Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кампетэнтнасная мадэль спецыяліста па сацыяльна-культурнай дзейнасці: сутнасць і характарыстыка




Цель подготовки специалиста-педагога и организатора социально культурной сферы заключается в необходимости создания и функционирования благоприятной досуговой микросреды, способствующей социализации личности, ее развитию, ее «врастанию в человеческую культуру», преодолению дефицита общения, эмоционального отчуждения взрослых и подростков, установлению их взаимодоверия.

В условиях децентрализации управления культурными процессами, разработки и осуществления региональной культурной политики специалист фактически формирует и реализует социально-культурный заказ населения в лице его основных демографических групп: семьи, женщин, детей, подростков и т.д., а также общественных институтов: женсоветов, фондов, различных ассоциаций, движений и т. д. С повышением роли муниципальных органов, которые формируются как самая широкая государственно-общественная организация, активизируются меры по развитию материальной базы, условий, форм территориального самоуправления досуговой сферой, созданию более благоприятных, чем прежде, возможностей для привлечения потенциальных партнеров к участию в социально- культурной деятельности, а также для качественно иной координации, финансирования этой деятельности со стороны ведомств, предприятий, организаций. Уже сегодня муниципальным органам дано единоличное право определения и выбора нужных району специалистов. Они централизованно (как это делают и конкретные государственные и общественные институты) формируют социальный заказ на подготовку кадров на принципиально иной экономической, организационной, практической основе. При приеме на работу преимуществами пользуются специалисты, имеющие высшее, среднее педагогическое, техническое, среднее культурно-просветительное образование, практический опыт работы с детьми и подростками, а также лица, прошедшие курс обучения в педагогических классах средней школы.

Местом работы специалиста социально-культурной сферы являются детские, подростковые, семейные клубы, клубы по видам творчества, традиционные клубы, Дома и Дворцы культуры, социально- культурные и социально-педагогические комплексы, центры досуга, видеосалоны и другие культурно-досуговые структуры, а также образовательные, внешкольные учреждения системы просвещения, профессионально-технического образования, государственные, профсоюзные, молодежные и другие общественные организации.__ Для удовлетворения современных и перспективных потребностей в подготовке специалистов необходимо учитывать специфические

особенности конкретной досуговой среды, социально-культурных институтов, многообразие, вариантность типов культурно- досуговых центров, функциональную специализацию социальных работников, а также общие требования к ним в условиях рыночных отношений и быстро прогрессирующих рекреационных технологических систем. Это может быть достигнуто путем более глубокой дифференциации учебного процесса, введения прогрессивных методик развивающего общения.

Углублению профилированной подготовки кадров способствует более гибкая система высшего и среднего специального образования, характеризующаяся многообразием форм и каналов подготовки специалистов. При определении перспектив развития профилирующего образования важно предусмотреть, привлекая зарубежный опыт, возможности подготовки кадров в вузах культуры с увеличением до 5 лет срока обучения, подготовку специалистов, по своим задачам и функциям замыкающихся на культурно-досуговой сфере (культурологи, социологи, специалисты культурно-досуговой сферы, социальные педагоги – организаторы культурно-досуговой деятельности и др.), организацию подготовки специалистов для культурно-досуговой сферы в педагогических, физкультурных и других вузах, а также с сокращенным сроком обучения в вузах культуры специалистов на базе высшего непрофильного и среднего культурно-просветительного образования. Широкие перспективы открывают налаживание контактов с зарубежными, международными общественными, учебными, развивающими центрами, содействие росту молодых лидеров любительских движений, многочисленных досуговых инициатив.

Особое значение приобретает непрерывная работа по повышению квалификации кадров социально-культурной сферы. Непрерывность повышения квалификации, необходимость обеспечения цельности и сбалансированности всех звеньев ее системы, а также охвата всех типов социально-культурных институтов и всех категорий занятых в них работников требуют дальнейших структурных изменений, в том числе пополнения системы новыми звеньями.

Кадры культуры – это основной состав специалистов, обеспечивающих функционирование учреждений культуры. Они осуществляют производство художественных ценностей как в предметном, так и в идеальном (художественные образы) выражении, их распространение (тиражирование) и сохранение, а также производство услуг по потреблению (освоению) художественной продукции и удовлетворению потребностей населения в культурно-досуговой деятельности. В соответствии с функциональными направлениями, с проявлениями личной творческой деятельности кадры культуры возможно подразделить на две группы: творцы (создатели и интерпретаторы) ценностей и организаторы культурного процесса.

 

Среди особенностей социаль­но-культурной деятельности можно выде­лить многообразие действующих субъектов – специ­алистов, выполняющих те или иные ролевые социальные функции.

