Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Навуковыя школы ў сучаснай тэорыі сацыяльна-культурнай дзейнасці




 

Со второй половины ХХ в. социологи Беларуси изучают проблемы массовой культуры, ориентированной своим содержанием и формами выражения на усредненный уровень развития массовых потребностей духовных (псевдодуховных) и материальных ценностей. При этом предметом исследований социологов все чаще становится такой специфический социальный феномен, каковым является субкультура

Вступая в XXI в., человечество столкнулось во всех сферах своей жизнедеятельности с нарастающими кризисами и угрозами. Преодолеть их можно, только опираясь на силу человеческого разума и его познания окружающего мира, и прежде всего - на возможности науки и образования. Поэтому, начиная со второй половины ХХ в., научная мысль во всех отраслях знания - в естественных, технических, гуманитарных науках - все более заинтересованно, целенаправленно и масштабно занимается исследованием сущности и особенностей фундаментальной науки как специального социального феномена; получила новое развитие система образования.

Для культуры рубежа XX-XXI вв.центральным вопросом является проблема будущего.

 

Социально-культурная работа зарубежных стран имеет высокий уровень ее организации и ярко выраженный социальный характер. Политика передовых стран Запада направлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных видах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, предоставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жизнедеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры.

В зарубежном досуговедении используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». «Досуг» - имеет больше коммерческо-развлекательный смысл, а «рекреация» - некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели. Специфические особенности зарубежных культурно-досуговых учреждений в многофункциональности (музей, библиотека - это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр).

Рекреационная функция пронизывает деятельность большинства зарубежных культурно-досуговых учреждений. Во многих учреждениях культуры и искусств (прежде всего - музеях) большое внимание уделяется решению рекреационных задач (создаются специальные зоны отдыха, в том числе и на открытом воздухе, пункты питания, детские игровые комнаты и т.п.).

Библиотеки, активно использующие клубные (досугово-рекреационные) формы, основной задачей считают расширение доступа пользователей к информации (книги, аудио-, видео-, компьютерные средства). В последние годы в ряде стран (Франция) появился новый вид библиотек - медиатеки, специализирующиеся на информации о произведениях искусства. Обычным явлением на улицах и площадях французских городов стала работа библиобусов (библиотека на колесах).

Существуют самые разнообразные типы парков. Национальные парки (США, Канада), основное назначение которых - в предоставлении гражданам возможности отдыхать в условиях живой, «нетронутой» природы. Городские или пригородные парки досуга. Эти парки условно можно разделить на две группы:

- традиционные комплексные (семейного типа), предоставляющие посетителям разнообразные виды досуга на открытом воздухе;

- тематические, придерживающиеся какого-либо одного направления (ландшафтные, исторические, архитектурные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные типа Диснейленда и т.п.)

Заслуживает внимания зарубежный опыт туристической деятельности, работы с детьми, организации досуга с наименее защищенными в социальном отношении группами населения (малоимущими, инвалидами, представителями групп риска) и т.п.

На Западе сильно развита доступность социально-культурной сферы для людей с различными физическими и умственными отклонениями:

· персонал, специально обученный для помощи людям различными недугами;

· четко и ясно написанные объявления и указатели и т.д.

Услуги для глухих и слабовидящих:

· экскурсии на языке знаков и жестов;

· персонал, обученный языку жестов и алфавиту глухонемых;

· доступ в музей обученных собак;

· вода для этих собак и т.д.

Услуги для людей с ограничениями в движении:

· трапы с регулировкой наклона около всех лестниц;

· пассажирские лифты (не грузовые);

· стулья и сиденья различной высоты и степени твердости для пользования во время экскурсий и для отдыха;

В сфере досуга отводится большая роль в решении молодежных проблем. Большое внимание этим проблемам уделяет школа – в ней тесно сопряжена со школьной педагогикой внешкольная воспитательная и культурно-досуговая работа с детьми и подростками. Так, в США в рамках внешкольного воспитания создаются центры детского творчества, «академии юниоров», летние детские лагеря. Во Франции - школьные кооперативы, культурно-воспитательные центры («воспитательные города»). В Швеции - «дома свободного времени». В Германии - досугово-образовательные центры.

Также это добровольные объединения волонтерского характера, целью которых является как воспитание и самовоспитание личности, так и оказание помощи нуждающимся по многим направлениям их жизнедеятельности, в том числе и в организации досуга. Различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами. Например, скаутское движение. Основной задачей является воспитание молодого человека во имя общего блага, привитие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей среде, находить выход из сложных жизненных ситуаций.

В последнее десятилетие американская и западноевропейская модели досуга, создав материально развитую инду­стрию развлечений, сосредоточились на педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, выработку системы установок, умений и навыков рациональ­ного времяпрепровождения. Логика самодеятельной простоты, самообеспеченности и самоуправляемости в досуге - вот ориентиры будущего.

 

 

, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональ­ные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологии ориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей осно­ве содержат различные направления культурно-досуговой дея­тельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,

 

Следовательно, социальная природа СКД многогранна, вариативна, интегрирована во все сферы жизнедеятельности государства, общества, социальных страт, личности. В зависимости от ракурса ее анализа, СКД можно определить:

 

1. Как социальный феномен: СКД - общественно-значимый способ активного отношения человека к действительности, проявляющийся в производстве, распространении и потреблении ценностей культуры в сфере досуга.

2. Как общечеловеческий феномен: СКД - социальный механизм и сфера международных, межнациональных культурных связей и обменов, проводящихся независимо от инициативы или по инициативе частных лиц, государственных или негосударственных организаций.

3. Как конституционно-правовой феномен: СКД - конституционный механизм создания правовых гарантий для свободной культурной деятельности граждан, этнических общностей; определения принципов и правовых норм взаимоотношений субъектов культурной деятельности, государства и организаций культуры.

4. Как научно-исследовательский феномен: СКД - междисциплинарная область научных исследований, предметом которой выступает изучение культурной, образовательной, просветительной среды обитания человека, особенностей духовного развития различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.

5. Как учебно-образовательный феномен: СКД - программа подготовки специалистов средней и высшей квалификации в области культуры и искусства, способных обеспечить социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей.

6. Как межотраслевой, внепроизводственный феномен: СКД - функция, содержание и сфера деятельности трудовых коллективов материальных и нематериальных отраслей производства, осуществляемая в рекреационных, просветительных, креативных целях.

7. Как профессионально-отраслевой феномен: СКД - система профессиональной деятельности, стимулирующая на государственно-нормативной основе духовное развитие, культурную активность личности и социума в условиях свободного времени.

8. Как пространственно-временной феномен: СКД - 1) профессиональное поле деятельности специалистов социальной сферы, осуществляемой в рамках их рабочего времени; 2) самостоятельная культурная деятельность человека, ограниченная объемом и структурой его свободного времени, главным образом, той его части, которая определяется как досуг.

9. Как общественно организованный феномен: СКД - особая область деятельности общественных организаций и движений, направленная на сохранение и трансляцию исторически сложившихся норм поведения, национального языка, традиций, обычаев, фольклора, промыслов и ремесел различных этносов.

10. Как личностно индивидуальный феномен: СКД - 1) духовно-эстетическая индивидуальная деятельность, основанная на инициативе, активности, добровольности, выражении "самости" человека в его творческом развитии; 2) функционирование личности в окружающей социокультурной среде, формирование ее социокультурного статуса, норм и образцов поведения, форм участия в социокультурных процессах.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 452 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2212 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.