему похвалы да гимны, и ещё сегодня не позволено нам его обличать: не только цензор любой остановит ваше перо, но любой магазинный стоялец и вагонный сиделец поспешит задержать хулу на ваших губах.

Ведь мы уважаем Больших Злодеев. Мы поклоняемся Большим Убийцам.


 

 

Г л а в а 3

 

ССЫЛКА ГУСТЕЕТ

 

[ В главе прослежено развитие советской ссылки от 20-х годов — к 40-м и 50-м. Рассказано, как ссылка «приобрела ещё новое государственное значение свалки — того резервуара, куда сва- ливаются отходы Архипелага, чтобы никогда уже не выбраться в метрополию». ]


 

 

Г л а в а 4

 

ССЫЛКА НАРОДОВ

 

Историки могут нас поправить, но средняя наша человеческая па- мять не удержала ни от XIX, ни от XVIII, ни от XVII века массо- вой насильственной пересылки народа. Были колониальные поко- рения — на океанских островах, в Африке, в Азии, в Туркестане, победители приобретали власть над коренным населением, но как-то не приходило в неразвитые головы колонизаторов разлу- чить это население с его исконной землёю, с его прадедовскими домами. Может быть, только вывоз негров для американских плантаций даёт нам некоторое подобие и предшествие, но там не было зрелой государственной системы: там лишь были отдельные христиане-работорговцы, в чьей груди взревела огнём внезапно обнажившаяся выгода, и они ринулись каждый для себя вылавли- вать, обманывать и покупать негров по одиночке и по десяткам. Нужно было наступить надежде цивилизованного человечест-

ва — XX веку, и нужно было на основе Единственно-Верного Учения высочайше развиться Национальному вопросу, чтобы выс- ший в этом вопросе специалист взял патент на поголовное иско- ренение народов путём их высылки в сорок восемь, в двадцать четыре и даже в полтора часа.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 301 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2383 - | 2135 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.