Менеджерство ( менеджмент, предпринимательство, продюсерство в сфере органи­зации досуга детей, подростков, молодежи, семейных общностей). Проявляется как активное участие в соорганизации, координации действий всех участников социально-культурного процесса. Элементы менеджерства частично присутствуют в деятельно­сти любого специалиста социально-культурной сферы.

Посредничество ( в сфере общения людей — роль ведущего, или модератора-посредника; в коммерческих отношениях — роль имп­ресарио, антрепренера). Сущность— организа­ция взаимодействия между творческой личностью, мастером, худож­ником, носителем культурной информации и редких умений, с одной стороны, и аудиторией, публикой, коммерческими структурами — с другой. Роль "ведущего", возглавляющего досуговую общность, группу людей или массовую аудиторию, — предполага­ет тесное сотрудничество, сотворчество людей.

Реформаторство, или инновационная деятельность. Осуществляется талантливыми руководите­лями и организаторами коллективной инициативы, самодеятельности людей в социокультурной сфере. Это субъекты актив­ного инновационного воздействия на тот или иной вид социально-куль­турной деятельности.

Лидерство – ролевая функция организатора досуга в малых группах, камерных формах познавательной, культурно-творческой, ре­креационной деятельности как мастера, наставника. Целевой установкой лидера-педагога оказывается развитие у конкретной общности людей (детей, подростков, взрослых) творческих способностей, а также мето­дов, с помощью которых эти способности формируются и реализуются.

Генеральная функция специалиста культурно-досуговой сферы — создание условий для наиболее полного разви­тия и саморазвития, самоутверждения, самореализации различных слоев населения социума в сфере досуга. В состав генеральной ролевой функции входит ряд производных:

1. Участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуговой деятельно­сти жителей социума.

2. Участие в нормативно-правовом обеспечении и защите конститу­ционных свобод личности в условиях досуга, осуществлении различных форм соци­альных инициатив и самодеятельности населения.

3. Финансово-экономическое обеспечение учреждений досуга, вла­дении механизмом материального обеспечения самодеятельных иници­атив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятель­ности.

4. Обеспечение досуговых форм самодеятельности населения, разработка, корректировка и реализация социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, развитие инициативы и самодеятельности населения.

Любого специалиста характеризуют квалификация и компетентность. Первая в большей степени связана со «знанием о» и характеризует горизонт и уровень знаний, вторая – с «умением как» и предполагает решение конкретных задач, владение технологией [Тульчинский].

Для современного специалиста, занятого в сфере культуры, сегодня характерным является не только его широкая профессиональная профилизация, обусловленная потребностями рынка услуг, но и рост его современного юридического, экономического, этического, социального статуса. Эффективность реализации намеченных целей и задач в социально-культурной деятельности может быть достигнута только при условии обеспечения высокого уровня компетентности и степени профессионализма.

Профессиональную компетентность характеризует совокупность ряда составляющих: глубокое понимание теоретических и методологических основ своей профессии или специальности (концептуальность); достаточно полное представление об экономической, социальной, психологической среде (фоне), в которой осуществляется тот или иной социально-культурный проект (контекстуальность); владение базовыми профессиональными умениями и навыками (технологичность); способность предвидеть изменения, важные для собственной профессии, и быть готовым приспособиться к ним (адаптивность); умение эффективно пользоваться различными средствами и способами общения (коммуникативность); способность сочетать теоретические положения с социально-культурной практикой (интегративность) [Киселева-Красильников].

По характеру исполнения роли могут различаются как творческие (креативщик) и репродуктивные, заключающие в себе стандартный, повторяющийся набор действий (менеджер, маркетолог и т.д.).

Множество взаимодействующих субъектов социально-культурной и индивидуально-культурной деятельности, включая как профессионалов, так и любителей, составляет следующие основные категории:

1) социальные заказчики (ресурсодержатели), выражающие интересы и запросы различных групп населения – потенциальных пользователей социально-культурных проектов и программ, конкретных потребителей культурного продукта, благ и услуг;

2) менеджеры - организаторы социально-культурной сферы являются руководителями и посредниками в разработке и реализации многочисленных образовательных, художественно-творческих, развлекательно-игровых, спортивно-оздоровительных и других социально-культурных проектов и программ;

3) исполнители – творческие работники, профессионалы и непрофессионалы непосредственно заняты созданием социально-культурных ценностей и услуг, конкретных проектов и программ.

Единство методологических, теоретических и технологических знаний в совокупности с практическим опытом рождают и накапливают умения и навыки, профессиональный опыт как основу профессионального мастерства. Таким образом, профессиональное мастерство менеджера рождается в процессе реальной социокультурной деятельности и определяет профессиональную компетентность менеджера.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 617 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.