Работая с антропогенно-нарушенной, синантропной раститительностью, фитоценологии пришли к выводу, что она зачастую представляет собой «фитоценотическую смесь» из разных синтаксонов. Не всегда здесь можно найти характерные виды. Этот «кризис характерных видов», сложившийся в фитоценологии в середине ХХ века привел чешских геоботаников К. Копечки и С. Гейны (Kopecký, Hejný, 1974) к разработке особого «дедуктивного» метода классификации. Согласно этого метода сообщества, в которых нет своих диагностических видов, а представлены только диагностические виды высших синтаксономических единиц стали называть базальными. Если же доминант сообщества – выходец из «чужого» синтаксона (часто это заносные, инвазивные виды) сообщество получает статус дериватного.
Дедуктивный подход достаточно хорошо отражает статус антропогенного нарушения и сукцессионную динамику сообществ. Он позволяет включить в классификационную схему практически все разнообразие растительности нарушенных территорий. Подход отображает взаимосвязь нарушенных или «временных» сообществ, представляющих стадии сукцессии, с высшими синтаксономическими единицами. На основе комплексного анализа ценофлоры таких сообществ в синтаксономическом пространстве можно сделать выводы об их генезисе и возможных сценариях дальнейшего развития.
Дедуктивный подход неоднократно использовался для классификации антропогенно нарушенных территорий в Южном Нечерноземье и соседних регионах России. Среди таких сообществ отмечены сукцессионные смены широколиственных, хвойно-широколиственных и хвойных лесов, ксеротермных кустарников на слонах речных долин, нарушенные пойменные и материковые луга, синантропная растительность, сообщества неофитов (Радченко, 1999; Булохов, 2001; Булохов, Соломещ, 2003; Булохов, Харин, 2005; Аверинова, 2006; Семенищенков, 2006; Свиридова, Семенищенков, 2006; Харин, 2006; Семенищенков, 2007).
Степень представленности базальных и дериватных сообществ хорошо отражает общую картину и возможности восстановления естественной растительности на антропогенно нарушенных территориях. Высокое разнообразие этих сообществ чаще всего прямо или косвенно указывает на нарушение местообитаний.
Классификация растительности нарушенных территорий (в том числе в Южном Нечерноземье России) имеет целый ряд трудностей. Например, антропогенная трансформация сильно фрагментированной лесной растительности проявляется в широком распространении мелколиственных сукцессионных смен, неполночленности и разнообразных нарушениях структуры лесных фитоценозов, синантропизации ценофлор лесов, наличии «антропогенных» вариантов традиционных ассоциаций и др. Все это создает разнообразные трудности при классификации:
· Антропогенные неполночленность флористического состава и «фитоценотические смеси» затрудняют диагноз синтаксонов.
· В ряде случаев вторичные сообщества надолго занимают местообитания и имеют высокое сходство по составу ценофлоры с коренными сообществами. Возобновление коренных сообществообразователей в них сильно подавлено.
· Сукцессионные смены часто недолговечны, состав ценофлоры сообществ может значительно меняться в разные годы.
· Ценофлоры вторичных сообществ с одними и теми же доминантами сохраняют высокое сходство с различными типами сообществ, относящихся как к разным союзам, так и к более крупным единицам классификации.
· Сообщества на различных стадиях сукцессии часто не имеют в составе ценофлоры коренных видов, важных при диагнозе синтаксонов.
· Инвазивные виды активно внедряются в естественные сообщества (натурализуются) или формируют их, выступая доминантами. При этом состав ценофлоры может сохранять сходство с коренными сообществами.
Ниже кратко охарактеризованы некоторые сообщества, установленные с помощью дедуктивного подхода в Судость-Деснянском междуречье – крупном антропогенно нарушенном регионе Южного Нечерноземья (Семенищенков, 2006, 2007).
Базальное сообщество (Б. с.) Acer platanoides – Tilia cordata [Fagetalia sylvaticae]. Диагностические виды (Д.в.): Tilia cordata (доминант), Acer platanoides (доминант). Кленово-липовые восстановительные смены, занимающие склоны балок опольских ландшафтов и коренные берега рек со свежими нейтральными умеренно богатыми минеральным азотом серыми лесными суглинистыми почвами, а также выровненные возвышенные участки полого-холмистых равнин полесий и предполесий на дерново-подзолистых суглинистых почвах. Сильное затенение затрудняет возобновление коренных пород, поэтому такие сообщества долго сохраняются в своих местообитаниях. В сравнении с типичными зональными широколиственными лесами наиболее широко распространенной ассоциации Mercurialo – Quercetum roboris Bulokhov et Solomeshch 2003, описанных в схожих эдафических условиях опольских ландшафтов, кленово-липовые леса как правило более «темные», что проявляется в явном преобладании сциофитов в травяно-кустарничковом ярусе.
Б. с. Corylus avellana [Querco – Fagetea]. Д.в.: Corylus avellana (доминант). Восстановительные лещиновые смены широколиственных лесов, широко распространенные по склонам балок в опольях, коренным берегам рек и на месте сведенных дубовых лесов на свежих (5,6) нейтральных (6,3) средне обеспеченных минеральным азотом (5,4) серых лесных и дерново-подзолистых почвах. Для Южного Нечерноземья приводится базальное сообщество Corylus avellana – Quercus robur[Querco–Fagetea] (Булохов, Соломещ, 2003). Основное отличие наших сообществ – отсутствие дуба как в древостое, так и в подросте. Возобновление коренных пород в условиях высокого затенения сильно затруднено. Сообщества распространены в широком спектре экологических условий, что отражается на составе ценофлоры. В ряде случаев можно было бы рассматривать заросли лещины как сообщества нескольких известных союзов дубовых лесов, однако во всех сообществах обильны и константны неморальные виды класса Querco – Fagetea.
Б. с. Urtica dioica [Molinietalia]. Д.в.: Urtica dioica (доминант). Монодоминантные сообщества Urtica dioica, распространенные в нарушенных поймах, по окраинам сырых лугов, сырым лесным полянам, днищам балок, на влажных нейтральных богатых минеральным азотом низинных, болотных торфяных и серых лесных почвах. Интенсивно размножаясь вегетативно и будучи устойчивой к механическому повреждению, она долго удерживает местообитания. Иногда крапива используется населением на корм скоту. Описанные монодоминантные насаждения Urtica dioica служат индикатором богатых почв и, как правило, нарушенных местообитаний. По экологическим условиям местообитаний близки больше к синтаксонам союза Filipendulion, характерные виды которого поcтоянно присутствуют в ценофлоре.
Дериватное сообщество (Д. с.) Hesperis matronalis[Artemisetea vulgaris]. Д.в.: Hesperis matronalis. Эти неофитные сообщества занимают широкие ложбины коренных мергелистых юго-восточных склонов реки Десны и сформированы инвазионным среднеевропейско-азиатским горным видом Hesperis matronalis. Вечерница длительно создает лилово-малиновый аспект во время цветения. В сообществах обильны виды класса Artemisetea vulgaris.
Д. с. Heracleum sosnovskii [Artemisetea vulgaris]. Д.в.: Heracleum sosnovskii. Неофитные сообщества, широко распространенные на территориях заброшенных ферм, по обочинам дорог, чаще на богатых почвах. Борщевик Сосновского был интродуцировна в конце 70-х годов в ряд хозяйств Брянской области как высокопродуктивная силосная культура, однако в последующие годы достаточно агрессивно проявляет себя как натурализующийся вид и формирует монодоминантные сообщества.