Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские основания современной педагогики. Идеи гуманизма как основа современной педагогики




В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Экзистенциализм, или философия существования – это переживание человеком своего бытия в мире. Его основные представители – Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов (Россия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих (США). Основное понятие экзистенциализма – существование (экзистенция) – индивидуальное бытие человека, погруженного в свое “Я”. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее “Я” каждого.

 

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм – учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж.Маритен, У.Канингхэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира – физический и духовный. Последний, более богатый и благородный, имеет и бльшую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении “досознательного”, в котором, якобы, находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие “досознательного” стремления приблизиться к Богу.

Значительные открытия, сделанные в области химии и биологии на стыке ХIХ – ХХ вв., обусловили появление в философии нового направления – позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к области мифологии.

Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма – Дж.Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги “Американская средняя школа сегодня”, “Подготовка американских учителей” и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

 

Прагматизм как философское течение возник на рубеже ХIХ – ХХ вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме – “опыт”, “дело”.

Наиболее яркий представитель прагматизма – американский ученый Дж.Дьюи. Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США.

Опираясь на базовое понятие прагматизма – “опыт”, Дж.Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу “самовыявления” данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта Дж.Дьюи и его последователи (Т.Брамельд, А.Маслоу, Э.Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. ХIХ в. Широкое распространение он получил в ХХ в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители – К.Маркс и Ф.Энгельс распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Ключевое понятие гу­манистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия сущест­вует несколько значений. Их изучение позволяет осознать раз­личные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затрудне­ния, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».

Так, понятие «гуманизм» употребляется по крайней мере в нескольких смысловых значениях:

- название эпохи Возрождения и различных культурных движе­ний, идейных течений, направлений общественной мысли;

-название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

- характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

- обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения;

- определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

- выражение особого отношения к человеку как высшей ценно­сти жизни;

- название практической деятельности, направленной на дос­тижение общечеловеческих идеалов, и др.

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеологическое, как название философской системы, и поэтому его исследование предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое поня­тие, в котором отражается одна из важнейших черт направленно­сти личности.

Гуманизм как система философских взглядов, как направле­ние общественной мысли оформился в эпоху Возрождения. Он был провозглашен в противовес феодально-церковной идеоло­гии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой при­роды, а аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» объявляла в качестве высших добродетелей че­ловека. Гуманистические идеи, связанные с пониманием челове­ка как части природы и самоценности его личности, требовани­ем полного удовлетворения его «земных» потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду способ­ностей и возможностей, составили основу ведущей мировоз­зренческой ориентации прогрессивных общественных движений. Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в се­бя все высшие ценности, выработанные человечеством на дол­гом и противоречивом пути своего развития и получивших на­звание общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедли­вость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равен­ство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Гу­манизм - отдельная и глобальная философская система. Его само­стоятельность определяется такими признаками, как автоном­ность, универсальность и фундаментальность гуманистических идей, единства целей и средств.

Автономность гуманизма объясняется тем, что его идеи не мо­гут быть выделены из религиозных, исторических или идеологи­ческих посылок.

Универсальность гуманистических идей обусловлена их при­менимостью ко всем людям и любым социальным системам.

Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, от­ражающее основные условия общественной жизни. Ценности гу­манизма - не второстепенные элементы определенной надстрой­ки, по своей значимости они соотносятся с наиболее фундамен­тальными явлениями социальной структуры.

Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении означает пресечение всяких попыток любыми средствами добить­ся своих целей. Нельзя поступаться гуманистическими принципа­ми по соображениям стратегической необходимости

 

3. Основные понятия и категории педагогики: воспитание, образование, обучение, целостный педагогический процесс и др.

(Пидкасистый, Сластенин, Харламов)

Категории педагогики – понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики

Воспитание
в широком смысле – овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и идеологическими) отношениями. В узком смысле – формирование идеологических, социальных, нравственных и эстетических отношений

Принципы воспитания:
-Ориентация на ценности и ценностные отношения.
-Принцип субъектности.
-Принцип целостности.

Функции воспитания:
-упорядочивание всего спектра влияний на личность
-создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности

 

Образование

овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие

Обучение
целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно – познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно – эстетических взглядов и убеждений

Задачи обучения
-стимулирование учебно–познавательной активности обучающихся
-органия, памяти, творческих способностей и дарований
-выработка научного мировоззрения и нравственно – эстетической культуры
-совершенствование учебных умений и навыков

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4243 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2325 - | 2003 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.